конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Спортивно-познавательная программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и двигательных способностей посредством освоения национальных видов спорта народов Севера.

Создать у детей радостное настроение, закрепить знания об национальных играх, повысить их эмоциональный тонус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_severnoe_mnogobore.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ПРОВИДЕНИЯ»

конспект физкультурного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта»

Подготовили: заместитель директора по УВР Балацкая М.А.

Тренер-преподаватель Клименко И.Г.

2023 год

Конспект физкультурного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Северное многоборье»

Тип занятия: спортивно-познавательная программа

Цели занятия:

  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и двигательных способностей посредством освоения национальных видов спорта народов Севера.
  • Создать у детей радостное настроение, закрепить знания об национальных играх, повысить их эмоциональный тонус.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Освоить теоретические знания с использованием информационных технологий в учебном процессе;
  • Расширить знания обучающихся о национальных обычаях, традициях народов Севера, истории народных игр, национальных видах спорта;

Оздоровительные:

  • В игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений;
  • Освоить технику выполнения самобытных упражнений народов Севера;

Воспитательные:

  • Воспитание потребности умения самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие физических качеств;
  • Развивать интерес к самостоятельным занятиям спортом;

Вид занятия: комбинированное, с использованием информационных технологий.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение (« »), спортивные маты - 3 шт., стойки - 2 шт., кольца – 20 шт., конусы - 3 шт., «льдинки» маты – 12 шт., мячи 10 шт., корзины 2 шт., мяч-хопы – 2 шт.

Продолжительность занятия: 25-30 мин

I. Вводная часть.

(Под бодрую музыку дети входят в зал, строятся в одну шеренгу)

Руководитель ФВ: Группа, равняйсь! Смирно! Вольно! Здравствуйте, ребята!

Дети: Здраст!

Ведущий: Мы с Вами живём в удивительном, своеобразном своими обычаями, традициями регионе, с экстремальными климатическими условиями, который называется Крайний север. Сегодня мы проведём с вами необычное занятие, проведём импровизированные спортивные состязания по национальным видам спорта. Северное многоборье – это состязания в силе, ловкости, выносливости.

Вы сможете показать свои знания, способности, проявите свои лучшие физические качества.

Руководитель ФВ: Наше физкультурное занятие посвящено закреплению знаний о национальных видах спорта.

Ребята, напоминаю вам, что важно на физкультурном занятии соблюдать меры предосторожности (сохранять дистанцию, быть внимательными и осмотрительными).

А сейчас нам нужно выполнить небольшую разминку: Группа, равняйсь! Смирно! Налево за направляющим шагом марш!

-Ходьба на носках, руки в стороны, на пятках руки за спиной, обхватив локти, обычный шаг.

-Бегом марш! Бег в среднем темпе, прямыми ногами вперед, в колонне по одному.

-Бег взахлёст голени назад, бег в колонне по одному. Ходьба в колонне по одному.

-Шагом марш! Ходьба в приседе, руки на коленях, ходьба в колонне по одному.

Дыхательные упражнения.

II. Основная часть.

Ведущий: сейчас я приглашаю всех девчонок и мальчишек проявить ловкость, быстроту и силу в традиционных северных состязаниях, состоящих из трех станций.

Руководитель ФВ: посмотрим, какие вы ловкие. Пройдем по станциям.

Участники идут к первой станции выполняют «Прыжки через нарты»-станция №1

Участник прыгает через 3 «нарты» (узкие маты – 3 шт., высота 10 см, поставленные друг от друга на расстоянии 50 см) и обратно, не задев ни одной.

По сигналу руководителя ФВ (свистку) переходят к следующей станции

Участники выполняют «Метание тынзяна на хорей»- станция №2

Участники соревнований выстраиваются в шеренгу, в 3-х метрах от них условные «оленьи рога» (стойка с палкой). Участники должны набросить кольцо на рога. По сигналу руководителя ФВ (свистку) переходят к следующей станции.

Участники выполняют «Тройной прыжок» - станция №3

Участники команд выполняют тройной синхронный прыжок с места.

Ведущий: предлагаю вам немного отдохнуть и отгадать загадки, а мы узнаем, как хорошо вы знаете родной край!

Руководитель ФВ в этот момент готовит инвентарь для эстафет.

Ведущий: загадывает ребятам загадки:

1. Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)

2. Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Лыжи)

3. Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)

4. Не буквы, а написаны в строчку; без языка, а охотнику все расскажут. (Следы)

5. Под водой сидит колдунья у нее сто глаз (Сеть).

Ведущий: Молодцы, все препятствия преодолели и в награду, я предлагаю вам разделится на 2 команды и провести спортивные эстафеты. А сейчас я дам каждой команде по одному звену будущей цепочки, после каждой эстафеты победившая команда, сможет добавить к своей цепочке по 2 звена, а вторая команда сможет добавить к своей цепочке 1 звено.

Руководитель ФВ объясняет ребятам правила проведения эстафет.

(веселая музыка на проведение эстафет)

Эстафета «Бег змейкой»

Участники делятся на две команды. Задача игроков по одному пробежать змейкой между тремя конусами, вернуться обратно и передать эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая окажется быстрее.

Эстафета «Надень кольцо»

Участники делятся на две команды. Задача игроков по одному добежать до конуса, надеть на него кольцо, вернуться обратно и передать эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая окажется быстрее.

Эстафета «Переправа»

Участники делятся на две команды. Перед игроками на полу лежать льдинки, по которым нужно перебраться на другую сторону. Дети по очереди подходят к льдинкам и начинают прыгать на одной или двух ногах с льдинки на льдинку, продвигаясь вперед. Затем упражнение выполняет следующий. Побеждает та команда, которая окажется быстрее.

Эстафета «Попади в корзину»

Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается мешок с мячиками разного размера, мешочками для метания. Участники в порядке очереди начинают бросать мячи в корзину. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину.

Прыжки на хопах

Дети каждой команды по сигналу прыгают на мяче-хопе до поворотной отметки и обратно. У линии старта передают эстафету следующему. Побеждает та команда, которая окажется быстрее.

Ведущий: ребята! Вы большие молодцы, отлично справились с заданиями и у ваших команд получились цепочки. Своими успехами вы звено за звеном скрепляли свою цепь. А теперь скрепив эти цепочки – у нас получалась одна крепкая цепь. А сейчас если вы возьметесь за руки, вы так же, как звенья цепи скреплены друг с другом в одну большую дружную и крепкую команду. А в команде один за всех….

III. Заключительная часть.

Руководитель ФВ: налево! За направляющим шагом марш!

Построение в колонну по одному, перестроение в полукруг.

Подведение итогов.

Ведущий: Какие же вы ребята сильные, ловкие и умелые! Вы - настоящие спортсмены!

  • Какие упражнения северного многоборья вы запомнили?
  • Какие упражнения вам понравились больше всего?
  • Что было для вас трудно?

Ведущий: Руководитель ФВ: Ребята, какой праздник мы будем отмечать 10 декабря?

Дети - «День Чукотки».

Ведущий: Молодцы, правильно. Ребята мы очень хотим отметить ваши старания, ловкость, силу и быстроту. И вручить вам - юным спортсменам шоколадные медали, наслаждайтесь сладкой победой и продолжайте достигать новых спортивных высот. До свидания ребята.

(торжественная музыка на вручение шоколадных медалей)

Список литературы

  1. Бельды Б.Ч. Возрождение традиционных средств физического воспитания народов Севера: Межвузовский сборник научных трудов. - Хабаровск: Хабаровский педагогический институт, 1990. - С. 42.
  2. Зуев В.Н. Северное многоборье. Тюмень, 2003- 280 с.
  3. Прокопенко В.И. Традиции физического воспитания народов Севера. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - С. 87-89.
  4. Северное многоборье: Уч.-метод. пособие / Н.И.Синявский, В.В.Власов и др. Сургут, 2002- 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Национальная посуда народа саха"

Знакомство детей  с народно-прикладным  искусством  якутских мастеров.Обогащение словарного запасаВоспитывать уважение к традициям родного народа.Учить детей расписывать элементы якутск...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Какой он - Крайний Север?"

Презентация поможет детям составить для себя более полное и наглядное представление об этом уголке нашей планеты....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

познавательное занятие "Кто как видит" для детей старшего дошкольного возраста. С помощью разнообразных опытов дети узнают, как видят разные животные.

Конспект занятия Тема «Кто как видит»Область развития «Познание» Задачи:1.Через  экспериментирование познакомить детей с тем, как видят разные животные.2.Развивать по...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...