"В гостях у сказки" Урок по литературному чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Тазитдинова Лилия Миннулловна

Урок политературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

                                                                             Республика  Татарстан   Азнакаевский  район

                                                                 п.г.т.Актюбинский   МОУСОШ    №3

                                                             

                                                             Учитель: Тазитдинова  Л.М.

                                                    Класс:  3

                                                   

                                                               

   

Цели: Обобщить знания учащихся о прочитанных сказках.

Привить любовь к книгам на примере детских сказок.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к сказкам.
  2. Карточки (сказки, народные, авторские, бытовые, волшебные, о животных).
  3. Карточки с отрывками сказок.
  4. Костюмы для инсценировки сказки.
  5. Кроссворд.
  6. Тесты.
  7. Шкатулка.

План урока.

  1. Сообщение темы урока.
  2. Обобщение изученных на уроках сказок.
  3. Инсценировка сказки «Репка».
  4. Отгадывание кроссворда к сказкам.
  5. Работа  над  тестами.
  6. Игра « Сказочная  шкатулка».
  7. Дом.  задание.
  8. Итог урока.

                               I.   Сообщение темы урока.

- Прочитайте высказывание А.С.Пушкина.

- Тема нашего урока посвещена сказкам. Тем сказкам, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках.

- Чем же отличается сказка от других произведений?  

(В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения.)

- На какие 2 группы можно разделить сказки?

(Народные и авторские или литературные)        

- Каких писателей-сказочников вы можете назвать?

(Пушкин, Чуковский, Андерсен, Маршак, Киплинг, Перро)

- Сказки, каких народов мы читали на уроке?

(Русские, африканские, грузинские, итальянские, армянские)

- Какие главные законы в сказках?

(Добро побеждает зло, герой добрый, отзывчивый, обязательно нарушает запрет, приключения героев повторяются три раза.)

- На какие группы делят все сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)          

                II.  Обобщение изученных на уроках сказок.

- Мы многое узнали о сказках. Но, тем не менее, каждый из вас любит смотреть и слушать даже знакомые всем сказки. Сегодня вам предоставляется возможность попасть в театр. Для этого необходимо приобрести билеты. Таким билетом является отрывок из сказки.

  - Я раздам вам отрывки из сказок.

 - Вспомните:

  1. из каких они сказок,
  2.       кто автор,

     c)       к какой группе их можно отнести

     d)        какая г лавная мысль этого произведения.


1)— Коли сыщется такой искусный мастер, кто сделает летучий корабль да на том корабле прилетит во дворец, тому царским зятем быть...
Старшие братья, как услыхали клич, стали в дорогу собираться:
— Построим не построим летучий корабль, а хоть у царя попируем, себя покажем да на людей поглядим.
                                         
(  «Летучий  корабль»  Русская  народная  сказка)


2)  
Родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошёл средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

                         («Иван -царевич  и  серый  волк» Русская  народная  сказка)

              3) (Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.
                                                                             
(« 12месяцев»  С.Я.Маршак)


4)  На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горльшком, поставил на стол и говорит:
,,Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать”.
Леса начала вертеться вокруг кувшина — и так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает — все ничего не получается: не лезет голова в кувшин! А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не съел. И говорит: ,,Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!”
                                               
(«Лиса и журавль» Русская  народная  сказка)

5)   У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо. А надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумят да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать    

                                            («Морозко» Русская  народная   сказка)

6)    
Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. ,,дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со  двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу да заигралась, загулялась.

                                                   (« Гуси-лебеди» Русская  народная  сказка)

7)    Старик говорит: ,,Старуха, помой горшок!” — ,,Нет, ты помой!”
Никто горшок не моет. Ну и ладно: не мыть так и не мыть, пусть горшок не мыт. Так и спать легли — горшок все не мыт. И уговор сделали: кто утром наперед заговорит, тому и горшок мыть.
Проспали ночь. Настало утро. Вот и лежат утром оба. Тот не говорит, и другой не говорит.

                                      («Кому  горшок  мыть»Русская  народная  сказка)

8)  А мышата тем временем затеяли чехарду. друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
Сюда, Круть, сюда, Верть. Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
«Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь».
—                                                                                                                   ( «Колосок» Украинская  сказка)

9)   И пошли они вместе—боб, соломинка и уголёк—путешествовать. долго шли и пришли к ручейку.
Ручеёк маленький, узенький, а перебратся через него трудно—мостика нет. Как тут быть?
Подумала соломинка и говорит:
— Мы вот что сделаем: я перекинусь с бережка на бережок, а вы по мне переправитесь, как по мосту.

                          ( Б.Гримм «Соломинка, уголь,боб»)

10)   Проснулся муж, видит – жена всю новую юбку на куски изрезала, на старую юбку новых заплат наставила. Ахнул он, а жена говорит: - Спасибо тебе, муженёк, все прорехи я починила, да ещё вот сколько кусков осталось,      на целый год хватит.

                   ( Новая юбка. Итальянская сказка.)

11) Сюда-то и приплыла русалочка с принцем и положила его на песок так, чтобы голова его была повыше на солнце.
Тут в высоком белом здании зазвонили колокола, и в сад высыпала целая толпа молодых девушек. Русалочка отплыла подальше за высокие камни, торчавшие из в оды, покрыла свои волосы и грудь морскою пеной, так что теперь никто не различил бы её лица, и стала ждать, не придёт ли кто на помощь бедному принцу.
                                                                       
Г.Х.Андерсен ( «Русалочка»)

 12)Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:

- Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

- И вас,  - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

- И вас трое.

А себе взял двух гусей.

- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.

        (Как мужик гусей делил. Русская народная сказка.)

13) В реке росло много кувшинок, их широкие зелёные листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка.
                                                                        Г.Х.Андерсен»(Дюймовочка»)

14)– Я пришёл получить с тебя долг. Разве ты забыл, милостивый царь, что должен мне кувшин золота?

Царь так и подскочил на троне.

       - Да ты что, в своём ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж врун так врун!

(Золотое яблоко. Армянская сказка.)

15) Жила-была женщина. день и ночь работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.
И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

                         (Татарская сказка  «Три  дочери») 

                         III.  Инсценировка сказки «Репка».

- Для вас, ребята, сегодня будет показана сказка «Репка». Написана сказка по-новому.

                         Инсценировка сказки «Репка», автор Ю.Кушак.

(Сказка на новый лад).

   

                  IV.Отгадывание кроссворда к сказкам.

- А теперь я предлагаю вам необычное задание.

- Многие из вас видят, как любят ваши родители отгадывать кроссворды. И для вас, ребят, я приготовила кроссворд, но не обычный, а сказочный.

   

                                     V.  Работа  над  тестами.

                               

                                               VI. Игра «Сказочная  шкатулка»

           Задание – по описанию  предмета  отгадать, что  находится  в  шкатулке.

  1. С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла.)  
  2.  Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
  3.  С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».)
  4. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья”.)
  5.  В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с ее дочкой. (Цветы. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
  6.  Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто ее автор. (Мочалка. К. И. Чуковский «Мойдодыр».)

VII. Дом. задание:   написать  сказку  на  современный  лад.     

 VIII. Итог урока.

          - Ребята, что мы повторили на уроке?

- А что вам особенно понравилось?

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

1 класс. Интерактивная игра «В гостях у сказочных животных», (внеклассное мероприятие по литературному чтению), соавтор Колямина С.А.

Диплом финалиста Всероссийского фестиваля методических разработок "Знатоки литературы".Цель игры:- создание условий для формирования у обучающихся интереса к дальнейшему изучению сказок.Задачи:• Закре...

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.

За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?...

Проект урока литературного чтения "В гостях у сказки" (+ презентация)

Данный материал был использован мною для открытого урока во 2 классе...

Внеклассное занятие по литературному чтению "В гостях у сказки"

Внеклассное занятие по литературному чтению проведено в виде путешествия по станциям. В маршрутных листах путешествия отмечались результаты детей в познании авторских и народых сказок....