2012 г. Урок литературного чтения 3 класс Канакина В.П.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Тема "И.А. Крылов "Ворона и лисица""

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_kanakina_v.p..docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Шевцова О.А

учитель начальных классов

МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

3 класс

Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

образовательные – создать условия для анализа художественного произведения, определения основной мысли через работу с художественным текстом; способствовать формированию умения выразительно читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях.

развивающие – способствовать развитию умения правильного выразительного чтения через взаимодействие в парах в работе с художественным текстом; развитию творческих умений  через содержание материала урока, через создание творческих работ; содействовать развитию коммуникативных  навыков через форму организации учебной деятельности.

воспитательные - создать условия для воспитания интереса к литературному слову, развития чувства прекрасного через содержание учебного материала.

Оборудование к уроку:

  1. Портрет И.А.Крылова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.
  2. Учебники, тетради с рисунками детей, ручки, цветные карандаши.
  3. Компьютер, проектор.
  4. Карты контроля на каждого ученика.
  5. Магнитная  доска.
  6. Карточки с изобразительными выразительными средствами языка.

Ход урока

      I. Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно.
Слушаем внимательно!
 (повторение правил посадки);

  1. Речевая разминка.

На лужайке, на ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

- Прочитайте выразительно, шепотом, с постановкой логического ударения на последнее слово.

III. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

– Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно...

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

– Но сначала послушаем басню еще раз.

Учащиеся рассказывают басню наизусть или читают. Также дети могут прочесть басню по ролям.

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

  1. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на доску и найдите среди этих 3 портретов - Ивана Андреевича Крылова. (на доске портреты - И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой).

- Правильно, молодцы! (Оставляю портрет И. А. Крылова, остальные портреты убираю).

       - А что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылова? (ребята рассказывают

     факты из биографии)

- Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и назвал его "истинно народным поэтом". Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и бедному, и богатому - все они видят себя как в зеркале.

- Закончите предложения - баснописец пишет :. (басни).

- И. А. Крылов был басно:..! Скажите какие вы знаете басни Крылова?(ребята называют изученные раннее басни, а учитель вывешивает карточки с их названием на доску вокруг портрета автора)

- Что такое басня? (небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеивают недостатки, пороки людей, который всегда поучителен, помогает бороться нам со своими недостатками, подсказывает, как должен вести себя человек в этом мире.)

- На какой жанр литературы похожа басня? (на сказку)

- Почему? (животные разговаривают)

- Главные герои басни животные, но под ними подразумеваются, кто?
( люди)

- Что обязательно есть в басне? (мораль)

- Ребята, а что такое мораль? (мораль- это поучительный вывод, поучение; слова, которые нас учат, наставляют).

- Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова, а её название вы узнаете отгадав загадки:

"Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)

 - Верно отгадали! Басня так и называется "Ворона и Лисица"! Мы будем учиться читать её выразительно по ролям и узнаем, какая в этой басни мораль. (учитель вывешивает карточку с названием басни к остальным басням и к портрету Крылова).

1. Первичное восприятие (читает басню учитель)

- Послушайте басню и скажите: "Понравилась ли вам басня?"

Учитель выразительно читает басню!

- Понравилась басня?

- Что запомнилось?

2. Самостоятельное чтение басни учащимися.

- Ребята, прочтите басню теперь самостоятельно. Назовите слова, значение которых вам непонятно.

3. Словарно-лексическая работа.

ЛЕСТЬ - лицемерное, угодливое восхваление;

ЛЬСТЕЦ - льстивый человек.

ГНУСНЫЙ - внушающий отвращение, омерзительный;

ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ - взобраться с усилием на что-то высокое;

ПЛЕНИЛ - очаровал, привлек внимание;

ВЕЩУНЬИНА - принадлежащая вещунье;

ЗОБ - у птиц: расширенная часть пищевода.

4. Анализ содержания басни.

- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:)

- Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Дети читают эти слова).

- Какими качествами обладает Ворона? (глупая, медлительная, доверчивая)

- Какими качествами обладает Лисица? (хитрая, коварная, лживая)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей - Ворона?

(В сказках лисица, как правило, чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека

- Почему И. А. Крылов говорит, что лесть вредна, ведь любому человеку приятно слушать о себе хорошие слова? (Каждый должен знать свои достоинства и недостатки, чтобы не быть обманутым. Приятно, когда о тебе говорят правду.)

- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (читают отрывок)

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (она поверила неправде, всем хочется, но возможности у всех разные)

V. Закрепление изученного материала.

– Найдите и прочитайте мораль басни.

– Прочитайте басню друг другу.

VI. Итог урока.

- Итак, наш урок подходит к концу. Верно ли моё высказывание, что мы на уроке читали сказку? (нет, это басня, так как в ней есть мораль; под животными подразумеваются люди)

- Как называется басня?

- Что такое басня? Какова мораль басни? Что осуждает Крылов в басне "Ворона и Лисица"?

- Какими мы не должны быть? (мы не должны льстить и поддаваться льстивым речам)

- Мы сегодня познакомились ещё с одной басней И. А. Крылова "Ворона и Лисица".

- Посмотрите на доску и посчитайте, сколько басен мы с вами уже знаем? (6)

- А кто помнит, сколько всего басен написал И. А. Крылов? (205 басен)

- Вот сколько ещё вы можете прочитать басен!!!

- Басни Ивана Андреевича Крылова читали, читают и будут читать. Порой в этих баснях

мы узнаем самих себя, они помогают нам бороться со своими недостатками и помогают нам узнавать жизнь!

VII. Домашнее задание:

1.выучить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»,

2.подготовиться к чтению басни по ролям.

3. Сделать иллюстрацию к басне.

      VIII. Рефлексия.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе на 2012-2013 учебный год

Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе на 2012-2013 учебный год № уроков  Тема урока Тип урока ДатаЭлементы содержанияТребования  к уро...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...