Технологическая карта урока 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Иванова Марина Ивановна

Технологическая карта урока:

 «Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским. «Спящая царевна»».

Составила Иванова Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева»

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки

Тема урока:   «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»

Тип урока: проектные мастерские

Цели урока: анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
  • Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
  • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

  • Самостоятельное формулирование познавательной цели
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • Рефлексия
  • Смысловое чтение
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные УУД

  • самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • на примере отношения В.А.Жуковского  к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД  

  • целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

  • планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • развитие у обучающихся способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник,  раздаточный материал, презентация.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, информатика

Ресурсы сети Интернет:

 

Время, отведенное на реализацию:

  • 1 урок – организационный
  • самостоятельная работа учащихся дома
  • 2 урок – реализация проекта

 

Организация работы:

 учащиеся работают над реализацией  4 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера (руководителя)):

  1. «Биографы»
  2. «Энциклопедисты»
  3. «Сказочники»
  4. «Художники»

Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 4 конверта с названием мастерских (для проведения рефлексии)

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Распределяет обучающихся по группам, спрашивает,цель работы группы следит за выбором руководителя групп, направляет работу

 

Обучающиеся обосновывают свою точку зрения, после чего  формулируют тему и цель работы в группе

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание

Формирующее оценивание.цель:

проверить знания, полученные на предыдущем уроке

учитель предлагает обучающимся выбрать кружок ,соответствующий уровню знаний

синий –плохо

красный –удовлетворительно

желтый –хорошо

зеленый - отлично

Дети выходят к доске и выбирают кружочки

регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:Умение работать в группах,выбирать главное и второстепенное из полученной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1.Мастерская «Биографы».Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить интересные факты , с которыми не были знакомы и о которых будет интересно узнать одноклассникам. Результатом работы над проектом будет создание электронной презентации.

2.Мастерская «Энциклопедисты».

Цель – в словарях найти значения устаревших слов, встречающихся в сказке. Создать интерактивный словарик «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского».

3. Мастерская «Сказочники».

Цель: проанализировав сказку, ответить на вопрос, почему эту сказку мы называем волшебной? Найти в тексте (электронный вариант) доказательства того, что сказка волшебная. Результатом работы

4. Мастерская «Художники».

Цель: найти иллюстрации художников к сказке Жуковского «Спящая царевна». Создать интерактивный фотоальбом.

1Мастерская «Биографы».

План работы группы:

2.Найти биографию Жуковского

3.Выделить интересные факты

4.Создать слайды

5.Подготовить защиту

2Мастерская «Энциклопедисты».

План работы группы

1.Найти электронные словари

2.Найти в них нужные слова

3.Создать слайды

4.Защитить свой электронный словарик

3Мастерская «Сказочники»...

План работы группы

1.Найти электронный текст сказки

2.Выбрать фрагменты, доказывающие, что сказка волшебная

3.Создать слайды

4.Защитить презентацию

4.Мастерская «Художники».

План работы

Найти иллюстрации к сказке

Создать слайды, подписав имя художника

Защитить фотоальбом

 

 

 

 

 

 

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами

 

 

 

3. Физ. минутка (пауза релаксации)

проговаривает

Физкультминутка для глаз.

 «Глазкам нужно отдохнуть»

Ребята закрывают глаза.

 «Нужно глубоко вздохнуть»

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

 «Глаза по кругу побегут.»

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

 «Много-много раз моргнут»

Частое моргание глазами.

 «Глазкам стало хорошо.»

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

 «Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

Дети остаются  сидеть за партами, активно выполняют физические  упражнения

 

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие..

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности 

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

Формирующее оценивание

 

 

Дети выходят к доске и выбирают кружочки, соответствующие полученным знаниям

Оценивают свою работу на уроке на листах оценки, опускают фигурку принцессы в конверт той группы,чей проект оказался лучшим.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

IX. Домашнее задание

 

 Учитель раздает листочки с заданиями (по выбору)

1.Сочинить сказку

2.Нарисовать иллюстрацию

  1. 3.Ответить на вопросы 1,2 учебника

Дети  получают задание

 

Лист оценивания

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне

понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

 «Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским. «Спящая царевна»».

Составила Иванова Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева»

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки

Тема урока:   «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»

Тип урока: проектные мастерские

Цели урока: анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
  • Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
  • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

  • Самостоятельное формулирование познавательной цели
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • Рефлексия
  • Смысловое чтение
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные УУД  

  • самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • на примере отношения В.А.Жуковского  к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД  

  • целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

  • планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • развитие у обучающихся способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник,  раздаточный материал, презентация.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, информатика

Ресурсы сети Интернет:

Время, отведенное на реализацию:

  • 1 урок – организационный
  • самостоятельная работа учащихся дома
  • 2 урок – реализация проекта

Организация работы:

 учащиеся работают над реализацией  4 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера (руководителя)):

  1. «Биографы»
  2. «Энциклопедисты»
  3. «Сказочники»
  4. «Художники»

Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 4 конверта с названием мастерских (для проведения рефлексии)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Распределяет обучающихся по группам, спрашивает,цель работы группы следит за выбором руководителя групп, направляет работу

Обучающиеся обосновывают свою точку зрения, после чего  формулируют тему и цель работы в группе

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание

Формирующее оценивание.цель:

проверить знания, полученные на предыдущем уроке

учитель предлагает обучающимся выбрать кружок ,соответствующий уровню знаний

синий –плохо

красный –удовлетворительно

желтый –хорошо

зеленый - отлично

Дети выходят к доске и выбирают кружочки

регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:Умение работать в группах,выбирать главное и второстепенное из полученной информации

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1.Мастерская «Биографы».Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить интересные факты , с которыми не были знакомы и о которых будет интересно узнать одноклассникам. Результатом работы над проектом будет создание электронной презентации.

2.Мастерская «Энциклопедисты».

Цель – в словарях найти значения устаревших слов, встречающихся в сказке. Создать интерактивный словарик «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского».

3. Мастерская «Сказочники».

Цель: проанализировав сказку, ответить на вопрос, почему эту сказку мы называем волшебной? Найти в тексте (электронный вариант) доказательства того, что сказка волшебная. Результатом работы

4. Мастерская «Художники».

Цель: найти иллюстрации художников к сказке Жуковского «Спящая царевна». Создать интерактивный фотоальбом.

1Мастерская «Биографы».

План работы группы:

2.Найти биографию Жуковского

3.Выделить интересные факты

4.Создать слайды

5.Подготовить защиту

2Мастерская «Энциклопедисты».

План работы группы

1.Найти электронные словари

2.Найти в них нужные слова

3.Создать слайды

4.Защитить свой электронный словарик

3Мастерская «Сказочники»...

План работы группы

1.Найти электронный текст сказки

2.Выбрать фрагменты, доказывающие, что сказка волшебная

3.Создать слайды

4.Защитить презентацию

4.Мастерская «Художники».

План работы

Найти иллюстрации к сказке

Создать слайды, подписав имя художника

Защитить фотоальбом

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами

3. Физ. минутка (пауза релаксации)

проговаривает

Физкультминутка для глаз.

 «Глазкам нужно отдохнуть»

Ребята закрывают глаза.

 «Нужно глубоко вздохнуть»

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

 «Глаза по кругу побегут.»

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

 «Много-много раз моргнут»

Частое моргание глазами.

 «Глазкам стало хорошо.»

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

 «Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

Дети остаются  сидеть за партами, активно выполняют физические  упражнения

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие..

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности  

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия ученическая и учительская.

Формирующее оценивание

Дети выходят к доске и выбирают кружочки, соответствующие полученным знаниям

Оценивают свою работу на уроке на листах оценки, опускают фигурку принцессы в конверт той группы,чей проект оказался лучшим.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

IX. Домашнее задание

 Учитель раздает листочки с заданиями (по выбору)

1.Сочинить сказку

2.Нарисовать иллюстрацию

  1. 3.Ответить на вопросы 1,2 учебника

Дети  получают задание

Лист оценивания

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне

понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...