Иванова Марина Ивановна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Русский язык и литература, Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей

Увлечения: Чтение, разведение комнатных цветов

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: г. Улан-Удэ

Место работы: МАОУ СОШ № 43

Звание, ученая степень: Учитель высшей категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/marina-ivanovna-20

       

О себе

           Родилась в с. Хоринск,окончила Хоринскую среднюю школу №2 в 1983 году.В 1987 году окончила БГПИ, Историко-Филологический факультет.

          В 1988 году принята на работу учителем русского языка и литературы в Хоринскую среднюю школу №1,где проработала 32 года. В данное время работаю в г. Улан-Удэ средней школе №43.

          Двое детей, внук и внучка.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Два капитана" Вениамин Каверин

Мои достижения

- Грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия "За успешную работу в обучении и воспитании учащихся" (1997);

- Диплом ГАОУ ДПО РБ "Бурятский институт повышения квалификации, переподготовки работников образования "Успешныф учитель" (2008);

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации "Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации" (2008);

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации "За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурого и нравтственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников" (2010);

- Диплом "Учитель цифрового века" "За активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта" (2014/2015);

- Почетное звание "Почетный работник общего образования РФ" (2015);

- Грамота Всероссийской Общественной Организации Ветеранов "За подготовку участника, завоевавшего 1 место в номинации "Творческие работы обуччающихся" (2015);

- Грамота МКУ "Хоринское управление образования" За подготовку участников, завоевавших 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений в РБ (2015);

- Почетная грамота Бурятского отделения ОО "Общероссийская ассоциация учителей русского языка и литературы" За подготовку призера муниципального этапа I Республиканского конкурса "Грмматик" (2015);

- Диплом "Учитель цифрового века" "За активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта" (2015/2016);

- Благодарственное письмо от Бурятского института инфокоммуникаций ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информации" За активное участие в отборочном чемпионате "Молодые профессионалы Wordskills Russia Республики Бурятия" и профориентационную работу среди  школьников" (2016);

- Сертификат Министерства здравоохранения Республики Бурятия (2016);

- Благодарность Министерства образования и науки РБ БРИОП РОО БОЦ "Эврика" (2016);

- Диплом "Учитель цифрового века" "За активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта" (2016/2017);

- Почетная грамота Бурятского отделения ОО "Общероссийская ассоциация учителей русского языка и литературы" За подготовку призера муниципального этапа III Республиканского конкурса "Грмматик" (2017);

- Б лагодарственное письмо от главы МО "Хоринский район" (2017);

- Почетная грамота Министерства образования и науки РБ "За подготовку призера конкурса "Грамматик-2017" (2017);

- Благодарственное письмо от начальника МКУ "Хоринское управление образования" (2017

- Благодарственное письмо "За подготовку призера II окружной НПК школьников "Я-ЛИЧНОСТЬ!" (2017);

- Почетная грамота Бурятского отделения ОО "Общероссийская ассоциация учителей русского языка и литературы" За подготовку призера муниципального этапа IV Республиканского конкурса "Грмматик" (2018);

- Грамота МО "Хоринский район" (2018);

- Благодарственное письмо от главы МО "Хоринский район" (2018);

- Благодарность "За активную помощь при проведении III Международного дистанционного конкурса "Старт" (2018);

- Грамота МО "Хоринского района" за активное участие в организации летнего отдыха детей (2018);

- Благодарственное письмо главы МО "Хоринского района" (2018);

- Свидетельство "Подготовки к III Международному дистанционному конкурсу "Старт" учащихся, ставших победителями (2 место)" (2018);

- Диплом интеллект - центра дистанционных технологий "РАДУГА" победитель 2 степени Всероссийского дистанционного конкурса педагогов "Радуга мастерства" в номинации "Методическая копилка" (2018);

- Почетная грамота ГАУ ДПО РБ за работу в жюри конкурса "Грамматик-2019" (2019);

- Почетная грамота Бурятского регионального отделения "Ассоциации учителей литературы и русского языка" (2019);

- Диплом "Диктант победы" (2020);

- Благодарственное письмо Министерства природных ресурсов Республики Бурятия "За подготовку участника Республиканского фестиваля детских исследовательских и проектных работ "Летний калейдоскоп" (2020);

​- Благодарственное письмо МУ "Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ " За добросовестный труд, вклад в развитие образования г. Улан-Удэ" За добросовестный труд, вклад в развитие образования г. Улан-Удэ (2020);

- Благодарность "Живая классика" (2020).

 

 Межрегиональная научно-практическая конференция «Филологическое образование в контексте культуры» при БИПКиПРО в объеме 16 часов;

-  курсы при БИПКиПРО по теме «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  в объеме 30 часов;

- при РЦОИ по образовательной программе «Основы организации и проведения ЕГЭ» в объеме 72 часов;

- БИПКиПРО по теме «Проблемы модернизации гуманитарного образования в России» в объеме 72 часа;

- БГУ. Филологический факультет Методический семинар «Литература в современном мире»;

- курсы при РИКУиО «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, ГИА по русскому языку»;

- БГУ. Филологический факультет Методический семинар «Методические рекомендации по выпускной аттестационной работе»;

- Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова Дистанционные курсы «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений».

- РИКУиО «Профессиональное развитие учителя русского языка и литературы», в объеме 72 часа.

   -  РИКУиО «Тьютерское сопровождение одаренных детей, в объеме 144 часов.

  -  Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова Дистанционные курсы «Способы построения и содержание интересного урока литературы»,  в объеме 72 академических часов и выполнила выпускную работу по теме «Методическая разработка урока по теме «Игорь Северянин. Стихи о природе» 5-й класс».

- курсы при РИКУиО «Профессиональная компетенция педагога-филолога: проектная, инновационная и исследовательская деятельность в условиях ФГОС», в количестве 8 часов.

- МО и науки РБ ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет" "Филологическое образование в современном мире: содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение" 2015 (72 часа);

- АОУ ДПО РБ "БРИОП" "Система работы учителя по подготовке учащихся к ГИА по русскому языку и литературе" 2015 (32 часа);

- АОУ ДПО РБ "БРИОП" "Обеспечение качества филологического образования в условиях введения ФГОС ОО" 2015 (72 часа);

- ФГБОУ ВПО "БГУ" Актуальные проблемы преподавания в условиях введения ФГОС основного общего образования" 2015 (16 часов);
- ООО "Издательство "Экзамен" "ОГЭ, ЕГЭ. Приемы обучения школьников пониманию. интерпретации текство (в контексте ФГОС) в процессе подготовки к написанию сочинений" 2017 (8 часов);

- ГБУ "РЦОИ и ОКО" "Подготовка членов предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку" 2018 (24 часа);

- ГАУ ДПО РБ "БРИОП" "Актуальные вопрорсы школьного филологического образования: опыт ведущих практик" 2018 (8 часов);

- ГАУ ДПО РБ "БРИОП" "О проблемах преподавания предмета "Русский родной язык" 2019 (8 часов);

ГАУ ДПО РБ "БРИОП" "Использование коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы" 2019 (72 часа);

- Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт развития образования" "Смысловое чтение как предметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки" 2019 (36 часов);

- ГБУ ДПО "Челоябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" "Содержание, технология и особенности применения модельной региональной основной образовательной программы основного общего образования" 2019 (36 часов);

- ГАУ ДПО РБ "БРИОП" "Проблемные вопросы подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе" 2020.
 

Моё портфолио

             Мы живём в очень сложное время, которое не даёт застаиваться мысли, стремительно выдвигает новые идеи. В образовании наблюдается подъём творческой инициативы, стремление к внедрению новых образовательных технологий, основанных на гуманистическом подходе к обучению школьников.

           Достижением современной дидактики является обращение к личности обучаемого: как работает мысль ученика, что его  к этому побуждает, что активизирует его деятельность.

           Квалификационная категория:   высшая

          Образование: высшее, БГПИ,  по специальности:      преподаватель русского языка и литературы средней школы

          На протяжении нескольких лет я работаю над следующей темой: «Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей».

       Важной составной частью всей работы учителя является развитие творческих способностей учащихся на протяжении всех лет их обучения в школе. Сущностью работы по развитию творческих способностей школьников в процессе преподавания русского языка и литературы является специфика этих предметов. Она создаёт благоприятные условия для включения учащихся школьного возраста в мир фантазии, или воображения, в создание новых образов путём перестройки имеющихся у них представлений в процессе возникновения ассоциативных связей и аналогий, осуществления импровизаций, являющихся основными составляющими творческих способностей в области литературы.

         Особенности развития творческих способностей учащихся определяются содержанием процесса обучения и воспитания, сложностью, многоэтапностью и многогранностью процесса развития личности и обеспечиваются применением школьниками приобретаемых на уроках и во внеурочное время знаний, умений и навыков в разнообразной деятельности творческого характера (через участие в конкурсах, конференциях, проектах, викторинах, брейн-рингах).

      Развитие творческих способностей учащихся есть перманентный процесс, переходящий от элементарного представления школьника о сущности и характере творчества в педагогически управляемый, в личностно-самоуправляемый и саморегулирующий процесс, где субъект, наделённый своим неповторимым опытом, создаёт себя как личность. Особенно важным здесь является применение комплекса заданий, требующих нестандартного подхода к их решению и дидактических материалов, учитывающих уровень развития творческих способностей учащихся, которые способствуют повышению этого уровня.

Основные технологии, используемые в работе по развитию творческих способностей, следующие: проблемное обучение, игровые технологии, традиционные.

          Главным результатом работы по развитию творческих способностей учащихся я считаю тот факт, что ребята пишут стихи, рассказы, заметки не потому, что задано домашнее задание, а потому, что им интересно это делать.

             Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, а позднее – формулировать её, выявлять скрытые вопросы.

         Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих уменийПостоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики». На уроках по развитию творческих способностей я оптимально сочетаю коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся. Первые занятия в творческих мастерских провожу как общеклассное или групповое. Только по достижению определённого уровня подготовленности учащиеся могут заниматься самостоятельно.

          Начинаю работу с изучения фольклора, применяя технологию проектной деятельности.

          Изучив тему «Разнообразие малых жанров фольклора», провели конкурс проектов.  Пятиклассники с удовольствием, разбившись на группы, создавали слайдовые презентации на компьютере, а у кого нет такой возможности, в бумажном варианте. Такая форма проверки знаний  позволяет развивать разные виды компетенций (речевую, социокультурную, учебно-познавательную).

Проанализировав виды народных сказок, её героев, средства выразительности, учащиеся начинают сочинять сказки в фольклорном стиле. На первый раз объединяю детей небольшими группами (до четырёх человек, можно работать вдвоём).

Сказки сочиняют разные, но по направлениям: I ряд сочиняет сказку о животных, II ряд – волшебную сказку, III ряд – бытовую сказку.

Также сказку можно использовать на уроках русского языка:

  1. в качестве дидактического материала;
  2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистические сказки);
  3. как вид работы по русской речи (сочинение лингвистических сказок)

Именно на примерах сказки начинается знакомство с изобразительно-выразительными средствами: олицетворением, эпитетами, противопоставлениями.

Такую же работу организую и по построению загадок. Даётся отгадка – «ландыш».  I ряд получает задание построить загадку по сходству или различию, II ряд – по форме вопроса, III ряд по названию частей.

При изучении эпических произведений сочиняли былины на современный лад, где героем становился «новый русский». Для начала вырабатываем план работы, обдумываем, с кем борется богатырь, описываем битву, подбираем изобразительно-выразительные средства. Детям работа нравится и не вызывает затруднений.

Один из путей развития связной речи – письменные высказывания на лингвистическую тему, которые помогают решить ряд образовательных и воспитательных задач.

Обобщать, объединять знания, развивать творческие способности помогают сочинения на лингвистические темы (при изучении тем «Причастие», «Местоимение», «Частицы») с элементами вымысла, со сказочными сюжетами.

Работа над грамматическими правилами и определениями опирается на активную деятельность логического мышления школьников. Однако человеку, а ребёнку и подростку особенно, как утверждают психологи, свойственно не только и не столько логическое, сколько образное мышление. Работа ума – это не только создание умозаключений, но и деятельность воображения.

Когда замечательный польский педагог Януш Корчак учил грамматике детей варшавской бедноты, он рассказывал им сказки. В одной сказке говорилось о том, что когда-то давным-давно, все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но пришла Грамматика и разложила все слова по ящикам: в один – все существительные, в другой все прилагательные, а в третий – глаголы.

Сами дети -замечательные сказочники, выдумщики и фантазёры. Я решила использовать эти качества при изучении трудных грамматических тем.

Лингвистическая сказка помогает организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Она приковывает внимание учащихся к теме, помогает увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное её восприятие, так как нужно не просто слушать, но и искать ответ. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, так как части слова, части речи превращаются в королей и принцесс.

Таким образом, сказка является одним из путей развития интереса к русскому языку, путей развития  творческой личности. 

Грамматика и фантазия оказываются совместимыми. Такая форма работы, как лингвистическое сочинение, имеет целый ряд достоинств:

  1. это эффективный приём обобщения и систематизации знаний по теме;
  2. сочинения подобного типа повышают интерес учащихся к изучаемой теме, развивают творческие способности школьников, навыки связной речи;
  3. они показывают уровень сформированности речевых умений;
  4. работа над лингвистическими сочинениями помогает осуществлять межпредметные связи (литература, история, география), активизирует логическое мышление учащихся; помогает отбирать, составлять, анализировать факты языка;
  5. эти сочинения имеют выход во внеклассную и внеурочную работу (проведение предметных недель, выпуск лингвистических бюллетеней и т.д.).

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является собственный рисунок ребёнка. Текст создаётся ребёнком ещё в процессе рисования.  Собственный рисунок вносит в учебный процесс разнообразие и занимательность, создаёт на уроке элемент новизны, обогащает речь учащихся. С помощью рисунка учащимся легче воссоздать для себя облик живой действительности, так как, рисуя, он учится наблюдать, анализировать, выделять существенное, сравнивать.

Однако развивать исключительно наглядно-образное мышление недостаточно, нужно развивать и словесно-логическое мышление. Поэтому на рисунке используем текст: анализ «чужого» текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренирует школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, обобщение, внутренний план действия, рефлексия. Рисунок помогает не только конкретизировать, уточнить представление о прочитанном, но и в доступной для них форме частично выразить своё отношение к изображаемому. Соединение словесных и изобразительных средств даёт двойную мотивацию для создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи.

Развивая творческие способности, особое внимание уделяю работе с одарёнными детьми, так как понятия «одарённость» и «творческая одарённость» выступают как синонимы. «Творческая одарённость» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одарённости, а характеризует любой вид одарённости.

Условно говоря, «творческая одарённость» - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но и её преобразование и развитие.

Ведущими и основными методами обучения интеллектуально одарённых учащихся, безусловно, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной, групповой работы. Эти методы соответствуют уровню познавательной активности и интересов одарённых учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).

Для привлечения детей к исследовательской деятельности использую различные приёмы: занимательность, наглядность, показ в известных знаниях нового аспекта. Так, работая над исследованием по теме «Воспитание молодой дворянки», ученица использовала знания текста романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Также при работе над «Темой винопития в творчестве Н.В.Гоголя» десятиклассница применила знание содержания нескольких произведений писателя.

Основными умениями, которыми должен обладать учащийся, выполняя творческую работу, должны быть умения увидеть проблему, сформулировать её, составить план решения проблемы, делать обобщения, выводы, систематизировать материал.

В связи с тем, что русский язык обязательный предмет для сдачи  в формате ЕГЭ и эти результаты важны для поступления во все ВУЗы и Сузы, особое внимание уделяю подготовке учащихся старших классов. Мною разработана программа элективного курса, рассчитанная на34 часа. Благодаря работе по данной программе, с использованием описанных в ней технологий.

Одним из главных принципов своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. Постоянно развиваю и углубляю свои профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта.

 Кроме методической литературы как источника для работы над собой, использую «другие возможности»:

- Принимала участие в конференциях республиканского уровня, в межрегиональной научно-практической конференции «Филологическое образование в контексте культуры», где выступила с докладом «Начало всех начал…» (Духовное воспитание школьников). Данная работа опубликована в сборнике статей «Филологическое образование в контексте  культуры», Улан-Удэ, 2007г.

-В 2008 году стала лауреатом конкурса «Лучший учитель» на соискании премии президента Российской Федерации.  Как победитель конкурса награждена Почётной  грамотой Министерства Образования и Науки Российской Федерации и дипломом «Успешный учитель» ГАОУ ДПО РБ «БИПКиПРО».

 -Являюсь участником творческих групп по разработке проектов школы, по подготовке коллег к участию в профессиональных конкурсах.

 Систематически повышаю свой профессиональный уровень:   

-1-  курсы при БИПКиПРО по теме «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»;

-2- при РЦОИ по образовательной программе «Основы организации и проведения ЕГЭ» в объеме;

-3-Межрегиональная научно-практическая конференция «Филологическое образование в контексте культуры»

-4- БИПКиПРО по теме «Проблемы модернизации гуманитарного образования в России»;

-5- БГУ. Филологический факультет Методический семинар «Литература в современном мире»;

-6- курсы при РИКУиО «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, ГИА по русскому языку»;

-7- БГУ. Филологический факультет Методический семинар «Методические рекомендации по выпускной аттестационной работе»;

-8- Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова Дистанционные курсы «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений».

-9- РИКУио «Профессиональное развитие учителя русского языка и литературы».

В 2005 году прошла, курсы и 15 лет работаю экспертом ЕГЭ и ГИА.  Как руководитель РМО и ШМО систематически работаю над совершенствованием методического уровня учителей русского языка и литературы, организовывала выездные семинары, консультировала молодых коллег по трудным вопросам грамматики, выступала с докладами на научно – практических конференциях, семинарах по актуальным вопросам языка и литературы.

Публикую свои работы на профессиональном сайте www.profistart.ru

Как классный руководитель я активно работаю над сплочением детского коллектива, вовлечением учащихся в творческую,  художественную, спортивно-оздоровительную деятельность. Мои учащиеся принимают активное участие в районных мероприятиях, защищают честь Хоринского района      на уровне республики. Так, в октябре 2009 года мы участвовали в Республиканских соревнованиях «Ветер перемен» для детей, попавших в тяжёлую  жизненную ситуацию, и заняли почётное III общекомандное место.

            В марте 2013г. Принимала участие в конкурсе "Портфолио учителя"

            В декабре 2013г. Организатор Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе "Родное слово".

            В декабре 2013г. принимала участие в конкурсе "Международный конкурс для педагогов "Внеклассное мероприятие"

           В 2016 г. принимала участие в XVII Республиканском слете волонтеров, работающих по профилактике ВИЧ-инфекции и прошла обучение по теме:"Современные технологии профилактической работы"

        В августе 2017г. принимала участие в семинаре "ОГЭ, ЕГЭ. Приемы обучения школьников пониманию, интерпретации текстов (в контексте ФГОС) в процессе подготовки к написанию сочинений".

         В марте 2018 г. прошла курсы повышения квалификации в ГБУ "РЦОИ и ОКО" по дополнительной профессиональной программе "Подготовка членов предметной комиссии по проверке с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку"

               В мае 2019 г. участник семинара для учителей русского языка и литературы "О проблемах преподавания предмета "Русский родной язык"

         В июне 2019г. Успешно освоила дополнительную профессиональную пограмму в ГАУ ДПО РБ "Бурятский республиканский институт образовательной политики" и прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации "Использование коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"

          В июне 2019г. прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме: "Смымсловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки".

       В октябре 2019г. прошла повышение квалификации в ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" по дополнительной профессиональной программе "Содержание, технологии и особенности применения модельной региональной основной образовательной программы основного общего образования"

               В декабре 2019г. Участвовала в Региональном Конкурсе учителей русского языка и литературы "Учитель-Учителю"

Мои публикации:
Внеклассная работа
Литература
Работа с родителями
Разное
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио