статья "Как пробудить в ребёнке ростки таланта?"
статья по чтению (3 класс) на тему

Ефремова Елена Владимировна

Меня заинтересовала работа работа над формированием литературно - художественных умений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rostki_talanta.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как «пробудить» в ребёнке «ростки таланта»?

     Понимание и осознанность - ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения.

К.Д. Ушинский почти как  афоризм сформулировал эту мысль: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело». Русский методист Д.И. Тихомиров расширил эту формулу. Он утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо  « приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребёнка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту. Литературное творение создаётся с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать и т.д. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ, персонаж обрёл определённые очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения, на ассоциативное мышление.

   Меня заинтересовала работа над формированием литературно-художественных умений у детей. Система работы с первого по четвёртый классы предполагает следующие виды практических заданий:

     наблюдение рифмы в стихотворном произведении;

     подбор слов, рифмующихся с данным;

     договаривание словечка в неполном четверостишии;

     дополнение фразы рифмующимся словом;

     сочинение чистоговорок и. т.

   Работа в данном направлении даёт положительные результаты. Погружаясь в посильное для них творчество, дети, пусть наивно и неумело, самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет им глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи, принадлежащие перу великих поэтов.

   Как часто передо мною встаёт вопрос о том, как «пробудить» в ребёнке «ростки таланта», как помочь ему стать автором, умеющим излить свои мысли на бумаге? Необходимо найти такой текст для чтения и анализа, который вызовет страстное желание «порождать мысли», стремление поделиться своими соображениями о каком-то явлении, событии, человеке. Тексты обладают «вневозрастной» направленностью. В такие минуты царят доброжелательность, заинтересованность всех в процессе познавания. В коллективной работе все дети равны. В индивидуальной – развиваются способности каждого ученика.

   Упражнения по чтению направлены на совершенствование произношения. Необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания: чистоговорки, скороговорки и т.д.

   Знания необходимо получать с удовольствием и радостью, потому что это сила ума и души.

               Учись!             Твори!             Развивайся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 1 класса "Ростки дружбы"

«Крепко–накрепко дружить,  С детства дружбой дорожить  Учат в школе, учат в школе, учат в школе», - такие слова звучат в известной детской песне «Чему учат в школе» (слова: М. Пляцковкого, м...

Внеклассное мероприятие для 1 класса "Ростки дружбы"

«Крепко–накрепко дружить,  С детства дружбой дорожить  Учат в школе, учат в школе, учат в школе», - такие слова звучат в известной детской песне «Чему учат в школе» (слова: М. Пляцковкого, м...

Пробудить желание быть здоровым

Из опыта работы по формированию здорового образа жизни у учащихся начальных классов. Главная цель - добиться, чтобы учащиеся осознали великую ценность здоровья, и что важнейшим для его сохранения явля...

Cтатья "Ростки толерантности"

Статья "Ростки толерантности" ставит очень важную проблему- проблему поиска форм работы с детьми ограниченными возможностями здоровья и предлагает опыт работы по адаптации первоклассников....

"Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению"

Как заставить ребёнка, с  трудом  складывающие слова, читать книги?...

Как пробудить у ребенка интерес к чтению?

как пробудить интерес к чтению?...

Как пробудить интерес к чтению

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения. Но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цвет...