«Недаром помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Зайцева Елена Александровна

 

создать условия для мотивированного  и осознанного чтения произведения

М.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событий

войны 1812г.и героев стихотворения был  соотнесён с личными восприятиями

учениками таких  понятий .как «Родина», «Отечество», «героизм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razrabotan_uchitelem_nachalnyh_klassov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок разработан учителем начальных классов ,высшей квалификационной

           категории МБОУ «Гимназия № 152» Кировского района г.Казани.

           Зайцева Елена Александровна.

     При подготовке к уроку была использована литература:

                 Изоматериалы; текст.Авт.-сост. М.С.Андреева,М.П.Короткова

                  М.:Русская школьная библиотечная ассоциация. 2012

                 М.Ю.Лермонтов «Бородино» изд-во «Детская литература»1990г.

                      Урок литературного чтения в 4 «А» классе.

Тема: «Недаром  помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)

Цель: создать условия для мотивированного  и осознанного чтения произведения

М.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событий

войны 1812г.и героев стихотворения был  соотнесён с личными восприятиями

учениками таких  понятий .как «Родина», «Отечество», «героизм».

Задачи: предметные

-развивать умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и

смысл текста в соответствии с заданием или проблемным  вопросом

- развивать умение работать со словарями для объяснения лексического

значения слов из стихотворения.

           метапредметные:

-освоение способов работы с учебной книгой

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемых

событий и явлений

-побуждать учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения ,

.аргументации своей точки зрения.

- создавать условия для развития у учащихся интереса к истории своего

Отечества.

Ход урока: Актуализация знаний

Учитель:

-Ребята,что вы можете сказать о следующих строчках стихотворения

И молвил он сверкнув очами:

« Ребята ! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

(ответы детей)

Учитель: -Правильно, это строчки из знаменитого стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Бородино»

2.Постановка проблемы.

Учитель:

-На какие группы вы разделили бы эти слова?(слова записаны на доске, либо

используется мультимедиа) Булат, бусурманы , драгуны. залпы.заряд. картечь,

кивер, лафет, мусью, сеча, уланы, хват. штык.

(предполагаемые ответы детей. В результате обсуждения приходим к общему

решению)

Слова-оружия                                                     Слова-люди

булат                                                                   бусурманы

залп                                                                    драгуны

заряд                                                                   мусью

картечь                                                               уланы

лафет                                                                  хват

сеча

штык

(по ходу записи дети дают лексическое объяснения словам)

Учитель:

_Какое слово не вошло ни в одну категорию? (кивер)

-Что означает это слово?(военный головной убор)

3.Работа по содержанию текста

Учитель:

-Найдите в тексте строчки, в которых  упоминаются данные слова

«Звучал булат, картечь визжала…….» и т. д.

-Какие фразеологические обороты встретились вам в тексте?

«У наших  ушки на макушке….», «Спит в земле сырой…». «Постоять головой»

-Что означают данные обороты?

(ответы  детей. При необходимости используем  толковый  и фразеологический

словари.)

-Я начну, а вы хором продолжайте строчки из стихотворения

1.Недаром помнит вся Россия

Про день……….(Бородино)

2.Уж постоим мы головою…….(За Родину свою)

3.И молвил он сверкнув очами……(Ребята, не Москва ль за нами?)

4.Когда б на то не Божья воля…….(Не отдали б Москвы)

4.Подведение итогов урока.

Сравнительный анализ.

Учитель:

-Как называется война 1812 года ? (Отечественная)

-Как называется война 1941-1945гг?(Великая Отечественная)

-Что общего в названии этих войн? (Отечественная)

-Что означает слово Отечество?

-Почему вторую войну называют « Великая?»(Отечественная война 1812 года длилась 6 месяцев. На Россию шла войной огромная армия  Наполеона  .На защиту своей

земли встала Русская армия.

Война 1941-1945гг. длилась 4 года. На защиту Родины поднялся весь многона -

 -циональный народ ,Вся армия.)

-Какие события были общими в этих войнах?

1812г.                                                                       1941-1945гг.

Победа над французами                                 Победа над фашистами

Враг у стен Москвы

Бородинское сражение                                       Московская , Сталинградская.битвы..

Партизанское движение

Полководцы. М.И.Кутузов                                 Г.К.Жуков

5.Рефлексия

Учитель

Прочитайте название урока. «Недаром помнит вся Россия…..»

-Как вы понимаете эти строчки?( Велико значение этих войн в истории  нашей

Родины, велик подвиг её народа ,её воинов , сражавшихся против армии захватчиков

  Мы должны помнить об этом и быть достойными наших героев- предков

6.Задание на дом.

Составить кроссворд по теме стихотворения «Бородино»

 

           -

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)

Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы»   Предлагаемый учебный материал может быть ис...

Отечественная война 1812года в произведении И.С. Никитина "Русь"

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе.по программе "Школа России"Знакомство со стихотворением И.С. Никитина "Русь" с историей Отечественной войны 1812 года, показать ...

Великая Отечественная война 1812год.

Используется на уроке окружающий мир, 4 класс, тема: "Отечественная война 1812года", УМК "Школа России"...

Презентация для классного часа "Бородино" (к 200-летию Отечественной войны 1812г.)

Данная работа представляет собой презентацию для демонстрации на уроках истории и на классных часах, посвященных Отечественной войне 1812 года. Основное внимание при отборе содержания уделялось ...

Сценарий тематического урока, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.

План урока с презентацией разработан для учащихся 4 класса по теме "Отечественная война 1812 года"...

Отечественная война 1812года

Презентация к уроку окружающего мира...

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812года"

Предоставленный материал позволит учителю сформировать знания учащихся об этапах, событиях, героях Отечественной войны 1812 года и значения для России Бородинского сражения через использование совреме...