Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч], буквы Ч,ч"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Горина Людмила Владимировна

Моделируя урок, стараюсь, чтобы ученик на моих уроках чувствовал себя успешным. Если ученик хочет учиться, то он обязательно добьётся успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse_po_teme_moy.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."

 

                                                            Горина Людмила Владимировна, учитель начальных классов

Цель урока:

        знакомство с новым звуком [ч,]  и новыми буквами.

Задачи урока:

        создать условия, чтобы все учащиеся узнавали буквы Ч,ч в слове и научились читать слова с этой буквой;

        создать условия для развития фонематического слуха учащихся;

        создать условия для формирования  навыка чтения слов и предложений с изученными буквами (правильность, плавность, выразительность, осознанность чтения);

        создать условия для развития речи, внимания, памяти, способности анализировать, обобщать;

        работать над формированием орфографической зоркости учащихся;

        создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;

        продолжать работу по формированию у учащихся основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русская Азбука» В.Г. Горецкого и др., схемы для звукового анализа, наборное полотно, книга Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», конверт с буквами, иллюстрация к сказке Успенского, предметные картинки (печка, речка, лучи, облачка, зайчик, лисичка, уточка, чемодан, поезд, чай, конфеты, торт, печенье, варенье), карточка с печатными и письменными буквами Ч,ч .

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – всё в порядке.

 

II. Повторение пройденного материала.

- Ребята, сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (показ книги). Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в этом конверте. Но буква рассыпались. Расставим их так, чтобы получилось слово.(1 ученик работает у доски).

- Какое слово получилось? (Вагон) (Картинка выставляется на доску).

- Составим схему этого слова (1 ученик работает у доски, остальные на парте).

- Сколько слогов в этом слове? (2)

- Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

- Назовите 1 слог. (Ва)

- Какое слияние? (Твёрдое)

- Назовите 2 слог (гон).  Какое слияние? (Твёрдое). Назовите последний звук [н]. Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, звонкий).

 

 

 

 

- Какой слог ударный? (Второй).             

- Вы догадались, что мы отправляемся в путешествие в вагоне поезда. А тем временем в Простоквашино с нетерпением ждут гостей.

 

III. Постановка цели и  задач урока.

- Кот Матроскин, лёжа на печи, размышляет. Послушайте о чём. Какой звук чаще всего встречается в словах? (Во время рассказа на доске появляются  картинки, в которых встречается новый звук).

Кот молча, лежит на печке и смотрит в окно. Течёт и тихо журчит речка. Солнце шлёт на землю свои горячие лучи. По небу плывут облачка. Одно облачко как зайчик, другое - как лисичка, а третье похоже на уточку.

- Кто же такие облачка делает? – задумчиво спрашивает Матроскин. А вот кто: солнечные лучики и речка.

Учитель: Какой звук  вы услышали чаще других?

Ученики: сразу называют звук [ч,],

               тема урока: «Буква Ч», которую ещё не изучали;

               цель  урока: познакомиться с буквой Ч.

               задачи урока: - научиться узнавать букву Ч;

                                        - познакомиться с новым звуком;

                                       - научиться читать слоги и слова с буквой Ч;                                       

Учитель создаёт условия для того, чтобы цель урока и задачи дети сформулировали сами.

 

IV. Первичное введение нового материала.

- Произнесите ещё раз слова, рисунки к которым вы видите.  Послушайте, как звучит звук [ч,]. (Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка).

- Какой звук [ч,] гласный или согласный? Почему?

- Звонкий или глухой?

- Твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий, непарный).

- Каким цветом будем обозначать на схеме? (Зелёным).

- Кто повторит весь рассказ, используя слова со звуком [ч,].

- Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы возьмём с собой в путешествие.

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне видно от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я …  (чемодан). (Показ  картинки).

- Где стоит звук [ч,] в этом слове?

- Послушайте слова и скажите, где вы слышите звук [ч,]. (Чулан, пачка, чудо, солнце, кочан, мяч).

- Наш поезд тронется тогда, когда мы 3 раза произнесём скороговорку.

Я колёсами стучу, быстро вас домчать хочу. (3 раза).

(Поезд сдвигается)

- Какой звук часто повторяется в скороговорке?

На письме звук [ч,] обозначается буквой Ч.

- Кто может показать эту букву в алфавите?

- На что похожа печатная буква Ч?

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (Показ картинки).

- Для чего нужны 2 буквы?

- Укажите место этой буквы на ленте букв.

Чтение слияний, слов.

- Прочитайте слияния: ча – с радостью,

                                       чо – с удивлением,

                                       чу – пропеть,

                                       че – с грустью,

                                       чи – с вопросом.

- Как на схеме обозначим эти слияния?

- Почему? (Звук [ч,] всегда мягкий).

- Не все гласные используют для письма слогов с буквой ч. Нет букв ы, э, ю, я. Запомните, как пишутся слоги ча- чу. Это продолжим изучать на уроке письма.

- Вот мы и на станции Простоквашино. Нас ждут друзья. (На доске картинки героев сказки).

- Чем они собираются нас угощать? (На доске предметные картинки: чай, конфеты, торт, печенье, варенье).

- Среди угощений выберите те, в названии которых есть звук [ч,].(Чаем с печеньем).

- Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.

чай                             чистые

чашки                            честный

человек              чудесный

часы                             точные

- Прочитайте слова. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.

- Что получилось? Прочитайте. (Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек).

- Что интересного заметили? Слова начинаются со звука [ч,].

- Составьте с любым из этих слов предложение. (В Москве самые точные часы. В гостях у Матроскина мы пили чудесный чай.)

V. Физкультминутка

- После застолья мы, гости, решили оставить о себе добрую память. Мы предложили посадить в палисаднике около дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев. Если в них есть звук  [ч,], вы изображаете, как  копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук  [ч,] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

   Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.

VI. Первичное закрепление

Работа с текстом.

- Вы знаете, что Дядя Фёдор, хоть и мал ещё, но очень серьёзный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое занятие одно из самых любимых? Это вы узнаете, если расставите книги на полочке. Сначала высокие, потом низкие. (1 ученик работает  у доски).

- Прочитайте слово, которое у вас получилось.  (Чтение).

- Давайте и мы почитаем  слова с доски. (Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка).

- Прочитайте слова, где буква ч стоит в конце слова.

- Прочитайте слова, где буква ч стоит в середине слова.

- Когда мы употребляем слово мяч, а когда мячик? Таня и Танечка?

- Откройте «Азбуку» на стр. 132. Какие игры с мячом вы знаете?

- Прочитайте текст. (Чтение «про себя», хором в медленном темпе, хором целыми словами.)

- Во что играли девочки? (Девочки играли в мяч.)

- Что сказано о мяче? (Мяч помчался.)

- Как по-другому можно сказать? (Покатился, поскакал.)

- Как звали девочек? (Девочек звали Катя, Оля, Таня.)

- Как написаны их имена? (Имена написаны с большой буквы.)

- Найдите и прочитайте предложение, которое соответствует этой схеме.

На доске схема: I___   ___   ___   ___. 

- Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком в конце. (Встали девочки в круг.)

- О ком все эти предложения? (Эти предложения о девочках.)

-  Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом?

- Какое название дали бы этому тексту? (Игра в мячик. Весёлый мячик.)

- Весело было девочкам?  Почему? ( Девочки играли в мячик дружно.)

- Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принёс журнал с очень интересным рассказом Ушинского.

На доске текст. Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.

- Прочитайте по «цепочке».

- Что говорит брат?

- Что отвечает сестра?

- Как нужно прочитать слова брата и сестры? (Громко, сердито).

VII. Физкультминутка

- Встаньте, повернитесь лицом друг к другу. Изобразите на лице такую же гримасу, как на рисунке 1 (2, 3).

 

- Садитесь. Выберите лицо человека, который мог бы прочитать эти слова.

- Почему? (Злой, рассерженный).

- Произнесём эти слова так, чтобы мы почувствовали, что брат и сестра сердятся друг на друга.

Инсценировка.

- Прочитайте последнее слово. (Скучно)

- Отчего детям стало скучно? (Расселись по разным углам).

Игра «Собери пословицу». Почему так говорят?

На доске:                 

Вместе

 

тесно,

 

а

 

врозь

 

скучно.

 

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Послушали Матроскин и Шарик этот рассказ, ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.

- Наше путешествие подошло к концу. (Предложить детям высказаться  по уроку, используя слова, записанные на доске.)

        научился…

        узнал …

        понравилось …

        затруднялся …

        поделюсь …

        расскажу … 

- Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (показ книги)

- Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

презентация к уроку обучения грамоте по авторской разработке на тему "Звук и буква -А,а, У, у"

Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою ре...

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...