Литературная гостиная "Читая Пушкина"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Елизарова Елена Михайловна

В работе представлена литературная композиция, посвящённая творчеству А.С. Пушкина. Дети смогут показать свои знания произведений поэта, узнать новое о его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya_chitaya_pushkina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Читая Пушкина»

Оформление: портрет А.С. Пушкина, рисунки детей к сказкам Пушкина, свечи на столах, выставка книг А.С. Пушкина, фонотека (сказки, музыка, стихи), рисунки художников, вопросы, «телеграммы».

На доске записаны слова:

        Я славил лирою послушной

        Преданья тёмной старины.

                                (А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Эпилог)

I. Вступление.

Звучит красивая спокойная музыка. Дети говорят на фоне музыки.

1. Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии.

2. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую Царевну Лебедь, и чародея Черномора, и славного Руслана.

3. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного Командора.

4. Улыбнётся тебе, своему потомку:

«Здравствуй, племя младое, незнакомое»!

- «Здравствуй, Пушкин»! – говорим сегодня мы.  

II Слово учителю.

Ребята, 10 февраля русские люди отмечают день памяти великого Пушкина, и мы будем говорить сегодня о его прекрасных сказках и стихах. Мы вспоминаем Пушкина, а вдень памяти принято зажигать свечи. Давайте и мы зажжём свечи – символ тепла, дружбы, памяти.

(Зажигаются свечи под спокойную музыку)

III. Выставка книг.

Каждый год в нашей стране в различных издательствах выходят книги великого мастера. На нашей выставке представлена лишь маленькая капля в море книг Александра Сергеевича Пушкина.

VI. Рассматривание детских рисунков.

Все вы прочли уже сказки Пушкина, да, наверное, и не раз. И многие дети захотели нарисовать рисунки. Давайте посмотрим и отгадаем, к каким сказкам нарисованы эти рисунки?

А теперь посмотрите, как профессиональные художники нарисовали иллюстрации к сказкам Пушкина.

V. Конкурс на лучшего знатока сказок.

(Вопросы записаны на карточках, задают их сами дети)

1. В какой сказке главный герой путешествовал в бочке? Кто он? (Гвидон. «Сказка о царе Салтане»).

2. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (30 лет и три года)

3. Отчего проснулась царевна в «Сказке о Мёртвой царевне и семи богатырях»? Кто её спас? (Елисей. Он ударил гроб хрустальный, гроб разбился, царевна ожила).

4. Из какой сказки этот фрагмент? (Учитель включает фрагмент сказки, дети угадывают сказку)

5. Что потребовал мудрец от царя Дадона за свою услугу, за петушка? (Отдать ему Шамаханскую царицу).

6. Что приговаривал Балда, когда рассчитывался с попом? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)  

7. Из какой сказки этот фрагмент? (Учитель включает фрагмент сказки, дети угадывают сказку)

8. Кем были сёстры жены царя Салтана? (Ткачихи и повариха).

9. То кого спас Гвидон Царевну Лебедь?

10. Из какой сказки этот фрагмент?

11. В кого превратился Гвидон в последний раз, когда ужалил свою бабушку Бабариху в нос?

12. Кем хотела быть старуха в последний раз, когда рыбка оставила её у того же корыта? (Владычицей морской).

13. Из какой сказки этот фрагмент?

14. Чем Чернавка отравила царевну из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Яблочком)

15. Сколько детей было у Дадона? (Два сына)

16. Из какой сказки этот фрагмент?

17. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку).

18. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка!)

19. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке» (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок)

VI. Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон. – Ребята, вам пришли телеграммы. Как вы думаете, кто их прислал?

1. «Да вот верёвкой хочу море морщить,

      Да вас, проклятое племя корчить»        (Балда)

2. «Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла».                 (Царь Дадон)

3. «Мы объехали весь свет:

За морем житьё не худо…»                        (Корабельщики)

VII. Викторина. «Чей это портрет»?

Учитель: Давайте узнаем героев сказки. Чей это портрет?

(Ученики выходят и читают отрывки)

1. А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.        

                        (Царевна Лебедь из сказки «Сказка о царе Салтане»)

2. «…В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни

На ногах красные сапожки»        

                        (Старуха, столбовая дворянка из «сказки о рыбаке и рыбке» )

3. «Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»

                        (Царица из «Сказки о мёртвой царевне»)

4. «Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого»

                        (Царевна молодая из «Сказки о мёртвой царевне»)

5. «Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых»

                        (Балда)

VIII. Инсценирование отрывков из сказок.

1 сцена. «Сказка о мёртвой царевне». Читает ученица в короне, с зеркальцем.

(От слов «Правду молвить, молодица… » до слов «И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь»).

2 сцена.  «Сказка о царе Салтане». (Участвует 4 ученика: автор и три девицы. От слов «Три девицы под окном…» до слов «Я б для батюшки царя родила богатыря»).

3 сцена. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Три участника: автор, старик, старуха)

От слов «Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо…» до слов «Наше-то совсем развалилось»

IX. Кроссворд.

л

н

а

т

л

а

С

н

о

д

Д

а

н

о

д

и

в

Г

а

к

в

а

н

р

Ч

е

а

д

а

Б

- А сейчас отгадаем кроссворд, он не простой, а с загадкой:

1. Имя одного героя из известной сказки А.С. Пушкина.

2. Служанка, которая свела царевну в лес из «Сказки о мёртвой царевне»

3. Сын Салтана.

4. Имя царя из «Сказки о золотом петушке»

5. Отец Гвидона.

По вертикали получилось имя Арина.

Учитель: Ребята, кто она? Как её имя связано с именем поэта?

X. Рассказ об Арине Родионовне.

Арина Родионовна – няня семьи Пушкиных. Александр Сергеевич был привязан к ней всю жизнь. Он часами беседовал с ней. Весь сказочный мир был ей известен как нельзя лучше и передавала он его весьма оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал от Арины Родионовны. Няня умерла в 1825 году, в возрасте 70-ти лет.

        Стихотворение «Зимний вечер Александр Сергеевич написал, посвятив Арине Родионовне в 1825 году.

XI. Стихи Пушкина читают дети.

1 чтец читает стихотворение «Зимний вечер».

Учитель: Это стихотворение ещё и о зиме. Поэт очень любил родную природу, он написал много стихов и о других временах года. Вот стихотворение о весне.

2 чтец читает стихотворение «Гонимы вешними лучами…»

Учитель: Поэт всегда очень любил осень. Осенью он много писал, она всегда вдохновляла Пушкина.

3 чтец читает стихотворение «Уж небо осенью дышало…»

XII. Прослушивание стихов в грамзаписи.

XIII. Заключение.

Выходит ученик:

- Ты будешь идти по тропинкам стихов, и, как сказочный богатырь, расти день ото дня. А Пушкин будет с тобой всегда, всю жизнь.

Гасятся свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал открытого урока по литературному чтению "Пушкин"

Написан на Delphi 7. Открывается не на всех компьютерах, требуется библиотека Net FrameWork 4,0 и выше.Интуитивный интерфейс. Появляются ответы и отгадки. По материалам интернета....

презентация к уроку литературное чтение Пушкин А.С.

урок литературного чтения 1 класс...

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения",тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". "Литературная гостиная" .2 класс

Конспект занятия  по внеурочной деятельности "Час чтения" , посвященный творчеству А.С. Пушкина....