Правописание корней с чередованием гласных а-о
материал (5 класс)

Иванова Марина Ивановна

Оборудование: интерактивная доска,  флипчарт по теме «Правописание корней с чередованием гласных а-о », инструкционная карта работы учащегося, оценочный лист

Краткое описание: урок построен с использованием методов развития критического мышления, позволяющих формировать умение анализировать свои результаты, планировать дальнейшую деятельность.

Цели урока:

 обучающие:

формировать навык правописания А – О в корнях: -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;

научить владению способом выбора А – О в корнях:  -лаг-, -лож-; - кас-, -кос-;

научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.  

  развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся, развивать память, воображение, речь.
 воспитательные: воспитывать умение работать в группе, использовать саморегуляцию в образовательном процессе, повышать интерес к орфографии  и речевой культуре русского языка.

Ожидаемые результаты.

Ученики смогут: актуализировать свои знания по изучаемой теме; увязать ранее известный материал с новым; критически оценить представляемую информацию; быть внимательным к информации в процессе всей работы над ней; управлять процессом собственного понимания информации; сжато формулировать информацию в письменном виде; реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_korney_s_cheredovaniem_glasnyh_a-o.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Тема «Правописание корней с чередованием гласных а-о »

Класс: 5 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока: урок-исследование

Вид деятельности учащихся: групповая работа.

Учащихся в классе: 17

Оборудование: интерактивная доска,  флипчарт по теме «Правописание корней с чередованием гласных а-о », инструкционная карта работы учащегося, оценочный лист

Краткое описание: урок построен с использованием методов развития критического мышления, позволяющих формировать умение анализировать свои результаты, планировать дальнейшую деятельность.

Цели урока:

 обучающие: 

формировать навык правописания А – О в корнях: -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;

научить владению способом выбора А – О в корнях:  -лаг-, -лож-; - кас-, -кос-;

научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.  

  развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся, развивать память, воображение, речь.
 воспитательные: воспитывать умение работать в группе, использовать саморегуляцию в образовательном процессе, повышать интерес к орфографии  и речевой культуре русского языка.

Ожидаемые результаты.

Ученики смогут: актуализировать свои знания по изучаемой теме; увязать ранее известный материал с новым; критически оценить представляемую информацию; быть внимательным к информации в процессе всей работы над ней; управлять процессом собственного понимания информации; сжато формулировать информацию в письменном виде; реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Приложения

Используемый модуль

1. Организация начала занятия

 - Здравствуйте, ребята! Нам предстоит сегодня плодотворно поработать и то, с какими результатами мы подойдем к концу урока, зависит от вашей внимательности, активности и слаженности работы внутри ваших групп.

Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Отложите тетради. (1 минута)

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа.

Слайд  1

Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Мотивация

У вас  на столах  лежат материалы, необходимые для урока: приложение №1; алгоритмы последовательного выполнения заданий урока, необходимый дидактический материал, оценочный лист.

1.Работаем с приложением  №1.

а) Посмотрите внимательно на слова и распределите их в два столбика. ( 3 минуты)

б) Сверьтесь с доской. Почему вы сделали такой выбор? У вас в папках находятся оценочные листы. Оцените, пожалуйста работу

в)Молодцы, а теперь  попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

г)Правильно. Запишите тему в свои тетради

Оцените, пожалуйста работу

Уч-ся выполняют задание

 Один учащийся у доски

Уч-ся  самостоятельно формулируют тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных а-о »

1.а) Слайд  2,

Приложение 1

   б) Слайд 3

Слайд 4

Новые подходы в преподавании и обучении.

Использование ИКТ  в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одаренных  учеников.

преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

3. Осмысление

На каждом столе находится индивидуальное задание  с  алгоритмом его выполнения. Учебник «Теория», стр. 70 и «Практика», стр. 166.

Можно пользоваться всеми материалами, т.е. и учебниками также. Четко следуйте инструкции, вы должны выполнить задания на приложении 2 и 3. (5 минут)

Изобразите свой вывод графически на чистом листе делаете кластер, на одной стороне касс-кос, на другой стороне лаг-лож., обязательно используйте несколько примеров для доказательства.(3 минуты)

Пары имеют одинаковое задание. Обменяйтесь  между  собой выполненными кластерами, исправьте и дополните их, если это необходимо. Давайте поднимем кластеры над головой, покажем их всем. Выберем самый удачный из всех кластеров, его авторы и будут представителями от групп по защите кластера.

1.Первая объединенная группа  ознакомит нас  с чередованием гласных  а – о  в корнях –лаг--  ---лож-. (1 минута)

Сверьтесь с доской.

 Есть вопросы к представителю?

.

2. Проверка первичного усвоения.

Немного поиграем. Я буду читать слова. Если в корне слова стоит –а-  - вы встаете и поднимаете руки вверх, а если –о- , то встаете и поднимаете руки в стороны.

Располагать свободным временем; ложиться спать, имя прилагательное; возлагать надежды; разложить костер, полагаться на удачу.

Проверьте себя.

3. Молодцы. Отдохнули? Давайте работать дальше.

4. Вторая объединенная группа  ознакомит нас  с чередованием гласных  а – о  в корнях –кас-         -  кос-.(1 минута)

Сверьтесь с доской.

 Есть вопросы к представителю?

У вас в папках находятся оценочные листы. Оцените, пожалуйста работу .

5.Для закрепления выполним упражнение 566. Не забывайте графически выделять орфограммы.(3 минуты)

6.Выполните взаимопроверку(2 минуты)

Запишите слова коса, косой, коснуться и выделите с в них корень.

- Однокоренные ли эти слова? Почему?

8. Для закрепления выполним упражнение 571. Устно.

(3 минуты)

9.Ознакомьтесь с информацией на стр. 70 учебника «Теория», сделайте вывод.

10. Задание на дом.

Упражнение 567В, 570В.

Учащиеся работают в парах

Уч-ся обсуждают проблему, в конце составляют кластер.

Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Представители  групп, выполнивших лучшие кластеры,   защищают их. Остальные ученики переносят информацию кластера в свои тетради. И сверяют со слайдом на ИД.

Ребята выполняют указанные движения и одновременно отдыхают.

Выходит представитель групп   и защищает презентацию. Остальные ученики переносят информацию кластера в свои тетради. И сверяют со слайдом на ИД.

Индивидуальная работа с учебником.

Групповая работа

Слова не являются однокоренными, так как имеют разное лексическое значение.

Групповая работа

Групповая работа.

Уч-ся делают вывод о том, что нет глаголов без приставок  с корнем –лаг-, -лож-. В настоящем времени употребляется глагол класть, а в будущем – положить.

Приложение 2,3

Слайд 5

Слайд 6-11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Новые подходы в преподавании и обучении.

 Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одаренных  учеников

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство  в обучении

4.Рефлексия

  1. Что нового узнали на уроке
  2. Озвучим оценки за урок.
  3. Выполните тест рефлексии

Уч-ся делают выводы по уроку, выполняют тест, оценивают себя и своих товарищей, опираясь на оценочные листы.

Новые подходы в преподавании и обучении.

 Обучение критическому мышлению.

Управление и лидерство  в обучении

Оценивание обучения и оценивание для обучения.

Лист оценки

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных а-о»

ФИ ученика 5 Г класса ________________________________________

«+» - правильно сделал, справился с заданием;  «-» - неправильно сделал, не справился с заданием

Критерии оценивания

Примеры заданий

Самооценка

Ученика

1

Умение распределять слова

Посмотрите внимательно на слова и распределите их в два столбика.

2

Умение формулировать тему урока

Сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

3

Умение работать по алгоритму

Выполнить задание, следуя алгоритму, данному в инструкции

4

Умение делать вывод, графически его изображать

Сделать кластер

5

Умение отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли

Защитить свой кластер

6

Умение графически выделять орфограммы

Выполнение упр. 566

7

Умение подбирать однокоренные слова

Выполнение упр. 566

8

Умение анализировать свою работу на уроке

рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Приложение 1

Предлагать, предложить, касаться, коснуться, загар, загореть, выскочить , выскакивать , вырос, выращивать

Приложение 2

Корни слов

Пишется а

Пишется о

-лаг- - -лож-

если после корня есть суффикс -а- 

предлагать дружбу

слагать стихи

излагать мысль

возлагать надежды

налагать решение

если после корня нет суффикса -а- 

предложить дружбу

заложить вещь

изложить мысль

возложить венок

наложить запрет

Алгоритм работы

  1. Изучите приведенную выше таблицу.
  2. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания.
  3. Графически обозначьте орфограммы.

     4.  Изобразите свой вывод графически, обязательно используйте несколько примеров для доказательства.

Приложение 3

Корни

Пишется А

Пишется О

-кос- - -кас-

если после корня есть суффикс -а- 

касаться воды

 касание мяча

касательная прямая

прикасаться к цветку

неприкасаемый чин

если после корня нет суффикса -а- 

коснуться рукой

прикоснуться к стене

неприкосновенность личности

неукоснительное соблюдение

нежное прикосновение

Алгоритм работы

  1. Изучите приведенную выше таблицу.
  2. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания.
  3. Графически обозначьте орфограммы.

 4.  Изобразите свой вывод графически, обязательно используйте несколько примеров для доказательства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Подготовка к ГИА. Часть А5. Правописание корней с чередованием гласных.

Данную презентацю можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...