Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме:
    Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.

    Разработка урока обучения грамоте

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Obuchenie_gramote_bukva_shch.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте (чтение)

    Тема урока:

     Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.

    Цели урока:

    1.Познакомить учащихся с мягким согласным звуком щ, буквой Щщ.

    Учить распознавать новые звук и букву в словах.

    Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

    2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.

    3. Воспитывать ответственное отношение за судьбу «братьев наших меньших».

    Оборудование к уроку:

    - учебник (В.Г. Горецкий «Русская азбука»)

    -карточки с рядами букв,

    -предметные картинки с изображениями животных (леща, щегла),

    -схемы слов «лещ», «роща» для слого-звукового анализа ,

    -картинка из серии «Азбука в картинках»,

    -карточки с изображением солнышка и тучки,

    -карточки с текстом и заданиями к нему для хорошо читающих детей,

    -карточки с текстом для «слабых» детей (для домашнего чтения),

    - спички  (для конструирования буквы).

    Ход урока

    1. Организационный  этап урока.

    -Вот и прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Очень тихо вы садитесь

    И работать не ленитесь.

    - У вас на партах карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите карточку, соответствующую тому настроению, с которым вы шли сегодня в школу…

    - Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего учебного дня.

    1. Актуализация опорных знаний.

    -Начнем урок с повторения изученных букв.

    Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  (далее- по аналогии)

    (буквы называют «слабые» ученики)

    На доске:

    О А У  Н Ы Э                    («Н»- согласная)

    Ю Ё Я И Е                         («И» обозн. 1 звук)

    Л М Р Ж В С                      (« С» обозн. глух. звук)

    Б П Г К Х Д Т                     («Х»- нет пары по глух-звонк.)                  

                                               3. Мобилизующий этап

    На доске:

    … ука

    ро…а

    ово…и

    …енок

    пла…

    - Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

    Почему так решили?

    - Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.

    На доске:

    - Познакомиться с новыми …  и  …

    - Учиться отличать новые … и … от других

    - Учиться читать….

    4. Формирование новых ЗУНов.

    -Отгадайте загадку:

    По земле не ходят,

    На небо не смотрят,

                                                      Звёзд не считают,

            Людей не знают.  (Рыбы)

    А).Слого-звуковой анализ слова «лещ»

    - Кто знает, как называется  эта рыба? (на доске- предметная картинка с изображением леща и схема слова)

    - Произнесем слово «лещ» по слогам.

    -Сколько слогов в слове?

    - Из чего состоит слог? (из слияния и примыкающего к нему согласного)

    -Произнесите слияние.

    -Выделите из него согласный звук.

    -Дайте ему характеристику (согласный,  глухой, мягкий)

    - Произнесем слово еще раз, выделяя последний звук.

    -Дайте ему характеристику.

    Б). Упражнение в произношении нового звука

    Щ как мягкий Ш мы скажем.

    Звук как будто маслом смажем.

    Будет мягким Щ, тягучим,

    Щебетать язык научим:

    Щебет, щёлк, щегол, щепотка,

    Щепка, щит, щека, щекотка.

    - Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?

    В). Знакомство с новыми буквами Щщ

    - Какой буквой наш звук обозначается на письме?

    На доске- картинка из серии «Азбука в картинках»

    -Что изображено на картинке?

    - Почему изображена щётка?

    - Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

    -Кто покажет эту букву в алфавите?

    - Буква Щ поможет нам

      Чистить зубы по утрам.

    На что похожа буква?

    - На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего?

    Ну и что же!

    На что еще похожа буква?

    - Щ- играющий щенок.

    Кверху лапками он лег.

    На кого похожа буква?

    -На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?

    - Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?

    Г). Чтение слогов с буквой Щ.

    (хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему)

    -  Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

    - Давайте попробуем дополнить слоги до слова.

    Д). Чтение слов с буквой Щ.

    - Читаем «по цепочке» слова на странице 187 учебника.

    - Что общего у всех слов? (есть буква Щ)

    - А ещё? ( Сколько слогов в каждом из слов?)

    -Назовите слово, к которому подходит данная схема («роща»)

    - Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «Что делаю?»

    - Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»

    - Найдите и прочитайте слова, также обозначающие названия животных.

    - О них мы будем сейчас читать текст…

    Е).Работа с  текстом.

     На доске- текст:

    У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щёлк!

    Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!

    -Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.

    - Кто живёт у Васи в клетке?

    -Кто был у щеглов?

    - Как мальчик заботится о них?

    -Кто ещё живет у Васи?

    -Как зовут щенка?

    - Что натворил Чапка?

    -Как вы понимаете значение слова «щеколда»? (показать картинку с клеткой)

    - Что произошло со щеглами?

         -Приготовьтесь читать текст хором. Внимательно следите за указкой…

    - Какое чувство возникло у вас после прочтения этого текста? Почему?

    - Как бы вы озаглавили текст?

    -Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)

    - Найдите и прочитайте самое короткое предложение (5)

    -Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)

    - Найдите и прочитайте ещё одно предложение.(7) Как его нужно прочитать?

    - Прочитайте предложения, соответствующие данной схеме (1, 3- 6 слов).

    - Прочитайте 5-ое предложение. Кто встал на ящик? Прочтите предложение ещё раз, голосом выделяя ключевое слово.

    ( Куда встал щенок?)

    Ж). Работа с иллюстрацией учебника (стр. 186-187)

    - Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

    -Герой какой сказки на ней изображен?

    - Почему так решили?

    -Что делает Емеля?

    -А чем занята щука?

    -Наш Емеля на печи

         Сосчитал все кирпичи,

         Быстро мух переловил

             И прилёг совсем без сил.

               Ну а щука спать не стала,

                                                       Книгу умную достала

                                                      И готовится опять

           Все желанья исполнять.

      Щука шепчет еле-еле:

        -Помогу во всём Емеле!

    З). Проговаривание скороговорки, стр. 186

    (выписана на доску)

    Щуку я тащу, тащу,

    Щуку я не упущу.

    - Прочитайте скороговорку шепотом..

    - А теперь не очень громчко (погромче, громко)

    - Читаем скороговорку медленно (чуть побыстрее, ещё быстрее, очень быстро)

    5. Итог урока. Рефлексия.

    - Какой звук изучали на уроке?

    -Дайте ему характеристику.

    -Какой буквой обозначается этот звук на письме?

    -Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?

    -Всё ли мы выполнили?

    - Что понравилось на уроке?

    -Что показалось сложным?

    -Если вам понравилось работать на уроке, поднимите карточку с изображением солнышка. Если не понравилось- карточку с изображением тучки.

    Д\З 

    Хорошо читающие дети доделывают задания, полученные на уроке (на карточках)

    Слабо читающие дети получают карточки с текстом (слова разделены на слоги)

    Остальные дети читают текст на стр. 188 учебника


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

    На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

    урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ']. Буквы Щ, щ.

    Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

    Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

    Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

    Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.

    1 класс. Урок  чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ....

    Согласный звук [щ,]. Буквы Щ щ.

    Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы ...

    конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."

    Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....

    презентация на тему "Согласный звук щ, буквы Щ, щ."

    Презентация по обучению грамоте по УМК Школа России....

    Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ

    Конспект урока обучение грамоте ( чтение )...