Былины. Добрыня и Змей
презентация к уроку чтения (4 класс) по теме

конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы"  + Презентация  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx24.29 КБ
Файл byliny.dobrynya_i_zmey.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по УМК «Гармония

учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы»

учитель: Нутфуллина Гузель Гафуровна

Тема: Былины. «Добрыня и змей»

Цель: Дать понятие былины, ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  1. Формировать полноценное восприятие  былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения
  2. Научить использовать Интернет –ресурсы при выполнении задания

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Развивать связную речь, мышление, воображение

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.
  2. Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

Техническое обеспечение:  Проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними носиками! Повернитесь к ним лицом и напишите носом слово «здравствуйте!» МОЛОДЦЫ! Тихо садимся.

«Пламя свечи»(зажечь свечу)

- Дети, посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом, добром. Пусть этот легкий, спокойный  и таинственный огонь свечи  поможет нам настроится на наш урок, очистит наши души от обид , злобы, жадности  и подарит всем хорошее настроение.

  1. Актуализация знаний

(На экране поговорка «Славна богатырями земля русская»)

- Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
- Кто же такие богатыри? (ответы детей)


Дома вы должны были посмотреть в словаре или найти в интернете, значения некоторых слов . Кто нашел , значение слова БОГАТЫРЬ?

БОГАТЫРЬ – 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

- Считалось что богатыри – могучие витязи, наделенные богом необыкновенным умом, смекалкой.

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)

- О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)

- События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)

- Скажите, а как называется произведение русского фольклора  о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)

- А что означает слово БЫЛИНА?

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Действительно, когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни , которые рассказывали о подвигах и делах давно минувших лет, называли старинками, старинами. Позднее появилось слово «былина», что означало «быль», то есть  то, что было или есть на самом деле.

Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были  воинственные набеги  других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.

- Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

- Былины о Добрыне  имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но те и другие связаны с периодом борьбы нашего  народа с татарским нашествием.

Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

- Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит  в окружении внимательно слушающих его людей. Его  пальцы слегка  касаются струн  гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ  про древнюю  Русь, про старину стародавнюю.

- Ребята, чтобы у вас сложилось реальное представление  о  былине как о песенном жанре , давайте прослушаем отрывок былины Добрыня и Змей в исполнении Елены Сапоговой, знаменитой уральской сказительницы.

  1. Словарная работа

Ребята в  тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова. На столах у вас лежат листы.  Давайте прочитаем статью из словаря со значением этих слов и  поставим ударение.

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

Паробок – парень, оруженосец.

Курева – «пыльная курева» - имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения

Приумаялся – притомился, устал

Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы

Порешить – кончить, убить

Дородный – рослый, крупный, полный

Величать по изотчине  - называть по отчеству, по отцу

Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Шпенечки – небольшие шипы, стержни.

Стольный град- столица .

Учуять – почувствовать.

Полон – плен.

Колчан со стрелами – чехол со стрелами.

За полпоприща – за полпути

Подколенные – подчиненные, подначальные

  1. Физкультминутка  «Руки за спину, головки назад».


Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще.

  1. Чтение текста
  1. Упражнение «Речевичок»

- Прежде, чем приступить к чтению, давайте потренируем наш речевой аппарат.

Ла- ло- лы, ла- ло- лы школа, классы, лом, столы.

Лы- лу-ло, лы- лу- ло лыжи, лужа, лось, стекло.

Ло- лы-ла, ло- лы-ла лодка, лыжник, лай, скала.

Ла-ло-лу, ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.

  1. Начало былины читает учитель.
  2.  Затем читают дети, вслух по частям.
  3. Стр.161 (или 164) рассматриваем иллюстрацию

- Что здесь изображено? Где происходит действие?  (княжеские белокаменные палаты)

- Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)

- Как зовут князя? (князь Владимир)

- Где он нарисован? Покажите.

- Как вы догадались, что это и есть князь?

- С кем он разговаривает?

- Прочитайте разговор князя с Добрыней.

  1. Продолжение чтения былины.
  2. В конце стр.162  (или 165), задать уточняющий вопрос:

- Почему все молчат? (боятся)

  1. Домашнее задание

- Прочитать  былину еще раз, обратите внимание на ее звучание, подобрать к иллюстрации слова из текста.

  1. Итог урока.

- С каким новым жанром мы познакомились на уроке? (Былины)

- Что такое былина?

- как необходимо читать былину? (напевно)

-А почему? (былины рассказывали мудрые люди, старцы, их рассказ шел в музыкальном сопровождении  гуслей)

- Скажите, кто главный герой былины?

- Что вы о нем узнали? Каким  его представляете?

- Какими качествами должен обладать былинный герой? (здоровье, сила, ум, доброта)

- Чему учит былина ? (любить свою Родину, защищать ее, быть добрыми)

- Как нужно читать былины, былинные сказы?(напевно)

- Узнали ли вы, что-нибудь новое?  (продолжите предложения)

  1. Оценочная лесенка.

-  А теперь, давайте попробуем оценить то,  как  каждый из вас работал на уроке, и узнаем,  у кого возникли затруднения на уроке.

- У вас на партах по два смайлика с вашими именами : один  веселый , а другой – грустный . А теперь поднимите смайлик , который улыбается, те , у которых не возникло затруднений  на уроке. У кого были трудности –  поднимите грустный.

(У кого другой смайлик - не расстраиваетесь, на следующем уроке  мы опять будем работать над былинами).

- Посмотрите на доске у меня находится шкала,  с баллами от 1 до 5. Поставьте смайлик, который вы подняли , на ту ступеньку, на которую вы поставили бы себя.


- Молодцы!

-Вы много трудились,

Наверно устали?

Быстро, все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

(И тихо из класса уйдём).

Сядем за парты звонка подождём.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику О.В.Кубасовой «Любимые страницы »

Слайд 2

Поговорка: Славна богатырями земля русская богатырями

Слайд 3

О подвигах, о доблести, о славе…. БЫЛИНЫ

Слайд 5

«Добрыня и Змей» БЫЛИНА

Слайд 9

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 10

Ла - ло - лы , ла - ло - лы школа, классы, лом, столы. Лы - лу-ло , лы - лу - ло лыжи, лужа, лось, стекло. Ло - лы-ла , ло - лы-ла лодка, лыжник, лай, скала. Ла-ло-лу , ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.

Слайд 12

Домашнее задание : - Прочитать былину еще раз, подобрать к иллюстрации слова из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"Былины.Добрыня и Змей"

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой  О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей»  с использование мультимедийной презентации.  На ур...

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Образ дракона-змея в народных сказках, былинах и мифах.(Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО) Презентация

Образ дракона-змея в народных сказках, былинах и мифах.(Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО) ПрезентацияДракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ — это ...

тест по былине "Алёша Попович и Тугарин Змей"

тест по литературному чтению...

План урока 3 класс Начальная школа 21 века. Добрыня и Змея. Знакомство с былиной, особенности жанра.

План урока с планируемыми результатами. 3 класс Начальная школа 21 века. Добрыня и Змея. Знакомство с былиной, особенности жанра...

Литературное чтение 4 класс «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева) ( «Гармония ")

Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей»  (пересказ А. Нечаева)Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былин...

«БЫЛИНА «ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯ»

Предмет – литературное чтениеКласс – 3Тип урока – урок освоении новых знанийНа данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, ...