Главные вкладки

    Методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме:
    Урок литературного чтения 3 класс Канакина В.П.

    Тема "И.А. Крылов "Ворона и лисица""

    УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_kanakina_v.p..docx20.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шевцова О.А

    учитель начальных классов

    МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

    Конспект урока по литературному чтению

    УМК «Школа России»

    В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

    3 класс

    Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели:

    образовательные – создать условия для анализа художественного произведения, определения основной мысли через работу с художественным текстом; способствовать формированию умения выразительно читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях.

    развивающие – способствовать развитию умения правильного выразительного чтения через взаимодействие в парах в работе с художественным текстом; развитию творческих умений  через содержание материала урока, через создание творческих работ; содействовать развитию коммуникативных  навыков через форму организации учебной деятельности.

    воспитательные - создать условия для воспитания интереса к литературному слову, развития чувства прекрасного через содержание учебного материала.

    Оборудование к уроку:

    1. Портрет И.А.Крылова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.
    2. Учебники, тетради с рисунками детей, ручки, цветные карандаши.
    3. Компьютер, проектор.
    4. Карты контроля на каждого ученика.
    5. Магнитная  доска.
    6. Карточки с изобразительными выразительными средствами языка.

    Ход урока

          I. Организационный момент.

    - Прозвенел и смолк звонок,

    Начинаем наш урок.

    Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться!
    Работаем старательно.
    Слушаем внимательно!
     (повторение правил посадки);

    1. Речевая разминка.

    На лужайке, на ромашке

    Жук летел в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу

    Я с ромашками дружу

    - Прочитайте выразительно, шепотом, с постановкой логического ударения на последнее слово.

    III. Проверка домашнего задания.

    Из рисунков учащихся организуется выставка.

    – Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

    – Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

    – Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

    – Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

    – Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно...

    – А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

    – Но сначала послушаем басню еще раз.

    Учащиеся рассказывают басню наизусть или читают. Также дети могут прочесть басню по ролям.

    Физкультминутка

    Раз, два – выше голова,

    Три, четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть,

    Семь, восемь – лень отбросим.

    Раз – согнуться, разогнуться,

    Два – нагнуться, потянуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть,

    Семь, восемь – лень отбросим.

    1. Изучение нового материала.

    - Ребята, посмотрите на доску и найдите среди этих 3 портретов - Ивана Андреевича Крылова. (на доске портреты - И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой).

    - Правильно, молодцы! (Оставляю портрет И. А. Крылова, остальные портреты убираю).

           - А что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылова? (ребята рассказывают

         факты из биографии)

    - Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и назвал его "истинно народным поэтом". Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и бедному, и богатому - все они видят себя как в зеркале.

    - Закончите предложения - баснописец пишет :. (басни).

    - И. А. Крылов был басно:..! Скажите какие вы знаете басни Крылова?(ребята называют изученные раннее басни, а учитель вывешивает карточки с их названием на доску вокруг портрета автора)

    - Что такое басня? (небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеивают недостатки, пороки людей, который всегда поучителен, помогает бороться нам со своими недостатками, подсказывает, как должен вести себя человек в этом мире.)

    - На какой жанр литературы похожа басня? (на сказку)

    - Почему? (животные разговаривают)

    - Главные герои басни животные, но под ними подразумеваются, кто?
    ( люди)

    - Что обязательно есть в басне? (мораль)

    - Ребята, а что такое мораль? (мораль- это поучительный вывод, поучение; слова, которые нас учат, наставляют).

    - Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова, а её название вы узнаете отгадав загадки:

    "Шапочка серенькая,
    Жилеточка нетканая,
    Кафтанчик рябенький,
    А ходит босиком. (Ворона)

    Рыжая хозяюшка
    Из лесу пришла,
    Всех кур пересчитала
    И с собой унесла. (Лисица)

     - Верно отгадали! Басня так и называется "Ворона и Лисица"! Мы будем учиться читать её выразительно по ролям и узнаем, какая в этой басни мораль. (учитель вывешивает карточку с названием басни к остальным басням и к портрету Крылова).

    1. Первичное восприятие (читает басню учитель)

    - Послушайте басню и скажите: "Понравилась ли вам басня?"

    Учитель выразительно читает басню!

    - Понравилась басня?

    - Что запомнилось?

    2. Самостоятельное чтение басни учащимися.

    - Ребята, прочтите басню теперь самостоятельно. Назовите слова, значение которых вам непонятно.

    3. Словарно-лексическая работа.

    ЛЕСТЬ - лицемерное, угодливое восхваление;

    ЛЬСТЕЦ - льстивый человек.

    ГНУСНЫЙ - внушающий отвращение, омерзительный;

    ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ - взобраться с усилием на что-то высокое;

    ПЛЕНИЛ - очаровал, привлек внимание;

    ВЕЩУНЬИНА - принадлежащая вещунье;

    ЗОБ - у птиц: расширенная часть пищевода.

    4. Анализ содержания басни.

    - Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

    (Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

    И говорит так сладко, чуть дыша:)

    - Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Дети читают эти слова).

    - Какими качествами обладает Ворона? (глупая, медлительная, доверчивая)

    - Какими качествами обладает Лисица? (хитрая, коварная, лживая)

    - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей - Ворона?

    (В сказках лисица, как правило, чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека

    - Почему И. А. Крылов говорит, что лесть вредна, ведь любому человеку приятно слушать о себе хорошие слова? (Каждый должен знать свои достоинства и недостатки, чтобы не быть обманутым. Приятно, когда о тебе говорят правду.)

    - Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (читают отрывок)

    - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (она поверила неправде, всем хочется, но возможности у всех разные)

    V. Закрепление изученного материала.

    – Найдите и прочитайте мораль басни.

    – Прочитайте басню друг другу.

    VI. Итог урока.

    - Итак, наш урок подходит к концу. Верно ли моё высказывание, что мы на уроке читали сказку? (нет, это басня, так как в ней есть мораль; под животными подразумеваются люди)

    - Как называется басня?

    - Что такое басня? Какова мораль басни? Что осуждает Крылов в басне "Ворона и Лисица"?

    - Какими мы не должны быть? (мы не должны льстить и поддаваться льстивым речам)

    - Мы сегодня познакомились ещё с одной басней И. А. Крылова "Ворона и Лисица".

    - Посмотрите на доску и посчитайте, сколько басен мы с вами уже знаем? (6)

    - А кто помнит, сколько всего басен написал И. А. Крылов? (205 басен)

    - Вот сколько ещё вы можете прочитать басен!!!

    - Басни Ивана Андреевича Крылова читали, читают и будут читать. Порой в этих баснях

    мы узнаем самих себя, они помогают нам бороться со своими недостатками и помогают нам узнавать жизнь!

    VII. Домашнее задание:

    1.выучить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»,

    2.подготовиться к чтению басни по ролям.

    3. Сделать иллюстрацию к басне.

          VIII. Рефлексия.