Рабочая программа по чтению 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Гурьянова Ольга Юрьевна

В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования  к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_chtenie.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа (VIII вида)  № 657

Приморского района Санкт – Петербурга

Утверждена решением

Педагогического  Совета

ГСКОУ школы (VIII вида) № 657

Приморского района  Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 30.08.2011г.

Рассмотрена на заседание методического

объединения учителей начальной школы

Протокол №  1  от 30.08.2011г.

Рабочая программа по  предмету

«Чтение»

1 класс

Составитель: учитель Гурьянова Ольга Юрьевна

Рабочая программа по чтению 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению в 1 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под редакцией В.В.Воронковой,  Москва., «Просвещение», 2009г.

Обучение чтению в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида осуществляется в 1 классе в течение всего года.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию звукопроизношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассникм учатся различать звуки окружающей действительности,  например: шуршание листьев, голоса животных и т.д. Учащиеся знакомятся с понятиями слово, часть слова(слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, упражняются в составлении комбинаций из полосок, геометрическихфигур, расположении их в определённой последовательности и заданном направлении(слева направо, сверху вниз). Упражнения осуществляются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словестной инструкции.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением.

В коррекционных образовательных  учреждениях 8 вида изменён порядок изучения звуков, букв и слоговых структур.

Усвоение звука педполагает выделенние его, из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), трбующие особого внимания пир обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания прочитанного.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к  знаниям и умениям учащихся.  Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Понижать уровень требований нужен только тогда, ко гда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

Методы обучения грамоте: звуковой аналитико-синтетический, словесный, наглядный, практический .

Цель обучения:

- плавное послоговое чтение;

Образовательные задачи:

- научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст;.

Коррекционно-развивающая задача:

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся.

Воспитательная задача:

- привить интерес к чтению, формировать нравственные качества.

Требования к уровню подготовки учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны уметь:

- дифференцировать цвета, правильно называть их

- выкладывать изображения предметов из геометрических фигур по образцу;

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- читать по слогам слова , предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

2-й уровень

Учащиеся должны уметь:

- дифференцировать основные цвета, правильно называть их;

- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу;

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

 - слушать небольшую сказку, рассказ, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 1 – 2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Программа рассчитана на 128 часа (4 часа в неделю).

Учебно-тематический план

п.п

Наименование разделов

Количество часов

1

Добукварный период

20

2

Букварный период

  1 этап

18

2 этап

19

3 этап

41

4 этап

30

 ИТОГО        

128

Содержание программы

Добукварный период

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня.

2. Привитие учащимся  навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словестному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по

предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия  учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Развитие слуха в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др. Различие звуков  и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять п произносимы е учителем слова и фразы, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, папка – лапка).

Деление простого предложения (из двух – трех слов) на слова. Деление простых по структуру слов на слоги. Выделение из слов  некоторых гласных и согласных звуков , различие  их в словах

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, различие наиболее распространенных цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый).

  Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из полочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант)

Конструирование простых, хорошо знакомым детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.)

Выработка у учащихся умения показывать и называть изобрпжения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении и др.)

Букварный период

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап: Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчётливое произнесение изучаемых звуков,  различие их в начале, в конце и в середине слова. Образование из усвоенных звуков  и букв слогов и слов. Чтение предложений из 2-3 слов.

2-й этап: Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Правильное артикуляторное произношение звуков. Определение местонахождение звука и буквы в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение предложений виз 2-3 слов и воспроизведение их устно.

3-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Правильное артикуляторное произношение  этих звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова. Выборочное чтение слов и предложений по картинке. Чтение предложений из 2-3 слов.

4-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Четкое правильное произношение этих звуков. Различие гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слогов со стечением согласных.  Послоговое чтение коротких текстов . Выделение в тексте заголовка, элементарное понятие содержания текста.

Учебно-методический комплекс

(учебники, методические пособия)

Учебники:

1.В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение»,2006.

Методические пособия:

- картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

- картинная азбука;

- карточки для индивидуальной работы;

- настенная касса для букв разрезной азбуки;

- наборное полотно;

- касса слогов;

- слоговые таблицы;

- индивидуальные кассы с набором букв и слогов;

- веер букв;

 - таблицы, плакаты.

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой  Москва, «Просвещение» 2009

2. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

3. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

4. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1996г.

п./п.

Тема урока

Кол-во

уроков

Дата

Добукварный период

1

Первый день в школе. Беседа "Здравствуй, школа". Беседа о летнем отдыхе. Разучивание стихотворения о школе.

1

2

Ориентировка учащихся в ближайшем окружении (дом, адрес, дорога до школы, члены семьи).

1

3

Школьные вещи. Понятие "слово". Условно-графическая запись слов.

1

4

Моя семья. Обобщающее название "Игрушки". Работа над понятием "слово".

2

5

Закрепление обобщающих понятий "Учебные вещи", "Игрушки". Работа над словом.

1

6

Предложение. Составление и анализ предложений.

1

7

Беседа "Утро школьника". Составление и анализ предложений из 2-х слов.

2

8

Составление и анализ предложений. Дифференциация сходных по звучанию слов.

1

9

Различие слов сходных по звучанию.

1

10

Беседа на тему: "Сад". Понятие "слог", "часть слова".

1

11

Беседа "Огород". Деление слов на слоги.

1

12

Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.

1

13

Составление рассказа по картинке. Понятие "звук". Выделение из слова звука [а].

1

14

Выделение звука [у].

1

15

Беседа "В лесу". Выделение из слова звука [м]. Повторение [а], [у].

2

16

Рассказ и работа по содержанию русской народной сказки "Колобок".

1

17

Рассказ и работа по содержанию русской народной сказки "Репка".

1

Букварный период

1

18

Звук и буква А, а. Выделение звука [а] и "знакомство" с буквой "а". Слова, которые начинаются со звука [а]. Чтение звука [а].

1

19

Звук и буква У, у. Выделение звука и знакомство с буквой "у". Слова, начинающиеся на "у". Чтение "у".

1

20

Слова "ау-уа". Звуко-буквенный анализ слов. Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе данных слов. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов по следам анализа.

1

21

Звук и буква М, м. Выделение звука и знакомство с "м". Слова, начинающиеся со звука [м]. Чтение буквы "м".

1

22

Обратные слоги ам, ум. Звуко-буквенный анализ слов. Составление и чтение их по следам анализа.

1

23

Составление и чтение прямых открытых слогов ма-му. Сравнительный звуко-буквенный анализ ум-му, ам-ма.

1

24

Звук и буква О. Выделение звука [о] и знакомство с буквой "о". Слова, которые начинаются со звука [о]. Чтение буквы "о".

1

25

Составление и чтение слогов ом-мо. Сравнительный звуко-буквенный анализ.

1

26

Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ум-му, ом-мо. Составление и чтение слова ма-ма и предложения с этим словом.

2

27

Звук и буква С, с. Выделение звука и знакомство с буквой С с. Слова, которые начинаются со звука [с]. Чтение буквы "с".

1

28

Слоги со звуком и буквой "с". Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус; прямых открытых слогов са, со, су и их сравнительный звуко-буквенный анализ.

1

29

Составление и чтение слов из усвоеныых слоговых структур (са-ма, ма-ма, о-са). Предложения с этими словами.

2

30

Звук и буква Х, х. Слоги и слова со звуком и буквой "х". Сравнительный звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов: ах-ха, ох-хо.

1

31

Составление и чтение слогов со звуком [х]. Предложения с этими словами.

1

32

Закрепление пройденного материала. Повторение пройденных звуков и букв. Составление из букв азвуки слогов, слов, предложений. Составление таблицы и букваря.

2

33

Звук и буква Ш, ш. Слоги обратные и прямые открытые.

1

34

Слова со звуком и буквой "ш". Предложения с данными словами.

2

35

Дифференциация звуков с-ш.

1

36

Звук и буква Л, л. Обратные и прямые слоги с буквой "л".

1

37

Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога: сам, сом, мал, лом.

2

38

Составление и чтение слов, составление из усвоенных слогов. структур, предложений.

1

39

Звук и буква Ы. Слоги и слова со звуком и буквой "ы".

1

40

Предложения со словами, содеожащие звук и букву "ы".

2

41

Звук и буква Н, н. Слоги: на, но, ну, ны, он, ан, ун, ын.

1

42

Слова и предложения со звуком и буквой "н".

2

43

Звук и буква Р, р. Слоги и слова с буквой "р". Предложения с данными словами.

1

44

Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур.

1

45

Различие звуков [р]-[л]. Упражнения в чтении слогов и слов с р-л. Предложения с этими словами.

1

46

Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

1

47

Звук и буква К, к. Знакомство. Слоги и слова со звуком и буквой "к". Составление слов, состаящих из одного слога: мак, рак, лук.

1

48

Составление и чтение слов (одно-двухсл.) со звуком и буквой "к". Предложения с этими словами.

2

49

Закрепление изученных звуков и букв, повторение пройденного.

2

50

Повторение изученного в I полугодии.

1

51

Звук и буква П, п. Знакомство. Составление слогов и слов со звуком и буквой "п".

1

52

Составление и чтение слогов, слов и предложений со звуком и буквой "п".

1

53

Упражнения в чтении усвоенных слогов, слов и предложений, состоящих из этих слов.

1

54

Чтение небольшого текста.

1

55

Звук и буква Т, т. Составление и чтение слогов, слов и предложений с этими словами.

1

56

Слова, состоящие из 2-3 усвоенных слогов со звуком и буквой “т”. Предложения с данными словами. Текст “Утром”.

2

57

Буква И, и. Слова и слоги с буквой “и”.

1

58

Составление и чтение 2-3 сложных слогов. Имена детей. Текст.

1

59

Слог ши. Чтение слогов, слов . Чтение текста.

2

60

Звук и буква З, з. Слоги и слова с буквой “з”.

1

61

Слова и предложения со словами с буквой “з”.

1

62

Слова и текст на тему “Зима”.

1

63

Звук и буква В, в. Слоги и слова с буквой “в”.

1

64

Слова и предложения со словами с буквой “в”.

1

65

Текст “Наши повара” и слова к этому тексту.

1

66

Звук и буква Ж, ж. Слоги и слова.

2

67

“Жи” - правило (ши) и слова с этими слогами.

2

68

Звук и буква Б, б. Слоги и слова.

1

69

Слова и предложения со словами с буквой “б”.

1

70

Различие б-п.

1

71

Звук и буква Г, г.

1

72

Слова и слоги с буквой “г”. Различие звуков и букв г-к.

1

73

Предложения с буквой “г”.

1

74

Буква и звук Д, д. Слоги и слова с буквой “д”. Звуко-буквенный анализ слов.

1

75

Слова с буквой “д”. Текст “Садик”.

1

76

Различие звуков и букв д-т.

1

77

Звук и буква Й. Слоги и слова с этой буквой. Звуко-буквенный анализ.

1

78

Различия написания слов с и-й после звуко-буквенного анализа слов.

2

79

Проверочная работа.

1

80

Буква Ь в конце слова. Обозначение мягкости согласного.

1

81

Различие на слух, в произношении и чтении слов с твердым и мягким согласным на конце.

1

82

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с “ь” на конце слова. Составление и чтение слов с “ь” в середине слова.

2

83

Слова со стечением 2-х согласных на конце слова. Их составление и чтение.

2

84

Звук и буква Е, е. Чтение и составление слогов и слов с “е” в начале слова.

1

85

Буква “е” - показатель мягкости согласного. Составление и чтение слов с буквой “е” после согласных. Текст.

2

86

Звук и буква Ё, ё. Составление и чтение слогов с буквой “ё”.

1

87

Слова со стечением согласных в начале слова, их составление и чтение.

1

88

Буква “ё” - показатель мягкости согласного. Составление и чтение предложений. Текст.

1

89

Звук и буква Я, я. Составление и чтение слогов, слов с буквой “я” в начале, в середине и в конце слова.

1

90

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными.

2

91

Звук и буква Ю, ю. Чтение слов с буквой “ю” в начале, в конце слова.

1

92

Буква “ю” - показатель мягкости согласного. Чтение предложений, текста.

2

93

Звук и буква Ц, ц. Чтение, составление слогов, слов с буквой “ц”.

1

94

Чтение слогов, слов, предложений с этими словами с буквой “ц”.

1

95

Звук и буква Ч, ч. Составление и чтение слогов и слов с буквой “ч”.

1

96

Чтение предложений и текста. Сочетание ча-чу.

2

97

Звук и буква Щ, щ. Составление и чтение слогов и слов с “щ”.

1

98

Чтение слов, предложений и текста. Сочетание ща-щу. Правило: ча-ща, чу-щу.

1

99

Звук и буква Ф, ф. Составление и чтение слогов, слов с буквой “ф”.

1

100

Составление и чтение предложений и текста со словами с буквой “ф”.

1

101

Звук и буква Э, э. Слоги и слова.

1

102

Составление и чтение предложений и текста, содержащих слова с буквой “э”.

1

103

Буква Ъ. Составление и чтение слов с “ъ”.

1

104

Составление предложений. Чтение текста со словами, содержащими “ъ”.

1

105

Повторение и закрепление изученного. Чтение коротких текстов. Разучивание стихов.

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...