Урок литературного чтения 4 класс, программа Занкова
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

Тема: Поэзия и история (урок выразительного чтения стихотворений).

 Цели:

 - развивать навыки анализа литературного материала и собственных наблюдений; закреплять знание исторических событий, происходивших в нашей стране;продолжить формирование умений работать с различными источниками,  устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать речь, внимание, мышление, память учащихся;

- воспитывать любовь к поэзии, к Родине; культуру восприятия художественной литературы; обогащать мир чувств, эмоций детей; развивать интерес к чтению; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс.

Тема: Поэзия и история (урок выразительного чтения стихотворений).

Цели:

 - развивать навыки анализа литературного материала и собственных наблюдений; закреплять знание исторических событий, происходивших в нашей стране; продолжить формирование умений работать с различными источниками,  устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать речь, внимание, мышление, память учащихся;

- воспитывать любовь к поэзии, к Родине; культуру восприятия художественной литературы; обогащать мир чувств, эмоций детей; развивать интерес к чтению; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентации по теме урока, запись колокольного звона, карточки с заданиями.

Эпиграф: Отчизне посвятим души прекрасные порывы./А. С. Пушкин/

Слово – одно из величайших орудий человека./А.Д. Кош/

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

 - Улыбнитесь, пожалуйста, мне. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок. Давайте начнём его. СЛАЙД 1.

 (Звучит колокольный звон).

- Колокольный звон…и сразу хочется сказать: «Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты себя приносила в жертву ради спасения мира. Тебя унижали и стремились уничтожить, но ты выстояла и победила».

II. Объявление темы и постановка целей.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей) СЛАЙД 2.

-  Вы правильно определили тему урока «Поэзия и история». (2 эпиграфа) СЛАЙД 3.

Прочитайте  эпиграфы и скажите, какой из них лучше подходит к теме нашего урока. Почему вы так решили?

-   Мы определили тему, а теперь давайте попробуем определить цель нашего урока. (ответы детей).

 - Если все ваши высказывания объединить, то можно вывести цель нашего урока: СЛАЙД 4. изучать историю через поэзию и учиться    чувствовать и сопереживать   участникам великих событий.

 - Докажите, что изучение истории   через  поэзию возможно. (Можно узнать историю человека, события, битвы через поэзию?) (ответы детей)        

 - Вы были абсолютно правы и доказали, что каждое литературное произведение несёт на себе отпечаток своего времени, может вырастать из истории как одного человека, так и всей отечественной культуры. Память о прошлом является опорой человека в жизни. И сегодня на уроке мы продолжим исследование в этой области, и поможет нам  ваше домашнее задание. Выполняя д/з, вы объединились в творческие группы по интересам. В первую группу объединились ребята, которые подбирали материал для наших исследований по теме…. А вот узнать  по какой,  вам поможет   загадка.

III. Работа по теме урока.

- Отгадайте загадку: Град, что строил Долгорукий

                              Посреди глухих лесов,

                                  Вознесли любовно внуки

                                           Выше прочих городов. (Москва)

- О каком городе идёт речь? Какие слова помогли вам догадаться? (ответы детей)  СЛАЙД 5.

- Вокруг какой крепости возникла Москва? (вокруг Кремля)

- Что вам известно об истории Московского Кремля? (ответы детей)

Чтение стихов 1 группой учащихся:

- Первая группа готовила стихи о Москве, предоставим им слово.  СЛАЙД 6.

                                О МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ.

Бессмертное величие Кремля

Невыразимо смертными словами!

В твоей судьбе, о русская земля,

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было всё: смиренье и гордыня,

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!

Да! Он земной! От пушек и ножа

Здесь кровь лилась…Он грозной был твердыней!

Пред ним склонялись мысли и душа,

Как перед славной воинской святыней.

Но как, взгляните, чуден этот вид!

Остановитесь тихо в день воскресный, -

Ну не мираж ли сказочно-небесный

Возник пред вами, реет и горит?

И я молюсь, о русская земля,

Не на твои забытые иконы,

Молюсь на лик священного Кремля

И на его торжественные звоны…  (Н. Рубцов)

- Как  вы думаете, почему именно с такой интонацией было прочитано  это стихотворение?   (ответы детей)

- Молодцы, замечательное стихотворение о Москве, оно звучит как гимн о нашей столице и наполняет нас гордостью за нее. Но думаю, что это не одно стихотворение, которое они подобрали о Москве. Предоставим им слово.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (отрывок)

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордился славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он. (А. С. Пушкин)

- Почему эти два стихотворения прочитаны по-разному?   (размышление о роли Москвы в судьбе России) (с раздумьем, задушевно)

- Свидетелем каких исторических событий была Москва? (ответы детей, о пожаре Москвы, о Наполеоне) – СЛАЙД 7. 

- События  1812 года нельзя рассматривать без Наполеона. А как  описывали образ Наполеона поэты, нам представят ребята второй творческой группы.  

Чтение стихов 2 группой учащихся:

- Давайте послушаем стихи, которые они подготовили. СЛАЙД 8.

СУДЬБА НАПОЛЕОНА

Он шел – и царства трепетали,

Сливался с стоном звук оков,

И сёла в пепл, града пылали,

И в громе битв кипела кровь;

Земля пред сильным умолкала…

Он, дерзкий, - скиптрами играл;

Он, грозный, - троны расшибал:

Чего ж душа его желала?  (Фёдор Глинка)

СУДЬБА НАПОЛЕОНА

Где тот, кому был тесен мир –

Гигант, Вселенной повелитель,

Племён бесчисленных губитель,

Народа славного кумир,

Чье властолюбие хотело

Все царства покорить, создать всемирный трон,

Чьё имя в страх земли во всех странах гремело

Ужасное: НАПОЛЕОН?  (Владимир Филимонов)

НАПОЛЕОН

Чудесный жребий совершился:

Угас великий человек.

В неволе мрачной закатился

Наполеона грозный век.   (А. С. Пушкин)

- Каким вы представили Наполеона, слушая эти стихотворения?  (ответы детей)

- Ребята, поясните, почему его называли великим человеком? (д/з)

- Что же случилось с Наполеоном, когда он напал на Русь? СЛАЙД 9. Ответьте знаменитыми словами великого князя Александра Невского. ЩЕЛЧОК («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»)

IY. СЛАЙД 10. Физминутка.

-Мы с вами через   исследования поэтических произведений убеждаемся, как много можно узнать об истории, событиях, городах и людях. И ребята нашей третьей творческой группы подготовили материал о городе, без которого  трудно представить себе Россию.

- Итак, дадим им слово:

        По оживлённым берегам

        Громады стройные теснятся

        Дворцов и башен; корабли

        Толпой со всех концов земли

        К богатым пристаням стремятся;

        В гранит оделася Нева,

        Мосты повисли над водами,

        Тёмно-зелёными садами

        Её покрылись острова.

- О каком городе идёт речь? Какие слова помогли вам догадаться? (ответы детей) СЛАЙД 11.

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ…

Люблю тебя, Петра творенье…

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.   (А. С. Пушкин из поэмы «Медный всадник»)

- Расскажите, что вам известно об истории Петербурга? (В начале XYIII века, в 1703 году, по велению царя Петра Первого в нижнем течении реки Невы начали строить крепость. Эта крепость должна была стать неприступной, потому что со всех сторон окружена водой и воздвигнута на острове. Вокруг этой крепости и возник город Санкт-Петербург – город Святого Петра. Названия..)

 - Ребята, вы действительно очень много материала подготовили к сегодняшнему уроку и рассказали стихами о многих исторических событиях, а теперь давайте расположим в хронологическом порядке события истории, о которых мы вспомнили, и  поможет нам  в этом лента времени. У вас на партах названия исторических событий, расположите их на ленте времени.  

Y. Обобщение.  Работа в группах.

- У вас на партах лежат карточки с отрывками поэтических произведений. Вы должны определить историческое событие, о котором написано стихотворение, вспомнить дату, доказать свой выбор и  выставить на ленте времени.

 - Какие слова помогли вам определить событие?

Карточка № 1. Киев замер, в одночасье вымер,

                       Злые взгляды древних стариков:

                       В это утро светлый князь Владимир

                       Сокрушал языческих богов. СЛАЙД 12. (988 год – крещение Руси)

Карточка № 2. Позади у воинов Непрядва,

                       Слева – затуманившийся Дон.

                       И простор великий только на два,

                       Только на два стана разделён. СЛАЙД 13. (1380 год – Куликовская битва)

Карточка № 3. Впереди по звонким льдинам,

                       Гремя тяжелой чешуёй,

                       Левонцы едут грозным клином,

                       Свиной тяжёлой головой. СЛАЙД 14. (1242 год – Ледовое побоище)

Карточка № 4. Был страшный год, когда все страны

                       Боялись больше, чем огня,

                       Батыя, внука Чингисхана,

                        Своё соседство с ним кляня.

                       Был страшный век, когда монголы

                       На Русь лавиною пошли

                       В осенний день, по степи голой

                       Топча сухие ковыли. СЛАЙД 15. (1237 год – вторжение монголо-татар на Русь)

Карточка № 5. Молодой, широкоплечий, статный,

                       Перед Грозным Фёдоров Иван

                       О палате рассуждал печатной,

                       Где поставит он печатный стан. СЛАЙД 16. (1564 год – начало книгопечатания на Руси)

Карточка № 6. Полки ряды свои сомкнули,                 

                       В кустах рассыпались стрелки,

                       Катятся ядра, свищут пули,

                       Нависли хладные штыки.

                       Сыны любимые победы,

                       Сквозь огнь окопов рвутся шведы. СЛАЙД 17. (1709 год – Полтавская битва)

- А теперь задание для всех групп: СЛАЙД 18. 1941-1945 год. Что за событие? (ответы детей)

- Война… Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слёзах, о потерях и расставаниях. Тема войны до сих пор не устаревает в нашей литературе. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. ЩЕЛЧОК Дома вам надо будет найти и прочитать стихи о Великой Отечественной войне.

YI. СЛАЙД 19. Итог урока. 

- Поделись своими впечатлениями об уроке.        

- Что для вас было самым  запоминающимся? (ответы детей)

 - Достигли ли мы поставленной цели? Да, я с вами согласна. Талант поэтов сумел соединить красоту слова и науку историю.

        (оценка)

 - Самими лучшими исследователями на уроке были: … они достойны за свою работу «пятёрок», оценку «четыре» получают: …

 - СЛАЙД 20. Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы следующими стихотворными строками:

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя Россия,

Я твоей судьбой горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Занкова Л. В. 2 класс. Р. Киплинг." Откуда у кита такая глотка"

Данный урок выявляет особенности сказки Р. Киплинга " Откуда у кита такая глотка" и знакомит с её необычностью....

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)

Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс) ...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Урок литературного чтения по системе Занкова 4 клас, тема "С.Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование"

Прелагаю урок-инсценирование по пьесе С.Маршака "Двенадцать месяцев"...