Консультация для педагогов: "«Роль музыки в физическом развитии дошкольников»
консультация

Башлаева Татьяна Николаевна

Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_fizicheskom_razvitii_doshkolnikov.docx18.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Роль музыки в физическом развитии дошкольников»

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов - эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

Работа с детьми включает проведение занятий, праздников, развлечений, а также организацию и развитие самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазаний, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др., не следует использовать музыку.

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками, требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы - легкой, игривой; покачивание цветами или лентами - нежной, напевной и т. п.  Вместе с тем, один и тот же вид движения, может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий

Музыка на утренней гимнастике. 

В процессе утренней гимнастики музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения.

Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.

Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений.

Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян) .

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое - снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.

Музыка на физкультурном занятии. 

На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключение составляют некоторые подвижные игры, так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания.

Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов.

Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.

Различные музыкальные произведения в грамзаписи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и физкультурном занятии.

Использование музыки на физкультурных занятиях, утренней гимнастике способствует укреплению организма и развитию музыкальности.

Физкультурные досуги и праздники.

Физкультурные досуги и праздники обеспечивают решение образовательных и воспитательных задач,  совершенствование двигательных умений, формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Содержание того и другого составляют подвижные игры и физические упражнения знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации.

Музыкальный руководитель должен подобрать музыкальное оформление к играм и эстафетам. Музыка помогает детям понять, в каком темпе выполняется то или иное упражнение. Например, эстафету с прыжками хорошо иллюстрирует «Смелый наездник» Шумана.

Разнообразные виды развлечений и праздников предполагают их планирование.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет план и разрабатывает сценарий с учетом всей педагогической работы и возрастными особенностями детей данной группы.

Какое же физическое развитие дети получают на музыкальных занятиях?

На музыкальном занятии очень много видов деятельности, в процессе которых дети получают физическое развитие. Но сегодня мы остановимся лишь на некоторых из них.

Только при физиологически правильном дыхании возможно полноценное физическое развитие.

В этом помогают дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика.

Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они считают их игрой, и вместе с этим приносят неоценимую пользу для укрепления дыхательной мускулатуры и здоровья в целом.

В практике музыкальных руководителей осуществляется система пальчиковых упражнений, сопровождаемая пением.

Оказывается, пальчиковые игры – одна из основ физического развития ребенка.

Пальчиковые игры дают ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счёте — сформировать представление о своём теле.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Вообще, музыкально-ритмические движения один из любимых видов деятельности детей.

Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, которые в свою очередь способствуют их физическому развитию.

Например, движения современных танцев, поочерёдное разведение коленей и т. д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.

Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.

Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль подвижные игры в физическом развитии детей с амблиопией и косоглазием».

Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контр...

Консультация для педагогов «Роль сказки в социально-личностном развитии младших дошкольников»

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уров...

Сообщение для педагогов "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей"

Основные задачи. В сфере работы с детьми ими стали:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни;Формир...

Консультация для родителей и педагогов "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей".

Очень важно знать и родителям и педагогам о том, как важна двигательная активность в жизни каждого ребенка....

Консультация для педагогов"Роль устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников"

Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок...

Консультация для педагогов «Роль театра, музыки, живописи в преемственности поколений и воспитании творческой личности ребенка-дошкольника»

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятель...

Консультация для педагогов"Роль подвижной игры в физическом развитии детей с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Роль подвижной игры в физическом развитии  детей с ОВЗ"...