Урок литературного чтения "Н.А.Некрасов"Крестьянские дети"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок по литературному чтению "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" проведен в рамках школьного фестиваля открытых уроков. Этот урок является первым открытым уроком на кафедре начальных классов ГБОУ лицея № 395. Форма урока: урок-исследование.  На нем представлены разные формы исследовательской деятельности учащихся при изучении литературного материала, в данном случае - поэзии Н.А.Некрасова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__po_n.a.nekrasovu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ лицей № 395.

Учитель : Н.В.Зязенкова.

Литературное чтение. 3 класс.

УМК «Начальная школа. ХХI век».

Темa: Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».

Цель : Познакомить учащихся  со стихами поэта о детях.

 Учебные задачи :

- формировать навык  выразительного  чтения  стихов;

- познакомить с понятием «лирический герой»;

- закрепить навык  выделения логического ударения и указания пауз;

- учить понимать значения эпитетов, сравнений в произведениях Н.А.Некрасова;

-  формировать  навык  исследовательской деятельности  со словами ;

-  воспитывать интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;

-  формировать коммуникативные навыки работы в парах;

-  развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку :

- учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М.А., М., «Вентана-Граф», 2010;

- тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2011 г;

- портрет  Н.А.Некрасова;

- выставка книг писателя; словари.

- компьютерная презентация «Творчество Некрасова»;

- компьютер;

-памятки «Синквейн», «Чтение стихов».

- костюмы для детей, инсценирующих «Мужичок с ноготок».

Современные технологии:

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- технологии уровневой дифференциации;

- информационно-компьютерные технологии

Ход урока :

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

- Дорогие друзья! Начинаем урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Проверяют готовность  к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

        Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Толстом. Прошу вас назвать произведение, выбранное вами, и определить его жанр.

    Вы много нового узнали о творчестве писателя, о разнообразии его жанров, прочитали его мудрые и поучительные произведения. В средней школе вы продолжите изучения его наследия.

Выходят дети с  самодельными страницами, посвященными  изученным произведениям Л.Н.Толстого : сказки «Два брата» , «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Зайцы», рассказ-быль «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».

(Оценка 5-6 работ)

3. Сообщение темы. Беседа о детстве, произведениях поэта, изученных в 1-2-м классах. Игра «Назови»

 Цель : Выявление читательского опыта учащихся.

  Сегодня на уроке мы  продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта, который родился в 1821 году в дворянской семье  в Ярославской губернии. Барская усадьба  выходила на самую главную дорогу.  Все, кто ехал по ней, от почтовых троек до арестантов, закованных в кандалы, были видны хозяевам усадьбы. В ней жил маленький мальчик. Деспотичный характер отца , отставного майора, и кротость, терпение и доброта матери поэта, воспитали его чутким к чужим страданиям. Достоевский писал о нем «Это было раненное в самом начале жизни сердце. Эта никогда не заживающая рана была источником его  страдальческой поэзии».

   О ком  вы услышали  рассказ? Тема нашего урока – произведения Н.А.Некрасова.

 Учился поэт в Петербургском университете. В этом городе  он  потом жил и работал.  Но яркие картины из детства напоминали о себе. Некрасов  пишет прекрасные стихи.. Вспомним некоторые из них, изученные в 1 и 2 кл.

 - Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил — и „с богом!“ сказал...

- В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: "Не убейся, родная!"

Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки - и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка

Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой,

Любит она её смех молодой...

  На какую тему эти стихи? Верно, о природе и о детях.

- Это  Н.А.Некрасов.

- Отвечают на вопросы учителя.

- «Дед Мазай и Зайцы»

- «Саша»

- О природе и о детях

4. Работа с научной статьей учебника.

Цели: формирование навыка работы со статьей.

Прочитаем вводную статью в учебнике «Н.А.Некрасов»

- О каком уголке России  часто писал Некрасов свои стихи?

- Кто исследовал творчество Некрасова?

Чтение вслух статьи учебника.

Отвечают на вопросы..

5.Работа с отрывком из стихотворения «Крестьянские дети»

Цель: закрепление навыка выразительного чтения, воспитание интереса к поэзии

- Обратимся к выставке книг поэта. Кто изображен на их обложках? Правильно, дети. Как они выглядят? Чьи эти дети? Во что одеты крестьянские дети? Что вы знаете об их жизни?

- Чтение отрывка учителем.

-  Беседа по выявлению первичного восприятия.

- Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы? Выделим их аккуратно карандашом. А теперь приступим к тренировочному чтению.

- Вспомним правила чтения поэтического произведения:

1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).

-  Прочитайте отрывок самостоятельно, соблюдая правила памятки.

На обложках мы видим картины русской природы и лица детей. Это крестьянские дети, одетые в простую одежду.

Их жизнь была нелегкой. Они рано начинали помогать взрослым.

- Работают над расстановкой пауз.

- Паузы бывают короткие, средние и длинные.

- Пробное  выразительное чтение стихотворения.

6.Работа со стихотворением «Мужичок с ноготок».

( инсценирование). Введение понятия «лирический герой».

Цель : Развитие творческих способностей уч-ся, формирование навыка работы со словарем.

 - Прочитайте слова, написанные на доске.

ПОЛУШУБОК, ВОЗ ХВОРОСТУ, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО.

 Объясни значение этих слов, пользуясь словарем. Какие из слов называются устаревшими?

- Кто  мог произносить эти слова? В какое время? Послушайте инсценировку, которую подготовили наши ребята.

- Кто главный герой стихотворения?

Такой персонаж называется «лирический герой».

(вывешивается карточка).  К нему обращены чувства и переживания автора и читателей.

- Как поэт говорит о мальчике?

- Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему?

- Каким вы представляете себе Власа? Какие слова говорят о том, что он считает себя взрослым? Прочитай?

Составим коллективное описание лирического героя Власа по памятке «Синквейн»:

  1. Имя героя.
  2. Три слова-признака героя. (какой?)
  3. Три слова-действия героя (что делает?).
  4. Составь одно предложение о нем.

Объясняют значения слов.

Работают со словарем.

Инсценировка «Мужичок с ноготок».

Отвечают на вопросы  устно.

Выраз. чтение стихов.

Работают над стихотворением.

Работают по памятке:

1. Влас.

2. Он спокойный, маленький, важный.

3. Он ведет, шествует, отвозит.

4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.

7. Работа в тетради на печатной основе. Создание мотивации для чтения целого произведения.

Цель: Формировать интерес к русскому слову.

- Открой ТПО на странице 87.

-- Когда и где происходит действие?

 Прочитай задание № 1 «Точное слово». Подчеркни ответы.

 Выполни задание №3 «Эрудит». Выполни эту работу в парах.

 - Подберите синонимы к словам «малюточка» и «шествуя». ( №3, с.88).

Работают в тетради.

Самостоятельно работают в парах.

Подбирают синонимы.

8 Рефлексия .

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Что нового вы сегодня узнали? Кто  захотел прочитать с родителями стихотворение «Крестьянские дети»?

К следующему уроку  выучите наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

 Урок окончен.

Учились  анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Познакомить детей с данным произведением, обеспечить осмысление, восприятие и запоминание материала....

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»...

Конспект урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?»» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера;развитие умения работать с текстом, выразительно читать.Планируемые результатыПредметные:знать биографию Б. Заходера и ег...

Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Цель урока: формирование навыка осознанного чтения. формирование умения работать с текстом....

Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...

Конспект урока литературного чтения "Общение и поступки детей. М.Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; осознание учащимися жизненных ценностей; совершенствование навыка беглого, осознан...