конспект урока по теме " С.Я. Маршак " Кот и лодыри"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Коробова Марина Арсеньевна

Разработка урока по теме " С.Я.Маршак " Кот и лодыри

"Задачи урока:
- познакомить с творчеством С .Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения;
- развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;
- создавать условия для социального становления каждого ребенка;
- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.ya_.marshak_kot_i_lodyriurok.rar15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель: Коробова Марина Арсеньевна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №24 с. Агой, МО Туапсинский район, Краснодарского края                Класс:2.

Предмет: литературное чтение.        

Программа: УМК: «Школа России»

Продолжительность: 40 минут.

Тип урока :изучение  нового материала.

Тема: «С.Я.Маршак. «Кот и лодыри».

Задачи урока:

- познакомить с  творчеством С .Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения;

-  развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;

- создавать условия для социального становления каждого ребенка;

- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.

Оборудование: портрет ,выставка книг С.Я.Маршака , карточки со словами «С.Я.Маршак, поэт взрослых ,детский поэт, автор пьес, сатирик, переводчик ,ленивец,  неряха , лодырь, бездельник, лентяй», изограф, толковый словарь, письмо кота, словарь настроений ,карточки с пословицами, закладка по чтению, схема анализа произведения

                                                                 Ход    урока.

1.Мобилизирующий этап. 5-ка чтения                                                                                         

Упражнения, направленные на формирование навыка чтения.                           я

И-И-И-И-И-И-И-И                аеи         еея                Ео.   Ео?  Ео!           Стр       о     н                                     У -У-У-У-У-У-У-У-У                         аиа         оые           а                                                                      

         Кот  -  котят – каток  -  коньки - катаемся                                                             и                                                                                

                                                                                                                                                         у

гра- гри – гро – гру – гер (   найди лишний  слог)                                            е                                                                                      

               кот                         (раздели на две группы)                                                                                                                                                    

               ученик                                                                                                                                                              

               учить

               крот

2.Актуализация знаний учащихся.Проверка домашнего задания. Сообщение о С.Я.Маршаке (работа со справочной литературой). Это он  придумал веселые стихи о рассеянном с улицы Бассеянной, о мастере - ломастере,  о глупом  мышонке, о мистере Твистере, о даме, которая сдавала багаж с собачонкой…

    Да и не перечислишь всего, о чем за многие годы своей работы сумел рассказать ребятам Самуил Яковлевич Маршак.

 Маршак всегда был в работе. Он не знал отдыха и перерыва. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного , а пятерых Маршаков:

Маршака – детского поэта,

Маршака  – пишущего стихи,

Маршака – автора пьес для театра,

Маршака – переводчика,  который сделал понятными для русских читателей  многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И , наконец. Маршака- сатирика. Да, С.Я.Маршак завоевал всенародную славу.

Викторина по выставке книг.

3. Подготовка к восприятию. Словарная работа        

«Мы не пишем грифелем на доске»- В то время, когда жили  герои  произведения  С.Я. Маршака «Кот  и лодыри »,  ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.                                                                                                                                                                         

4.Первичное восприятие. Чтение учителем.                                                                        

5. Проверка первичного восприятия. Интересно ли было слушать произведение? Какую часть бы ты хотел перечитать?                                                        

6.Перечитывание произведения и его анализ на событийно – фабульном и идейно- эстетическом уровне.

Жужжащее чтение. Выборочное чтение. Кто главное действующее лицо произведения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота.                                                   Какими словами  автор описывает  кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый ,милый, воспитанный.)

Какие слова- характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.

Как вы думаете, кого и за что высмеивает поэт? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.                                                                

Работа с толковым словарем. Кого называют лодырем?

Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока , неряха,  ленивец.  Найдите лишнее слово. Обоснуйте свое мнение.                                                                                

Как вы думаете , кто умнее ,кот или лодыри? Докажите словами текста.                Какая главная идея этого произведения?                                        

        Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.                

Словарь настроений.        Выразительное чтение. Найдите отрывок, который мог бы соответствовать первому настроению, второму, третьему.

                                                                                                

Письмо кота(Кому:2классу СОШ№24)Помогите лодырям разобраться, жалко мне их. Может быть они прислушаются к народной мудрости?

Творческая работа в группах. Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям  их ошибку.

1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости .Жадность всякому горю начало.

4группа. Мудрым никто не родился ,а научился.  Робкого и тень страшит.

5группа. Учение- путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

6 группа. Корень ученья горек , да плод его сладок. Сметка дороже богатства.  

7.Анализ по таблице.    

О ком?      О чем?

       Ради чего?

7.Итог урока. Чья работа понравилась на уроке? Встаньте те, кому было интересно работать. Д/з : по закладке№4,№32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: С.Я.Маршак "Кот и лодыри" 2 класс

Данный урок позволяет ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака, его произведением "Кот и лодыри"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме С.Я. Маршак « Кот и лодыри» "Школа России"

Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С.Я. Маршака»Задачи:Образовательные: Познакомить обучающихся со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри».; учить находи...