Работа по улучшению техники чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению на тему

В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение"  программа "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya__dlya__razvitiya_skorosti_chteniya_cuprikova.docx142.65 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения  для  развития скорости чтения.

1 класс.

Виктор Драгунский «Друг детства»

Когда мне было шесть или шесть с половиной лет, я совершенно не знал, кем же я на самом деле буду на этом свете.

  1. Восстанови буквы и прочитай слово:

  1. Прочитай гласные буквы первой строчки:

(оаеыоеииеооиоеяоееое)

  1. Прочитай предложение «Снежным комом».

                         

                                                   2 класс

Лев Квитко «Смелые воробьи»

Бежит среди цветов и трав

Садовая дорожка,

И, к желтому цветку припав,

Крадется тихо кошка.

  1. Прочитать только последние слоги в четверостишье.

(жит ди то врав ваяя ка мук у пав ся хо ка)

  1. Восстанови слова.

Дор              ка

Бе               ожка

Кош            жит

  1. Составь слова и словосочетание.

 

                  Сад

                                3 класс

Сергей Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  1. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Одним из вариантов я провожу чтение с прихлопыванием на каждый слог.
  2. Восстанови текст.

Ед… . Ти… . Слыш… зво…

Под копыт… на сне…,

Толь… серы… воро…

Расшумел… на лу… .

4 класс

Юрий Олеша

из книги «Три толстяка»

  1. Чтение с повторением. Ребята , в течении 1 минуты читают текст в жужжащем режиме, делают пометку слова, на котором остановились. Перечитывают еще раз этот отрывок и продолжают чтение текста  дальше за 1минуту, делают пометку следующего слова, на котором остановились. Итак, 3 раза, каждый раз прочитывая большее количество слов.  Результат свидетельствует об увеличении скорости чтения.

  1. "Догони".  Разноскоростное чтение учителем текста. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Путем внезапной остановки на каком-либо слове, учитель осуществляет выборочную проверку. Ученик должен показать слово или продолжить чтение.

Упражнения  для  развития правильности чтения.

1 класс

А.Барто «Кукла»

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!

  1. Чтение слов наоборот. Прочитай слова:

алкук            янок          кивозург

  1. Прочитай подбирая подходящие слова.

Смастерил я …
Для сестры … .
Подняла Катюшка … :
- Разве это грузовик?
Три пустых … .

 

Слова для справок: Катюшки, грузовик, катушки, крик.

2 класс.

А.Курляндский «Ну, погоди!»

Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

 

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Сидели как-то Волк и Зайчик перед экраном телевизора.

телевизора экраном перед Зайчик и Волк как-то Сидели

3 класс

Давид Самойлов ***

Город зимний,

Город дивный,

Снег, как с яблонь,

Лепестками.

«Слова заблудились».  Найти заблудившиеся слова.

Ваоснегмпдывкгородпщшукопмзимнийвдлмтопвщшкупфжшуроияватиснегвжщшрежилвотивлоаряжвкшрснегмяювжриавщшкрпушщгородкраищвашришщукр кшрпщснегукп9укщгуззимний9гпу9пк  

                                                         

                                                           4 класс

 Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

 

 Л.Н. Толстой «Ворон и лисица»

 

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.

 Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:

 - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы

 тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был.

 Ворон лунизар рот и лаороаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:

 Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

      

 Упражнения  для  развития выразительности чтения.

1 класс

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

  1. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

- Здравствуй, Красная Шапочка. Куда это ты направляешься?...

2 класс

  1. Расстановка пауз в стихотворении Ю.Морица «Слониха, Слоненок и Слон»

Слониха, слонёнок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! Унеслись,
Да-да, унеслись во-о-н туда!

  1. Прочитать стихотворение как колыбельную, как марш.
  2. Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.)

                3 класс

С.Маршак «Сказка про Козла»

  1. Чтение сказки по ролям.
  2. Чтение по ролям без слов автора.
  3. Инсценирование.

                                           

  1. класс

  1. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм ( хлопаем).
  2. Чтение: громче - тише, быстрее - медленнее.
  3. Овладеть умением «читать знаки препинания».

Серый мышонок Тарасик
Продал свой белый матрасик,
Продал свой стол и комод 
И
устремился в поход.

В лодке из корочки дынной
Плыл он по речке пустынной,
Плыл, догоняя паром,
Греб лебединым пером.

Вдруг непогода завыла,
Стало не видно залива,
Дынная корка трещит,
Серый мышонок пищит:

«Все-таки теплая норка
Лучше, чем дынная корка…
0х! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой!
Я возвращаюсь домой!»

 Упражнения  для  развития осознанности чтения.

                                                  1 класс

Юрий Коваль «Дик и черника».

  1. Работа с иллюстрацией до начала чтения. Предположите о чем пойдет речь в произведении.
  2. Чтение ключевых слов, пояснение значения слов.
  3. Чтение текста.
  4.  Ответы на вопросы.

                                                2 класс.

Мудрый старик. Татарская народная сказка.

  1. Деление текста на части, составление плана.
  2. Подбор иллюстрации к тексту.
  3. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

 

                                             

3 класс

 Виктор Драгунский. Кот в сапогах.

  1. Восстановление логической последовательности текста.
  2. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.
  3. В тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание.

4 класс

Агния Барто. Требуется друг.

Все живут не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу:- дружи со мной…

  1. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов.

Все живут не тужат,

                                                                              Выступал докладчик юный

Красные колготки

                                    Трудно было жить на свете

                                                                          Я шепчу: - Дружи со мной

  1. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  2. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....

Улучшение техники чтения в начальных классах.

Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

материал для улучшения качества техники чтения и заинтересованности детей к чтению...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учитьсяБыстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса ...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые...