Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме:
    Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.

    Кузьмина Ирина Александровна

    Разработка урока обучения грамоте

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Obuchenie_gramote_bukva_shch.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте (чтение)

    Тема урока:

     Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.

    Цели урока:

    1.Познакомить учащихся с мягким согласным звуком щ, буквой Щщ.

    Учить распознавать новые звук и букву в словах.

    Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

    2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.

    3. Воспитывать ответственное отношение за судьбу «братьев наших меньших».

    Оборудование к уроку:

    - учебник (В.Г. Горецкий «Русская азбука»)

    -карточки с рядами букв,

    -предметные картинки с изображениями животных (леща, щегла),

    -схемы слов «лещ», «роща» для слого-звукового анализа ,

    -картинка из серии «Азбука в картинках»,

    -карточки с изображением солнышка и тучки,

    -карточки с текстом и заданиями к нему для хорошо читающих детей,

    -карточки с текстом для «слабых» детей (для домашнего чтения),

    - спички  (для конструирования буквы).

    Ход урока

    1. Организационный  этап урока.

    -Вот и прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Очень тихо вы садитесь

    И работать не ленитесь.

    - У вас на партах карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите карточку, соответствующую тому настроению, с которым вы шли сегодня в школу…

    - Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего учебного дня.

    1. Актуализация опорных знаний.

    -Начнем урок с повторения изученных букв.

    Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  (далее- по аналогии)

    (буквы называют «слабые» ученики)

    На доске:

    О А У  Н Ы Э                    («Н»- согласная)

    Ю Ё Я И Е                         («И» обозн. 1 звук)

    Л М Р Ж В С                      (« С» обозн. глух. звук)

    Б П Г К Х Д Т                     («Х»- нет пары по глух-звонк.)                  

                                               3. Мобилизующий этап

    На доске:

    … ука

    ро…а

    ово…и

    …енок

    пла…

    - Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

    Почему так решили?

    - Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.

    На доске:

    - Познакомиться с новыми …  и  …

    - Учиться отличать новые … и … от других

    - Учиться читать….

    4. Формирование новых ЗУНов.

    -Отгадайте загадку:

    По земле не ходят,

    На небо не смотрят,

                                                      Звёзд не считают,

            Людей не знают.  (Рыбы)

    А).Слого-звуковой анализ слова «лещ»

    - Кто знает, как называется  эта рыба? (на доске- предметная картинка с изображением леща и схема слова)

    - Произнесем слово «лещ» по слогам.

    -Сколько слогов в слове?

    - Из чего состоит слог? (из слияния и примыкающего к нему согласного)

    -Произнесите слияние.

    -Выделите из него согласный звук.

    -Дайте ему характеристику (согласный,  глухой, мягкий)

    - Произнесем слово еще раз, выделяя последний звук.

    -Дайте ему характеристику.

    Б). Упражнение в произношении нового звука

    Щ как мягкий Ш мы скажем.

    Звук как будто маслом смажем.

    Будет мягким Щ, тягучим,

    Щебетать язык научим:

    Щебет, щёлк, щегол, щепотка,

    Щепка, щит, щека, щекотка.

    - Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?

    В). Знакомство с новыми буквами Щщ

    - Какой буквой наш звук обозначается на письме?

    На доске- картинка из серии «Азбука в картинках»

    -Что изображено на картинке?

    - Почему изображена щётка?

    - Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

    -Кто покажет эту букву в алфавите?

    - Буква Щ поможет нам

      Чистить зубы по утрам.

    На что похожа буква?

    - На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего?

    Ну и что же!

    На что еще похожа буква?

    - Щ- играющий щенок.

    Кверху лапками он лег.

    На кого похожа буква?

    -На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?

    - Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?

    Г). Чтение слогов с буквой Щ.

    (хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему)

    -  Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

    - Давайте попробуем дополнить слоги до слова.

    Д). Чтение слов с буквой Щ.

    - Читаем «по цепочке» слова на странице 187 учебника.

    - Что общего у всех слов? (есть буква Щ)

    - А ещё? ( Сколько слогов в каждом из слов?)

    -Назовите слово, к которому подходит данная схема («роща»)

    - Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «Что делаю?»

    - Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»

    - Найдите и прочитайте слова, также обозначающие названия животных.

    - О них мы будем сейчас читать текст…

    Е).Работа с  текстом.

     На доске- текст:

    У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щёлк!

    Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!

    -Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.

    - Кто живёт у Васи в клетке?

    -Кто был у щеглов?

    - Как мальчик заботится о них?

    -Кто ещё живет у Васи?

    -Как зовут щенка?

    - Что натворил Чапка?

    -Как вы понимаете значение слова «щеколда»? (показать картинку с клеткой)

    - Что произошло со щеглами?

         -Приготовьтесь читать текст хором. Внимательно следите за указкой…

    - Какое чувство возникло у вас после прочтения этого текста? Почему?

    - Как бы вы озаглавили текст?

    -Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)

    - Найдите и прочитайте самое короткое предложение (5)

    -Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)

    - Найдите и прочитайте ещё одно предложение.(7) Как его нужно прочитать?

    - Прочитайте предложения, соответствующие данной схеме (1, 3- 6 слов).

    - Прочитайте 5-ое предложение. Кто встал на ящик? Прочтите предложение ещё раз, голосом выделяя ключевое слово.

    ( Куда встал щенок?)

    Ж). Работа с иллюстрацией учебника (стр. 186-187)

    - Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

    -Герой какой сказки на ней изображен?

    - Почему так решили?

    -Что делает Емеля?

    -А чем занята щука?

    -Наш Емеля на печи

         Сосчитал все кирпичи,

         Быстро мух переловил

             И прилёг совсем без сил.

               Ну а щука спать не стала,

                                                       Книгу умную достала

                                                      И готовится опять

           Все желанья исполнять.

      Щука шепчет еле-еле:

        -Помогу во всём Емеле!

    З). Проговаривание скороговорки, стр. 186

    (выписана на доску)

    Щуку я тащу, тащу,

    Щуку я не упущу.

    - Прочитайте скороговорку шепотом..

    - А теперь не очень громчко (погромче, громко)

    - Читаем скороговорку медленно (чуть побыстрее, ещё быстрее, очень быстро)

    5. Итог урока. Рефлексия.

    - Какой звук изучали на уроке?

    -Дайте ему характеристику.

    -Какой буквой обозначается этот звук на письме?

    -Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?

    -Всё ли мы выполнили?

    - Что понравилось на уроке?

    -Что показалось сложным?

    -Если вам понравилось работать на уроке, поднимите карточку с изображением солнышка. Если не понравилось- карточку с изображением тучки.

    Д\З 

    Хорошо читающие дети доделывают задания, полученные на уроке (на карточках)

    Слабо читающие дети получают карточки с текстом (слова разделены на слоги)

    Остальные дети читают текст на стр. 188 учебника


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

    Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в кон...

    Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."

    Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова                &n...

    Двигательная активность младших школьников

    Как правильно организовать двигательную активность младших школьников во время образовательного процесса.  Рекоменд...

    Презентация "Прозвища"

    В презентации описываются причины происхождения прозвищ, отношение детей к ним и рекомендации....

    Классный час. "Давайте жить дружно!"

    Мероприятие для первого класса. ...

    Презентация "Кузбасс шахтерский край"

    В презентации описывается образование Кузбасса поэтапно....

    ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"

    Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

     Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, н...

    сценарий 8 марта

    сценарий конкурса "Мисс Весна 2013"...

    Программа кружка «Волшебный клубок»

     Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежут...