КВН "Знатоки сказок"
методическая разработка по чтению (2,3,4 класс) на тему

Каримова Зульфия Франысовна

 

Цели:

побудить интерес к чтению;

расширить кругозор;

развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KVN__Znatoki_skazok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Каримова  Зульфия Франысовна

                                                                                                Сармановский район Республика Татарстан

                                                                                                            МОУ «Джалильская гимназия»

                                                                                                                   учитель  начальных классов  

                                                             

                                                                                 

                               

Цели:

побудить интерес к чтению;

расширить кругозор;

развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности.

Оборудование: плакат «КВН», иллюстрации к сказкам, волшебная палочка,  предметы,  используемые в сказках, песочные часы, призы.  

І. Вступительная часть.

-Ребята,  сегодня мы с вами отправляемся в сказочную страну. Полетим туда через моря ,поля, леса на сказочном ковре-самолёте. Но в эту страну принимают только начитанных, самых сообразительных и самых находчивых. Прежде чем попасть к сказочным героям ответьте на такие вопросы:

  • скажите,  какие бывают сказки?  
  • по каким признакам можно определить , что это сказка?( зачин; волшебные предметы; троекратный повтор; борьба добра и зла; добро побеждает зло; концовка ) .

Ребята, вот у меня на руках волшебная палочка. Я  взмахну, этой волшебной палочкой , скажу заклинания. Вы должны повторить эти слова, и мы окажемся в сказочной стране:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток ,

Через север , через юг.

Возвращайся , сделав круг .

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели.

-Ребята, из какой сказки  это заклинание? ( В. Катаев «Цветик –Семицветик»)

Итак, мы в сказочной стране. Сейчас мы узнаем лучших знатоков сказок. В нашей игре участвует две команды. В каждой команде по 6 человек. Остальные болельщики. Чтобы создать команды, проведём разминку.

Разминка.

1.Чем угощала лиса журавля?( кашей)

2. Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)

3. Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка?» ( Жучка)

4.Кого заморозил Мороз - Синий нос? (купца)

5.Из какой это сказки:

Жили – были   бабушка – старушка,  внучка хохотушка,  курочка – клохтушка и мышка – норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, а у внучки – поменьше, у курочки –с огурчик, у мышки –с наперсток.( « У страха глаза  велики»)

6. «…Сестрица моя,

Выплынь, выплынь на бережок!

Костры горят высокие,

Котлы горят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!..» ( Братец Иванушка)

7. Какие слова говорил Иван – царевич , чтобы войти в избушку Бабы –Яги? ( «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)

8.   Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)

9. Самый круглый  сказочный герой. (Колобок)

10. Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)

11. «Наступила темнота.

        Не ходи за ворота;

        Кто на улицу попал-

         Заблудился и пропал». ( К. И. Чуковский «Краденое солнце»)

12. « С букварём шагает в школу

         Деревянный мальчуган

         Попадает вместо школы

          В полотняный балаган.

          Как зовётся это книжка?

          Как зовётся сам мальчишка?» ( Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино»)

-Итак, команды  готовы, займите свои места.  

Учитель.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет  

Наш КВН,  девиз которого:

 «Хочу всё знать!»

Мы начинаем КВН…(звучит музыка из телепередачи КВН)

ЖЮРИ ……

Конкурс «Узнай название команды» 

Учитель. Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово и коротко рассказать об этом   герое.

1  команда   Ч Е Б У Р А Ш К А  

2  команда    Ч И П О Л Л И Н О

Конкурс «Измени одну букву» (по очереди задаётся командам)

В названиях русских народных сказок изменена всего одна буква. Вам надо найти эти букву и восстановить подлинное название сказки.

-Пеший (Леший)

-Кот и киса ( Кот и лиса)

-Кособок (Колобок)

-Шар птица (Жар птица)

-Золотая рубка (Золотая рыбка)

-Кепка (Репка)

-Полк и семеро козлят (Волк и семеро козлят)

-Мурочка  (курочка)   

 Пока жюри готовится,  музыкальная пауза.

Слово предоставляется жюри.

Конкурс  «По опорным словам отгадать название сказки»

   1 команде

Солдат     старуха        топор                                                              

Брат      баба –яга    сестра      яблоня

Петух    корова     кузнец     курочка

2 команде

Карета   фея  туфельки  

Волк   козлятушки    лес

Масло пирожки  красивая шапочка (команды готовятся)

 Игра с болельщиками

-Автор  сказки «Царевна – лягушка» (народ)

Итальянский писатель , написавший сказку про веселого и неунывающего Чиполлино

                                                                                                                                            ( Д. Родари)

В кого превратился князь Гвидон? ( в комара,  муху, шмеля) 

Растение, из которого девушка плела своим братьям рубашки (крапива)

Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику?(25) 

Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках? (роза)

Птица, которая помогла  Дюймовочке?   ( ласточка) 

Чем кормила лиса журавля? (кашей)

Скажите, какого героя провели на пирожках? (медведь из сказки «Маша и медведь»)

Какого насекомого испугались все звери? ( Таракан из сказки К.Чуковского «Тараканище»)

Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?

                                                                                               ( Дудочка. В Катаев «Дудочка и кувшин»)

 Конкурс «Бюро находок»

В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи

( учитель  показывает предметы,команды  по очереди называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит»)

Сапоги –  « Кот в сапогах»

Туфелька – «Золушка» или Хрустальная туфелька»

Белые камешки – « Мальчик –с – пальчик»

Стрела – « Царевна – лягушка»

Печка – « По щучьему веленью»

Невод – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Веретено – «Спящая красавица»

Зонтик – «Оле – Лукойе»

Игра «Горит Кошкин дом»

Стоят 2 стула, а на них надеты вывернутые наизнанку детские застегнутые пиджаки. Два ученика (можно по желанию) снимают пиджаки, выворачивают, расстегивают, надевают на себя, застегивают   и садятся на стул. Кто быстрее и аккуратнее это выполнит , тот победит.

Конкурс капитанов « Отгадай тайну» (задания находятся в двух конвертах, капитанам на подготовку дается время )

1 задание.

-Вспомни  умную сказку великого сказочника Г. Х. Андерсена «Новое  платье короля»

Хитрые обманщики выдали – себя за ткачей и сказали, что могут изготовить красивую ткань . обладающую удивительным свойством –становиться не видимой для   всякого человека  . который занимает не свое место и непроходимо глуп. Когда король надел платье. Сшитое из этой материи , то все-все . от самого первого министра до пажа . охали и восхищались красотой несуществующего наряда.

-Кто раскрыл очевидную тайну этого костюма?

- В чём заключается тайна этой сказки?

Ответ ( никто, кроме ребёнка . не был уверен . что занимает свое место. Которого достоин. Все предпочитали лгать  или притворяться. Голос мальчика – голос правды. Это трудно , всегда говорить правду, но все –таки возможно )

2 задание.  

-Вспомни сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» . В чём же тайна золотой рыбки?

Захотела старуха , которую золотая рыбка уже сделала царицей, стать владычицей морскою. «Ничего не сказала рыбка. Воротился старик домой.

«Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит старуха. А перед нею разбитое корыто»    .

-Почему же так случилось?

-В чём же тайна золотой рыбки?

Ответ (Все,  добытые одной жадностью исчезло. На протяжении всей сказки истина борется с корыстью. Золото обладает лишь призрачным могуществом. Человек часть природы, и она всегда придёт на помощь человеку, если он живёт в согласии с ее мудростью )

Музыкальная пауза

Ответы капитанов.

Конкурс «Телеграмма» .

Кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы

1.В гости не прилечу . Мотор забарахлил. ( Карлсон)

2. Купил семена, приезжайте тянуть.( Дед из сказки «Репка)

3. Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)

4. Помни, все исчезнет после 12 ночи. ( Фея из сказки «Золушки»)

5. Ушёл от зайца, волка, медведя. ( Колобок)

6. Хвост нашли, плакать перестал ( Ослик Иа)

7.Ключ достал. Скоро буду .( Буратино)

8.Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла (Железный Дровосек)

 Конкурс «Великие математики»

1 команде. Назовите сказки ,                              2 команде .Назовите  сказки,

 где в названии есть цифра 3                                  где в названии есть цифра 7.

 Конкурс «Угадай сказку». Пантомима.

Каждая команда за короткий промежуток времени инсценирует отрывок из любой русской народной сказки. (Другая  команда должна угадать ее)

Игра с болельщиками

  1. Кто говорил такие волшебные слова : «Сим –сим , открой дверь!»(Али –Баба)
  2. В кого превратились 11 братьев –принцев из сказки Андерсена? ( Лебедей)
  3. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка –сестричка и Волк»? ( Хвостом)
  4. Кто написал сказку «Аленький цветочек?» ( С. Аксаков)
  5. На чём летала на юг лягушка? ( На прутике, который держали утки) 
  6. Что служило Дюймовочке  колыбельной в  отчем доме? ( Скорлупа грецкого ореха )

Подведение итогов.

Вот и закончился наш КВН. И, как ни грустно, но нам пора расставаться . Мне остаеться поблагодарить Вас за активное  дружное участие в нашем КВН е , за отличное знание сказок. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

Награждение победителей.

Использованная литература:

1.Гайдина Л.И., .Жиренко О.Е., Кочергина А.В.,  Обухова Л.А.,  Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия : 3 класс .-3-е изд., перераб. и доп. –М.: ВАКО, 2007.

2.Кутявина С.В. Универсальные поурочные  разработки по внеклассному чтению : 3 класс .-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО , 2007.

3. Попова Г.П.  Классные часы : 2 класс-Вогоград : Учитель , 2008.

4. Газета  для педагогов начальной школы. Педсовет №  9, 12 ,  2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаток сказок Пушкина (викторина)

Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Можно провести как и на предметной неделе, так  и на классном часе поиграть с детьми....

Конкурс знатоков сказок.

Внеклассное занятие по литературному чтению....

Игровая итоговая викторина «Знатоки сказок А.С. Пушкина»

Закрепить и уточнить полученные ранее знания детей о сказках А.С.  Пушкина, формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить работать в команде,  выстраивать события в...

Презентация "Знатоки сказок"

Представленная презентация выполнена в виде викторины для учащихся 3-4 классов с заданиями разного типа....

внеклассное мероприятие "Клуб знатоков сказок"

Внеурочная деятельность по предмету "Литературное чтение". Познавтельная направленность.Внеклассное мероприятие "Клуб знатоков сказок" 1-4 класс...

внеклассное занятие "Знатоки сказок"

внеклассное занятие по литературному чтению для учащихся 4 начальных классов...

Викторина "Знатоки сказок"

Цели мероприятия: - обобщить знания учащихся о сказках; - развивать умения узнавать сказки и их героев; - развивать творческое воображение, ассоциативную память; - воспитывать потр...