Крылов. Ворона и лисица
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Иванова Ирина Ивановна

Интегрированный урок чтения и труда в 4 классе коррекционной школы 7 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_vorona_i_lisica.doc864 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (2 часа). Литературное чтение, труд. 4 класс.

Интегрированный урок (2 часа)

Литературное чтение, труд

для учащихся 4 класса

коррекционной школы 7 вида

«И.А.Крылов. Ворона и лисица. Иллюстрирование басни в технике «оригами»

Подготовила

учитель начальных классов

Иванова Ирина Ивановна

Тема: И.Л.Крылов. Ворона и Лисица. Иллюстрирование басни в технике «оригами».

Цель: Развивая внимание, память (моторную и механическую), интеллект, логическое мышление,

        речь, способствовать развитию навыков выразительного чтения, формировать умение

выражать своё отношение к прочитанному, уточнять и обогащать словарь ребёнка,

продолжить обучение технике «оригами», пробуждать добрые чувства, воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимоуважения.

Оборудование:

  1. портрет И.А.Крылова выставка книг
  2. иллюстрации к басням , карточки с названиями басен и строками из басен
  3. индивидуальные карточки с чертами характера героев
  4. пословицы
  5. текст басни « Ворона и Лисица», разбитый на разные части
  6. инструкционные карты
  7. словарь литературных понятий
  8.  макет экрана телевизора

Ход   урока 1

Орг. момент.

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре,

Смело, чётко говорим,

И  тихонечко сидим.

Сообщение темы. Вступительная беседа. 

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать "

О ком я говорю?  

Чем отличается этот автор от других?

Что особенного писал?

Сегодня мы продолжаем работу над произведениями И.А.Крылова.

Но сначала давайте вспомним, что вы знаете о нём. (ответы учеников)

Крылов был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Что такое порок?

Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки и подсказывая, как  можно от них избавиться. Он учил мудрости жизни. Кто помнит, сколько басен написал И.А.Крылов?

 105 басен, которые сделали его имя бессмертным. Почему говорим о бессмертии?

Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Вот что написал поэт Максим Исаковский о Крылове:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

 Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

 И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Почему крылатые? (используем в жизни)

Ознакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

 Повторение произведений прочитанных детьми.

А  вот как хорошо вы знаете басни Крылова, мы сейчас проверим.

Я подготовила для вас иллюстрации к басням с названиями и фрагментами. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер - озорник и все карточки раскидал вам на парты. Давайте попытаемся установить, к какой басне иллюстрация и найти слова, относящиеся к ней иллюстрация.

«Стрекоза и Муравей»

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

«Лебедь, Щука и Рак»

«Да только воз и ныне там»

«Лисица и виноград»

«Хоть видит око, да зуб

Неймёт»

«Слон и Моська»

«Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона!»

«Зеркало и обезьяна»

«Чем кумушек считать – трудиться,

Не лучше ль на себя, кума оборотиться?»

«Кукушка и петух»

«За что же, не боясь греха

Кукушка хвалит петуха?»

«Голубь»

«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!»

«Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь»

 

Кто может помочь? Предлагай и говори.

  1. Басня называется ... (Лиса и Виноград) У кого выдержка? Как понимаете? Что лиса говорит о винограде? (он плохой)
  2. Иллюстрация. ( Стрекоза и муравей)   Почему так сказал Муравей?
  3. Иллюстрация (Слон и Моська)   А Моська на самом деле сильна?
  4. Иллюстрация (Кукушка и петух) За что же хвалит?
  5. Иллюстрация (Лебедь, Щука и Рак) Почему воз и ныне там? 
  6. Иллюстрация (Зеркало и Обезьяна)   Как понять?

Физминутка  пантомимика по басне «Зеркало и обезьяна»

Словарная работа

Мы много раз говорили о басне. А что такое басня?

БАСНЯ

Если затрудняетесь, воспользуйтесь памяткой - словарём литературных понятий.

А где заключается главная мысль басни?

МОРАЛЬ

 Работа над текстом

С какой басней познакомились на прошлом уроке? Откройте учебник на стр. 196. Могли бы найти мораль? Воспользуйтесь своей памятью или текстом. Как понять?

Как себя обезопасить от лести? О чём надо призадуматься? (нужно знать себя самого: свои положительные и отрицательные качества, и не поддаваться лести)

Доказал ли это Крылов? Как? Через что? (мораль ) Через Ворону.

Словарная работа.

Кто поможет разобраться, что значит «уж сколько раз твердили миру»?

«Но только всё не впрок»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

 Работа с пословицами.( НА ДОСКЕ)

ВЕРЬ СВОИМ ОЧАМ, А НЕ ЧУЖИМ РЕЧАМ

НА ЯЗЫКЕ МЕДОК, А НА СЕРДЦЕ – ЛЕДОК

У ЛЕСТИ НЕТ ЧЕСТИ

Прочитайте вдумчиво пословицы. Как вы думаете, какую пословицу я хочу найти? Ваши предложения с доказательными суждениями.

Можно третью пословицу перефразировать так, чтобы она подошла к басне?

(У лести нет чести)

Характеристика героев (дифференцированная работа)

У вас на партах карточки. Посмотрите. Что увидели в левом столбце? (качества личности)

 Те, у  кого в правом столбце написаны герои нашей басни, нужно соединить стрелками с качествами! (более слабые ученики)

А тем, у кого справа ничего не написано, самим написать, кого из героев басни можно так охарактеризовать. (более сильные ученики)

Если есть ещё какое-то качество, можете дописать. Какие слова непонятны?

Проверка: чтение поочерёдно. Кто свои дописал? (хитрая, доверчивая, обманщица, простая) Воспроизведение басни детьми (если позволяет время)

Воспроизведение басни детьми (если позволяет время)

Прочитайте красиво басню по памяти или по тексту (1 человек)

А теперь скажите, какую картинку вы представляете, когда читаете слова:

«На ель ворона взгромоздясь…»

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит…»

«Вещуньина с похвал вскружилась голова…»

Итог

Чему учит басня? Что хотел сказать нам Крылов? Для этого что нужно? (знать свои качества)

Важно знать и бороться с недостатками

Ход   урока 2

Opr. момент.

Давайте приступим скорее к работе.

 Пусть интересным будет урок.

Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке,

Вce ли правильно сидят и внимательно глядят?

 Каждый хочет получать только лишь оценку 5.

Сообщение цели.

Мы много говорили о баснях. Скажите, а кто (или что) помогает нам лучше представить содержание?

Многие художники иллюстрировали басни Крылова, среди них Лаптев М., Рачёв Е.

Сегодня мы тоже будем художниками-оформителями. Наши иллюстрации будут выполнены в технике оригами.  Работать будете в бригадах по инструкционным картам.

У каждой бригады свой отрывок, который должны проиллюстрировать. В результате у нас получится диафильм.

Анализ образца.

С какими материалами нам предстоит работать?

Какой инструмент может понадобиться?

Запомните правила техники безопасности при работе с ножницами.

Часть заготовок мы выполнили на прошлом уроке. Что осталось сделать?

А работать будем под девизом, который вы сами должны прочитать - это хорошо известная вам пословица:

РмвсАкмБрОскпТфшцАЙ

1кРнУеякКиспАМрсмокИ

стуфхмтжбвгзор

ДяУфшскМжАЙскклоы

Гоажцоьсекшукеосюфыв

тоОбопЛОьвтрВьтОЙжк

Практическая работа.

Текущий инструктаж.

Работайте аккуратно, дружно, помогайте друг другу, не забывая, что вы - коллектив.

Просмотр « диафильма ( чтение басни по ролям )».

Вы прекрасно потрудились, а теперь давайте посмотрим этот диафильм в «волшебном телевизоре. Сколько человек должны озвучивать?

Итог. Рефлексия.

 Что понравилось на уроках?

Если осталось время.

Вы хорошо поработали, а теперь я проверю, насколько хорошо вы знаете содержание басни.

 У каждой бригады конверт с отрывками из басни. Воспроизведите последовательность.

                                            И.А.Крылов. Ворона и лисица. Иллюстрирование басни в технике «оригами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...