Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Демьяненко Мария Алексеевна

УМК "Школа России", литературное чтение 2 класс, В.Бианки "Музыкант" Урок построен на основе базовой модели: вызов-осмысление-рефлексия.Основным приёмом стал приём "чтение со стопом".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока мастерской  с использованием технологии ТРКМ

Тема: УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс

В.Бианки «Музыкант»

Демьяненко Мария Алексеевна

учитель начальной школы 1 категория

ГБС(К)ОУ 2 (IV) вида

Санкт-Петербург

2011г.

Мастерская – оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников.

Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).

Технология педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.

УМК «Школа России»

Литературное чтение 2 класс

В.Бианки «Музыкант»

 Урок  разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

 Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения.

   Урок  рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

Педагогические цели:

1. Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста

2. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов, вопросов

3. Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание своего текста)

4. Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста)

 5. Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя

6. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу)

Ожидаемые результаты:

 - ученик прогнозирует дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы

 - ученик проводит сравнение

 - ученик умеет работать в группе, в парах, слышит и слушает суждения других

 - ученик проявляет творческую деятельность, включая чувства

 - ученик соотносит полученные ранее знания

 - ученик умеет работать с информацией

 - ученик умеет обобщать

 - ученик умеет выразить своё личное отношение к предмету

 - ученик умеет принять позицию другого

Оборудование и организация

У учителя:

Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник

иллюстрации, изображающие  медведя

У учащихся:

Учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями: толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова, опорные слова, словосочетания, вопросы, таблицы,  тексты о жизни медведя

Применяемые методы:

-объяснительно-иллюстративный

- исследовательский

Технологическая карта

  1. Стадия вызова

  1. Стадия осмысления
  1. Стадия рефлексии

Вводный вопрос

Выдвижение, связанное с развитием сюжета

Сопоставление версий с новым сюжетом

Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя

Ход мастерской

1.Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение.

  На доске: МУЗЫКАНТ

 - Прочитайте слово, написанное на доске

 - Назовите родственные слова

 - Скажите значение слова «музыкант»

(выслушиваются ответы детей)

 - У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант»

Прочитайте и сравните со своим ответом.

 Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся  музыкой.

2.Самоконструкция (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа.

 - Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?

 - Что вы знаете о жизни медведей?

(Выслушиваются  ответы детей)

3.Деконструкция (работа с информацией)

 - На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 2 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.

Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая.  Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу.

Питание : Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей,  кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.

4.Самоконструкция (Создание первичного образа) Работа с информацией

(После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)

 - Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.

Кто?

Как выглядит?

Поведение в природе

Питание

5.Реконструкция (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное)

- А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант», какие вопросы вы зададите?

(Дети задают вопросы)

           6.Социализация

(Работа в парах)

 - У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.

(выслушиваются рассказы детей)

 - Одинаковые ли получились рассказы?

 7. Разрыв (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)

Работа с текстом

 - А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки?

(Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)

МУЗЫКАНТ

В.Бианки

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

—      Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

1 остановка

Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?

(Выслушиваются ответы детей)

 Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

 - Чьи ответы совпали с авторским?

2 остановка

Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

 - Оправдались ли ваши прогнозы?

3 остановка

Вопрос: Как поступит старик с медведем?

(Дети высказывают предположения)

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика:

—     Ну что, убил медведя?

—     Нет,— ответил старик.

—     Что ж так?

—    Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

 - Сбылись ли ваши предположения?

 - Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?

 - Какой смысл заключил в своё произведение автор?

8. Рефлексия (самоанализ) Обобщение ощущений, чувств.

На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.

Что я знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы

(Выслушиваются высказывания детей по таблице)

 - Какая информация оказалась новой?

 - Дополните фразу:

«Читая это произведение, я думал о том, что …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...

Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".

Конспект  разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....

Методическая разработка урока по технологии ( 1 класс) Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ. ОРИГАМИ. НАРЯДНЫЕ ДОМИКИ

Методическая разработка урока по технологии ( 1 класс)Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  МАСТЕРСКАЯ. ОРИГАМИ. НАРЯДНЫЕ  ДОМИКИЦели:   Обучение учащихся приёмам преобразования бумажных заготовок...

Методическая разработка урока - мастерской "Что нам стоит дом построить" по теме "Площадь фигур"

Методическая разработка предназначена для 2 класса по предмету "Математика", тема "Площадь фигур", программа "школа 21 век"...

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " ....

Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий

Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок построен на материале учебника "Английский в фокусе 4". Тема урока: "Письмо о друге...

Разработка урока математики с использованием технологии смешанного обучения

Разработка урока математики с использованием технологии смешанного обучения представляет собой использование современных технологий обучения в рамках системно - деятельностного подхода, ориентация кот...