Кузьминки-первый зимний праздник
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Шанина Ирина Сергеевна

Кузьминки -первый зимний праздник. Это мероприятие разработано для  младших школьников. Здесь много познавательного материала. Ребята с огромным удовольствием принимали в нем участие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_uchastnika_konkursa_1.rar185.36 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы участника конкурса

« Я классный – руководитель»

Народный праздник – Кузьминки

(конспект внеклассного мероприятия в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 8 г. Ярцево.)

Автор работы: Шанина Ирина Сергеевна

Тема : Устное народное творчество. Народный праздник – Кузьминки.

Цели : ознакомить детей с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; обогащать словарный запас.

Развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами; изделия с гжельской, хохломской росписью; расшитые полотенца; домашняя утварь; старинные инструменты; карточки с потешками, пословицами, приметами, загадками.

Инструменты: ложки, колокольчики, гусли, металлофоны.

Оформление класса: на классной доске красивыми занавесками оформлено небольшое деревенское окно, за стеклами которого осенний пейзаж. Возле окна – стол, накрытый вышитой скатертью, сервированной деревянной расписной посудой, самовар, пряники, баранки. Возле стола с обеих сторон – скамьи. На  низ вышивки, вязания,  шерстяные клубки, у самой стены – прялка.  По обеим сторонам от скамеек стоят полки  с посудой, поделками в русском национальном стиле.

Ход мероприятия.

  1. Орг. момент.
  2. Сегодня у нас необычное мероприятие . Мы продолжим работу над жанрами устного народного творчества; мы узнаем много нового и интересного  о первом зимнем празднике; будем учиться творческой коллективной работе. Сегодня мы  перенесемся  в старину.
  3. Ведущая – учитель. (В русском сарафане, с кокошником на голове)

Здравствуйте, девицы и парни! Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные!

Вы видите, что наш класс превратился в русскую избу.

-Что вы видите на полках? – (Это утварь). А женщины украшали полки своим рукоделием.

-А что это? Это русская печь с лежанкой, где грелись взрослые и дети, и даже котята.

-Чем топили печку?  - Чем мешали угольки? (Кочергой)

-Давайте посмотрим на стол. – Какой предмет был обязательным в каждой русской избе? (Самовар)

-А что это за предмет старины? (Это прялка) На ней пряли пряжу. Из кучки шерсти получается ровная ниточка. А вот и веретено, на нем тоже  пряли. Сегодня на вас одежда старины. Девушки носили сарафаны, а парни носили расшитые рубахи – косоворотки.

Обязательным предметом русской избы были лавки, накрытые самоткаными   ковриками.

-Я приглашаю вас присесть на лавочки и послушать, что же будет происходить в нашей избе!

В нашей избе начинаются осенние посиделки.

-Какой месяц за окном? Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими  тёмными  вечерами, да грудами замерзшей  земли. Не зря в народе называли этот месяц – грудень.

Дети. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: « Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца», « Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».

Учитель. Много интересного о нашем  русском празднике узнаете вы сегодня . Я приглашаю вас на осенние посиделки. 14 ноября – народный праздник Кузьминки. В церковном сознании православной Руси это день стал праздником кузнецов  Кузьмы и Демьяна, днем  рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки  брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили. ( Под русскую народную мелодию  «Коробейники» в класс входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Ходят по избе и говорят призывно, нараспев.)

1 скоморох. Ото всех дверей, ото всех ворот

                      Приходи скорей, торопись народ!

2 скоморох. Вас много интересного ждет!

                        Много песен, много  шуток и веселых прибауток!

1 скоморох. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок,

                       Сели, посидели, песенки запели!

2 скоморох. Услыхали ложки, вытянули ножки,

                        Услыхали калачи и попрыгали с печи!

                       Да давай подпевать, да давай танцевать!

В избу входят 8 девушек  и заводят хоровод « У калинушки».

Учитель. ( Держит в руках хлеб и соль). Издавна на Руси дорогих гостей встречали  хлебом – солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб)

1 девица. Не красна изба углами, а горячими пирогами.

2 девица. Баранками да сушками.

3 девица. Да самоварами блестящими.

Учитель. Ой, вы, девицы – красавицы!  Душеньки – подруженьки,

                 Проходите,  гости милые, в нашу горницу,  в светлицу…

Девицы проходят к столу, садятся на скамьи и сразу начинают своё рукоделие: кто шьёт, кто вяжет, кто вышивает, кто пряжу мотает.

Ведущий. Хоть и осень за окном, ноябрь  в самом разгаре. А на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник – Кузьминки. В народе  верили, что святые Кузьма и Демьян чудотворным образом оказывали помощь женским работам и семейному благополучию.

Ребенок.  Праздник этот ремесла, домашнего очага,

                   Праздник не безделья, праздник рукоделья.

                   А как шили-вышивали, так и песню напевали,

                   Пели, правда, от души, но и песни хороши…

                   Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Девочки исполняют частушки.

  1. Разрешите в этом доме, разрешите поплясать,

Я не буду сильно топать, только буду припевать.

  1. Ой, девчата, пойте, пойте, веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,  и мы тоже хороши!

  1. Не хотели мы плясать, стояли и стеснялися.

А Кузьма заиграл, мы не удержалися!

  1. Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половицы лопнут!

  1. Сядемте, побаемте, капустки похлебаемте.

Друг на дружку поглядим, хорошо ли мы сидим!

  1. Самовар, самовар – золотая ножка.

                        Я посеяла горох – выросла картошка!

                    7..Эх, товарищ, дорогой, полезем в печку с головой.

Там пышечки, лепешечки, покушаем с тобой!

                   8 ...Гармонисту за игру, за игру кипучую,

Два соленых огурца, картошку рассыпучую!

Учитель. Издавна на Руси умели играть на ложках. Показываю.    

                 Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а

                  если её возьмет мастер в руки, то заиграет она.… Покажите,

                  красны – девицы и добры – молодцы свое мастерство.

Девочки поют русскую народную песню « На горе-то калина…»

Аккомпанируют баян и ложки.

Учитель. Есть такая народная примета – если девочка родилась на Матренин

                 день – 22 ноября, то становится она искусницей; иголочка в её руках      

                 с белой ниточкой не расстается.

1 скоморох. Эй, девчоночки – подружки, веселушки, хохотушки,

                     Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Веселее попляшите, всех гостей повеселите!

2 скоморох. Будем кругом ходить, дружну пляску заводить.

                        Развеселая гульня, всех зовет за ворота!

                       Эй, сыпь, веселей, лаптей не жалей!

                       Это верно совершенно, что картошка без костей!

Девочки  и ребята берут в руки шумовые инструменты. Исполняется песня« Ой, вставала я ранёшенько…»

1скоморох. Это только присказка, а сказка будет  впереди,

                       Приготовься и гляди!

 2 скоморох. Вдоль улицы  во конец  шёл удалый молодец,

                         Не товар продавать, себя людям показать!

3 скоморох. У нашего Якова товару всякого:

                        Нитки, катушки, селедочные кадушки.

                        Яркие платочки, мелкие гвоздочки!

4 скоморох. Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается,

                        Порче никакой не подвергается!

5 скоморох. Подходи бедный, подходи богатый,

                        Подходи тонкий, подходи пузатый!

6 скоморох. Пряники печатные, конфеты сахарные!

                         Как куснешь, так уснешь, как вскочишь, так ещё захочешь!

7 скоморох.  У нас без обману товар, без изъяну!

                        Шёлк, атлас, канифас, весь девичий припас!

Действие за ширмой. Игрушки: Петрушка  и Медведь.

Петрушка. Расступись народ честной, идет Медведюшко со мной!

                     Медведь кланяется.

 Много знает он потех, будет шутка, будет смех!

                     Обращается к Медведю.

Покажи всем как Дуняша, в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает на голову платок, пляшет.

Уморился? Отдохни, да немножечко вздремни! Медведь ложится.

Учитель. Пока Медведь спит, я вам поведаю, что на Руси всегда было много

                лесов, взрослые, да малые ребятишки, любили ходить в лес по-

                грибы, да по – ягоды. А там частенько можно встретить Медведя.

                Дети изображали встречу Медведя с людьми в лесу. Так появлялась  

                игра. Называлась в народе игра « У медведя во бору». Давайте и мы

                поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки и

                пойдем в лес. А в лесу мы встретимся с волшебством  и попадем в

                сказку. Проводится игра « У медведя во бору». Игрушка

                 превращается в настоящего Медведя, играет с детьми, опять

               прячется за ширму. Игрушка – медведь просыпается.

Петрушка. До свидания, ребята, нам пора уходить, других детей веселить.

Уходит.

1 скоморох. Что за славный денёк! Собирайся куманёк,

                        Будем шутки шутить, да гостей веселить!

Исполняется танец скоморохов.

2 скоморох. Погоди честной народ, отдохни немножко,

                        Василиса к нам идёт, поразвлечь немножко!

В избу входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках под русскую народную песню « Калинка».

Василиса. Я весною на завалинке посиживаю,

                    А зимою в горнице полеживаю,

                     Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю,

                     И в корзинку собираю.

                     Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу,

                     Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу!

А знаете ли вы, что 14 ноября надо бить куренков, читать молитву: « Кузьма – Демьян – сребреника! Зароди, господи, чтобы писклятки водились!»

Наблюдают также, чтобы за трапезой отнюдь не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

Василиса садится на скамейку, достает из корзиночки карточки с загадками, загадывает ребятам.

  1. В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печка)

  1. Стоит бычок, подбоченевши бочок, шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

  1. В брюхе баня, в носу решето,

На голове пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Василиса. Девицы – красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок?

                  Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу – подарю…

Девицы. « Долог день до вечера, коли делать нечего»; « Труд человека кормит, а лень портит»; « Умелые руки не знают скуки»; « Землю красит солнце, а человека труд».

Василиса. Молодцы девицы – рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли вы, кто и когда в ноябре именник?

Девицы.  « Коль на Якова 5 ноября мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»; «Если на Дмитрия 8 ноября оттеплеет, то всей матушке – зиме быть с теплинами»; «С Ераста 23 ноября жди ледяного наста».

Василиса. Спасибо вам, девицы – красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это я вам подарю вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их вам подарила? ( Ребята начинают шептаться между собой)

Василиса. Вы пока подумайте, а с другими девицами и парнями  мы поиграем  в   русскую народную игру « Платочек». Эту игру любили  ваши бабушки и дедушки.

Ребята. Василисушка, а мы знаем, почему ты подарила нам сегодня молоточек да наковаленку! На Кузьминки отмечался День кузнецов Кузьмы и Демьяна. К этому дню кузнецы в честь святых изготавливали священное изделие.

Оба скомороха. Раздайся, народ! Меня пляска берет!

                               Пойду попляшу, всех на песню приглашу!

  Исполняется русская народная песня « Во кузнице».

  1. Девицы  подводят итог празднику.

           Научилась я работать, научилась и плясать,

  1. А ещё я научилась громко песни распевать!

           Мы, ребята, любим шутку: шутка делу не вредит.

  1. Гармонист ни на минутку без работы не сидит.

          Хорошо мы посидели, отдохнули хорошо.

         А пока что, до свиданья, приходите к нам ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный зимний праздник для второклассников.

На основе этого мероприятия показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет. Задачи:Закрепить знания и навыки, полученные на уроках по...

Сценарий "Любимые зимние праздники"

Сценарий  с презентацией рождественских праздников....

сценарий театрализованного зимнего праздника "Святки"

Святки- так  называют  12  святых  дней  с  Рождества  до  Крещения.По  древнерусскому  верованию  в  продолжение  святок  о...

Зимний праздник.

Мероприятие способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию эстетических чувств, любви к природе....

Сценарий зимнего праздника для учащихся начальной школы "Снежная Королева"

Сценарий зимнего праздника "Снежная Королева" для учащихся начальной школы...

Зимние забавы.Зимний праздник

Предлагаю разработку зимнего праздника!...

Сценарий зимнего праздника "Зимние забавы"

Зимний праздник "Зимние забавы"  для начальных классов...