Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика
рабочая программа (5 класс)

Иванова Марина Ивановна

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика» 

 

Цели:   

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по изученным разделам русского языка (фонетика, орфография, графика, орфоэпия).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  3.  Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля.

Оборудование:

Интерактивная доска.

Ход мероприятия:

1. Оргмомент. (сообщение темы и целей)

   -  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. И вам пригодятся  все знания, которые вы получили на уроках.

Но чтобы начать путешествие в космос, нам необходимо определить, на какую планету мы с вами отправимся.

Для определения  цели нашего путешествия прочитайте высказывания:

 

"Слово - это одежда всех фактов, а звук - это одежда слова "

М. Горький

"Гласные - это река, а согласные её берега "

 К. Станиславский

 

Первое высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому.

Второе высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому.

- Итак, как вы думаете, куда же мы полетим?

- Конечно, эта планета Фонетика. Так называется раздел русского языка, который мы с вами сейчас изучаем.

- А какие еще разделы языка изучаются вместе с фонетикой?

(Орфография, орфоэпия, графика).

- Верно, значит, мы с вами посетим еще и планеты с этими названиями.

- Молодцы! И вот мы уже находимся в центре управления космическим кораблем. Посмотрите, какое красивое звездное небо!  Для успешного полета к далеким мирам космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством. А работать мы будем  под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.

- Еще раз: что мы будем повторять?

Фонетика, Орфография, Орфоэпия, Графика

Итак, запуск ракеты произведен, наш дружный 5Г класс отправился в далекие галактики. Ну, а чтобы полет был интереснее, мы посоревнуемся.

Оценивать ответы вы будете сами и проставлять баллы тоже.

Условия оценивания:

Обе команды выполняют одно и то же задание. Если обе команды дадут верный ответ, 2 балла получит команда, давшая ответ быстрее, и 1 балл – команде, ответившей второй. Если ответ неверный – ноль баллов.

У каждой команды есть таблица для записи баллов, в которые капитаны будут вносить баллы своей команде и команде соперников. 

 

 

 

 

1 группа

«Юные филологи»

2 группа

«Лингвисты»

1

Фонетическая задачка №1

 

 

2

Фонетическая задачка №2

 

 

3

Фонетическая задачка №3

 

 

4

Скороговорки

 

 

5

 Встреча с кометой

 

 

6

Метеорный дождь.

 

 

7

Малые планеты.

Орфографическая работа.

 

 

8

Орфоэпическая пятиминутка. 

 

 

 

     1).- Фонетические задачки (Задание на слайде).

Фонетическая задачка №1

В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла только те из них, в названии которых все согласные -твердые. Из каких овощей был приготовлен салат?

Фонетическая задачка №2

 В палисаднике расцвели астры, георгины,  хризантемы, гладиолусы, ромашки.
Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названии которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет? Докажите.

Фонетическая задачка №3

 Вспомним!!! Прочитайте слова. Какой вывод вы можете сделать?  Приведите свой пример.

     Пар   -   парь                 удар   -   ударь

Жар   -   жарь               люк   -   лук

  Мел   -   мель                ряд   -   рад                                                   

 

Вывод: от мягкости-твердости согласного зависит и значение слова.

2. - Звучит припев песни:

         И снится нам не рокот космодрома,

         Не эта ледяная тишина…)

   - Смотрите! Смотрите!

     Ракета летит,

     А в ней Звездочет.

     Руками он машет,

     Кого-то зовёт.
     И вот из кармана

     Письмо достаёт.

   - Прочитайте, о чём говорится в письме?

Учащиеся читают письмо:

«Дорогие земляне!

     С вами в космосе встречались мы не раз. Но вот задача: стали прилетать к нам иностранцы, а у них при произношении слов очень плохо получаются некоторые звуки. Например, они говорят: «У слона ффобот. Положи в чай саффар.»

- Какой звук не могут произносить иностранцы? (звук Х)

 - Какую из скороговорок им прописать для тренировки произношения этого звука:

           «От топота копыт пыль по полю летит»

           «В семеро саней по семеро в сани уселись сами»

           «Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-,ха-ха»?

  - Какую же скороговорку вы посоветуете? (Последнюю) 

  - В письме есть приписка. Позвольте мне ее зачитать:

          «Усядьтесь и вы на пригорке

            Да расскажите друг другу скороговорки».

- Ребята подготовили скороговорки и сейчас их расскажут.

     Сеня в сени сено нёс-

     Щекотало щеки, нос.

  

Кошка крошка на окошке

     Кашку кушала по крошке.

 

Журчали ручьи и урчали,

  Жужжали шмели над ручьями.

 

Карл у Клары украл кораллы

А Клара у Карла украла кларнет.

 

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Грека - цап!

     Собирала Маргарита

     Маргаритки на горе.

     Растеряла Маргарита

     Маргаритки на дворе.

 

                  Лена искала булавку,

                  А булавка упала под лавку.

                  Под лавку залезть было лень:

                  Искала булавку весь день.

 

Испугался грома Рома,

     Заревел он громче грома,

     От такого рева гром

     Притаился за бугром.    

 

В недрах тундры 
Выдры в гетрах 
Тырят в вёдра 
Ядра кедров!

Выдрав с выдры 
В тундре гетры 
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра 
Выдру в тундру!

 

У четырех черепашек четыре черепашонка.

 

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

 

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

 

- Для чего нужны скороговорки? (Для отработки произношения звуков)

     - Да, скороговорки отрабатывают дикцию, правильное произношение.

Что ж язычок мы разработали, потренировали. А от долгого сидения в космических креслах, наверное, и руки и ноги затекли. Давайте пригласим нашего старого знакомого, чтобы он провел с нами физминутку.   

 

2. Встреча с кометой.

       Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной.

Для успешного продолжения полета укажите, какие звуки произносятся на месте букв Ё, Ю, Я в словах: ЁЛКА, ЮЛА, ЯД. Запишите их в столбик по образцу: Ямка [ йамка ] 4б,5зв

Проверка.(на слайде)

  1. Метеорный дождь.

Посмотрите, какой забавный старичок-звездочет что-то рассматривает в телескоп.

После того как рядом с нашим кораблем пронеслась комета, начался метеорный дождь. Ребята, вы когда-нибудь наблюдали это невероятно красивое зрелище?

 

Прочитайте транскрипцию слов, запишите эти слова, подчеркните орфограммы:

[жыв'от], [жывот], [сн'ижок], [спайом], [красата], [дошт'], [ос'ин'], [ас'ина], [сонцэ], [залатой], [угол], [ угол'], [л'от].

4. «Внимательно слушай!». А сейчас мы всё ближе подлетаем к известной планете «Фонетика», расположенной далеко от Земли. Посмотрите внимательно на звезды и скажите:

-Что стоит посередине ЗЕМЛИ?                (Звук М).

- Молодцы! Вот перед вами слово ЗЕМЛ`И. Ударение падает на второй слог. Я почему-то вспомнила такие строчки: «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Кто внимательный и расшифрует мне скрытое в слове правило?                         (З`ЕМЛИ)

- Вот ребята знают стихотворения о безударных гласных. Послушайте их внимательно.

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.

СоснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.


Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!

селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.

6.  Малые планеты.

   - И мы попадаем с вами на малую  планету «Орфография», на которой звездочет предлагает нам выполнить орфографическую работу.

Орфографическая работа. (Записать слова, подобрать устно проверочные и выделить орфограмму).

Зв..зда, н..бесный, гр..за, св..тить, к..смический.

7. Орфоэпическая пятиминутка.  Связь с центром управления.

Поставьте в словах ударение, записав их в алфавитном порядке.

Баловать, кухонный, начать, клала, алфавит, документ, километр, звонит, щавель.

8. Итоги урока. Безопасное приземление.

   - Полет был долгим, но интересным. Мы с вами  успешно справились со всеми заданиями и поэтому благополучно приземляемся на Землю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика» для учащихся 5 Г класса.

Цели:   

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по изученным разделам русского языка (фонетика, орфография, графика, орфоэпия).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях. 
  3.  Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля.

Оборудование:

Интерактивная доска.

Ход мероприятия:

1. Оргмомент. (сообщение темы и целей)

   -  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. И вам пригодятся  все знания, которые вы получили на уроках.

Но чтобы начать путешествие в космос, нам необходимо определить, на какую планету мы с вами отправимся.

Для определения  цели нашего путешествия прочитайте высказывания: 

"Слово - это одежда всех фактов, а звук - это одежда слова "

М. Горький

"Гласные - это река, а согласные её берега "

 К. Станиславский

Первое высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому.

Второе высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому.

- Итак, как вы думаете, куда же мы полетим?

- Конечно, эта планета Фонетика. Так называется раздел русского языка, который мы с вами сейчас изучаем.

- А какие еще разделы языка изучаются вместе с фонетикой?

(Орфография, орфоэпия, графика).

- Верно, значит, мы с вами посетим еще и планеты с этими названиями.

- Молодцы! И вот мы уже находимся в центре управления космическим кораблем. Посмотрите, какое красивое звездное небо!  Для успешного полета к далеким мирам космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством. А работать мы будем  под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.

- Еще раз: что мы будем повторять?

Фонетика, Орфография, Орфоэпия, Графика

Итак, запуск ракеты произведен, наш дружный 5Г класс отправился в далекие галактики. Ну, а чтобы полет был интереснее, мы посоревнуемся.

Оценивать ответы вы будете сами и проставлять баллы тоже.

Условия оценивания:

Обе команды выполняют одно и то же задание. Если обе команды дадут верный ответ, 2 балла получит команда, давшая ответ быстрее, и 1 балл – команде, ответившей второй. Если ответ неверный – ноль баллов.

У каждой команды есть таблица для записи баллов, в которые капитаны будут вносить баллы своей команде и команде соперников.  

1 группа

«Юные филологи»

2 группа

«Лингвисты»

1

Фонетическая задачка №1

2

Фонетическая задачка №2

3

Фонетическая задачка №3

4

Скороговорки

5

 Встреча с кометой

6

Метеорный дождь.

7

Малые планеты.

Орфографическая работа.

8

Орфоэпическая пятиминутка.  

 

     1).- Фонетические задачки (Задание на слайде). 

Фонетическая задачка №1

В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла только те из них, в названии которых все согласные -твердые. Из каких овощей был приготовлен салат?

Фонетическая задачка №2

 В палисаднике расцвели астры, георгины,  хризантемы, гладиолусы, ромашки.
Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названии которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет? Докажите.

Фонетическая задачка №3

 Вспомним!!! Прочитайте слова. Какой вывод вы можете сделать?  Приведите свой пример.

     Пар   -   парь                 удар   -   ударь

Жар   -   жарь               люк   -   лук

  Мел   -   мель                ряд   -   рад                                                  

Вывод: от мягкости-твердости согласного зависит и значение слова.

2. - Звучит припев песни:

         И снится нам не рокот космодрома,

         Не эта ледяная тишина…)

   - Смотрите! Смотрите!

     Ракета летит,

     А в ней Звездочет.

     Руками он машет,

     Кого-то зовёт.
    И вот из кармана

     Письмо достаёт.

   - Прочитайте, о чём говорится в письме?

Учащиеся читают письмо:

«Дорогие земляне!

     С вами в космосе встречались мы не раз. Но вот задача: стали прилетать к нам иностранцы, а у них при произношении слов очень плохо получаются некоторые звуки. Например, они говорят: «У слона ффобот. Положи в чай саффар.»

- Какой звук не могут произносить иностранцы? (звук Х)

 - Какую из скороговорок им прописать для тренировки произношения этого звука:

           «От топота копыт пыль по полю летит»

           «В семеро саней по семеро в сани уселись сами»

           «Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-,ха-ха»?

  - Какую же скороговорку вы посоветуете? (Последнюю)  

  - В письме есть приписка. Позвольте мне ее зачитать:

          «Усядьтесь и вы на пригорке

            Да расскажите друг другу скороговорки».

- Ребята подготовили скороговорки и сейчас их расскажут.

     Сеня в сени сено нёс-

     Щекотало щеки, нос.

   

Кошка крошка на окошке

     Кашку кушала по крошке.

Журчали ручьи и урчали,

  Жужжали шмели над ручьями.

Карл у Клары украл кораллы

А Клара у Карла украла кларнет.

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Грека - цап!

     Собирала Маргарита

     Маргаритки на горе.

     Растеряла Маргарита

     Маргаритки на дворе.

                  Лена искала булавку,

                  А булавка упала под лавку.

                  Под лавку залезть было лень:

                  Искала булавку весь день.

Испугался грома Рома,

     Заревел он громче грома,

     От такого рева гром

     Притаился за бугром.    

В недрах тундры 
Выдры в гетрах 
Тырят в вёдра 
Ядра кедров!

Выдрав с выдры 
В тундре гетры 
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра 
Выдру в тундру!

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

- Для чего нужны скороговорки? (Для отработки произношения звуков)

     - Да, скороговорки отрабатывают дикцию, правильное произношение.

Что ж язычок мы разработали, потренировали. А от долгого сидения в космических креслах, наверное, и руки и ноги затекли. Давайте пригласим нашего старого знакомого, чтобы он провел с нами физминутку.  

2. Встреча с кометой.

       Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной.

Для успешного продолжения полета укажите, какие звуки произносятся на месте букв Ё, Ю, Я в словах: ЁЛКА, ЮЛА, ЯД. Запишите их в столбик по образцу: Ямка [ йамка ] 4б,5зв

Проверка.(на слайде)

  1. Метеорный дождь.

Посмотрите, какой забавный старичок-звездочет что-то рассматривает в телескоп.

После того как рядом с нашим кораблем пронеслась комета, начался метеорный дождь. Ребята, вы когда-нибудь наблюдали это невероятно красивое зрелище?

Прочитайте транскрипцию слов, запишите эти слова, подчеркните орфограммы:

[жыв'от], [жывот], [сн'ижок], [спайом], [красата], [дошт'], [ос'ин'], [ас'ина], [сонцэ], [залатой], [угол], [ угол'], [л'от].

4. «Внимательно слушай!». А сейчас мы всё ближе подлетаем к известной планете «Фонетика», расположенной далеко от Земли. Посмотрите внимательно на звезды и скажите:

-Что стоит посередине ЗЕМЛИ?                (Звук М).

- Молодцы! Вот перед вами слово ЗЕМЛ`И. Ударение падает на второй слог. Я почему-то вспомнила такие строчки: «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Кто внимательный и расшифрует мне скрытое в слове правило?                         (З`ЕМЛИ)

- Вот ребята знают стихотворения о безударных гласных. Послушайте их внимательно.

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.

СоснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.


Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!

селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.

6.  Малые планеты.

   - И мы попадаем с вами на малую  планету «Орфография», на которой звездочет предлагает нам выполнить орфографическую работу.

Орфографическая работа. (Записать слова, подобрать устно проверочные и выделить орфограмму).

Зв..зда, н..бесный, гр..за, св..тить, к..смический.

7. Орфоэпическая пятиминутка.  Связь с центром управления.

Поставьте в словах ударение, записав их в алфавитном порядке.

Баловать, кухонный, начать, клала, алфавит, документ, километр, звонит, щавель.

8. Итоги урока. Безопасное приземление.

   - Полет был долгим, но интересным. Мы с вами  успешно справились со всеми заданиями и поэтому благополучно приземляемся на Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү

Бирелгән дидактик материал укучыларның  мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....

Тест для 5 класса "Фонетика. Орфоэпия. Графика".

Тест по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" (I и II варианты) соответствует программе С.И. Львовой для 5 класса и состоит из 14 заданий, которые проверяют знание  гласных (ударных/безуда...

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»

Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме....

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи" в 5 классе по учебнику под редакцией Ладыженской....