Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Цель:

  - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского

 

Задачи:

- дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского;

- познакомить учащихся с особенностями языка произведений К.И.Чуковского;

- показать на примерах произведений  поэта что «добро « побеждает «зло».

 

Оборудование:

- портрет К.И.Чуковского;

- выставка детских рисунков;

- выставка детских книг;

- корзина с «потерянными вещами» из произведений Чуковского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_dedushki_korneya.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар
учителей начальных классов

«Использование ИКТ на уроках в начальных классах»

Урок внеклассного чтения
в 3 классе

                                                   

Учитель: Байзулинова Г.Х.

МОУ «Оранжерейнинская СОШ»
18 ноября 2009 г.

Цель:

  - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского

Задачи:

- дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского;

- познакомить учащихся с особенностями языка произведений К.И.Чуковского;

- показать на примерах произведений  поэта что «добро « побеждает «зло».

Оборудование:

- портрет К.И.Чуковского;

- выставка детских рисунков;

- выставка детских книг;

- корзина с «потерянными вещами» из произведений Чуковского.

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

II. Основной  этап

Учитель. Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки.

(Учитель показывает портрет.)

– Догадались, кто это?

Дети. Это портрет Корнея Ивановича Чуковского.

ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (1882 – 1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 31 марта 1882 г. В Санкт – Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык. Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щёточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно лёгкая походка.

У.   В 1916 году вышла первая книга-сказка Чуковского для детей "Крокодил".

- Дети полюбили ее, Чуковский написал для них еще много сказок и стихотворений.

У.  Кроме этого Чуковский писал книги и для взрослых, например, о Некрасове, великом русском поэте. Переводил книги зарубежных писателей и т.д

К.И.Чуковский    - сказочник

                                переводчик

                               литературовед

Загадки

- Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

1).Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда,

 Словно каменная (коньки)

2) Хожу , брожу не по лесам,

А по  усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.(расчёска)

3) Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нём видела овца, и обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого ( Зеркало)

(слайд 5)

О сказочнике Чуковском

Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как – то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил.

Он по улице ходил.

- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский её уже забыл, а сынишка запомнил её слово в слово. Так родилась первая сказка  под названием «Крокодил»

Но у Чуковского не один крокодил, а много.

(слайд 7)

И вот случилось так, что все крокодилы заблудились и не могут попасть в свою сказку. Поможем им?

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.

Д. «Мойдодыр»

У. А в большой реке Крокодил лежит,
А в зубах его не огонь горит –
Солнце красное, солнце краденое.

Д. "Краденое солнце".

У. А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

«Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши.

И мне , и жене, и Тотоше» (Телефон)

 – Кто учил отрывочек из этого произведения?  ( чтение)

У.Долго – долго Крокодил

Море синее тушил.

Пирогами и блинами

И сушёными грибами (Путаница)

У: Повернулся, улыбнулся,

Засмеялся крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху проглотил. (Бармалей)

-Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но никак не мог понять , почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей – это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный.

- Кто учил отрывок из этой сказки?

- А каким становится Бармалей в конце сказки (добрым, добро побеждает зло)

( выборочное чтение  сказки «Бармалей»,начало и конец, с 84-85, с 70 -71)

- А вот другой случай:

Однажды в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошёл , взял её на руки и совершенно неожиданно сказал:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!»

.Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр)

- Кто выучил отрывок из этого произведения? (чтение)

- Чему учит нас эта сказка?

- А для чего нужно соблюдать чистоту?

Физкультминутка

Мы ногами топ- топ

Мы руками хлоп- хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись  вокруг себя.

Раз присела, два – привстали,

Руки кверху все подняли

Полетели, полетели

И за парты тихо сели.

Муха Цокотуха

- Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он сочинил сказку о двойном празднике Мухи – её именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя. – Кто выучил отрывок из этой сказки? (чтение, инсценировка)

- Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.        =

Друзья познаются в беде.                                 =      

Старый друг лучше новых двух.                       =

Стук в дверь. Появляется ученик в форме почтальона и подает пакет учителю.

У. Печальное известие пришло от книги Чуковского. Она попала в руки одного мальчика. Он перемазал ее, вырвал и перепутал страницы. К счастью, среди нас нет таких учеников. Можно ли помочь книге?

Выслушиваются мнения детей.

  1. Далее дети читают  отрывки из сказок и  определяют названия  их.

– Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки,
С молоком и крендельком.

Д. "Муха-Цокотуха".

У. Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.

Д. "Мойдодыр".

У. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой, ой, ой, ой, ой, ой!
Воротитеся домой".

Д. "Федорино горе".

У. Дорогие гости, помогите,
Паука-злодея зарубите.

Д. "Муха-Цокотуха".

У. А потом как зарычит на меня,
Как ногами застучит на меня.

Д. "Мойдодыр".

У. Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей.

Д. "Краденое солнце".

Сказка «Так и не так»

- Но не все сказки автора написаны в стихах. Давайте прочитаем с вами сказку «Так и не так» и подумаем, чему она нас учит.

Чуковский– переводчик.

- Кроме сказок автор переводил английские песенки, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей, писал стихи

Например такие:

«Федотка»

Бедный Федотка – сиротка.

Плачет несчастный Федотка.

Нет у него никого, кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя, да тётка.

Только папа, да дедушка с бабушкой.

 –  Какие силы есть в сказках Чуковского?

Дети подводятся к выводу на основе опорных слов "добрый" – "злой", "смелый" – "трусливый", "аккуратный" – "неряха".

Злые силы: Бармалей из сказки "Айболит" и Крокодил из сказки "Краденое солнце".

– Но добрых героев у Чуковского гораздо больше. Дети в его сказках – смелые фантазеры, обожающие опасность и приключения (Вася Васильчиков и маленький Бибигон).

Животные в сказках Чуковского – тоже настоящие герои: Воробей уничтожает Таракана ("Тараканище"), Комарик спасает от гибели Муху ("Муха-Цокотуха"), медведь побеждает Крокодила ("Краденое солнце"), другой крокодил глотает злого Бармалея. Но кто остается самым любимым героем?

Д. Айболит!

У. За что же мы любим Айболита? Какие черты характера вызывают у нас симпатию?

Д. Доброта и самопожертвование. Стремление прийти на помощь страдающим людям и зверям, невзирая на опасность.

Итог урока

- Произведения какого  детского писателя мы сегодня читали?

- Герои  книг Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит о том, что вы читали книги очень внимательно, с большим интересом.              

                                                           

Рефлексия

- Сегодня на уроке я понял, что…

-Самым интересным для меня было…

-Мне было непонятно…

-Мне бы хотелось…

В заключение проводится игра "Корзина с потерянными вещами".

Корзину вносит учитель. В ней собраны различные предметы, относящиеся к сказкам Чуковского, например: телефон, мыло, щетки, телеграмма, денежка, башмачки, чашки, блюдца, воздушные шарики и т.д.

(Предмет считается угаданным, если дети прочитают строки из сказки и назовут ее.)

Игра проводится в виде соревнования.

Итог: составить предложение из слов "побеждает", "добро", "зло".