Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Данилова Татьяна Ивановна

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_utyata.rar19.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулева»

Учитель Данилова Т.И.

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка учебной задачи, планирование предстоящей деятельности.

  1.  - Отгадайте загадку и определите, о ком будем читать сегодня на уроке.

Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
( Утка с утятами.)

-Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Что будем делать для этого?(составление плана работы)

  1.  Рассказ о М.Пришвине работа в группах

Писатель, с произведением которого мы познакомимся на уроке  нам уже знаком, и вы его узнаете, если вспомните некоторые сведения. Он является автором  произведений «Недосмотренные грибы», «Старый гриб», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».

1  группа находит на рабочем столе компьютера сведения о жизни М.Пришвина

Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский.

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Работа со стр. 125 -126 учебника

Работа с заголовком, иллюстрацией к произведению.
– Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним  определить, кто будут герои нашей сказки?

  1.  Словарная работа.

2 группа, просматривает презентацию и находит значение слов

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

  1. Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
  2. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
  3. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  4. Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
  5. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
  6. Кузница – помещение, где работают кузнецы.

IV. Изучение нового материала

1) Чтение рассказа учителем

Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

2) Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

3)Моделирование обложки.

4) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?

2часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.

– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

5. Составление плана.

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?

Путешествие

Плен

На свободу

6. Самостоятельная работа в тетради.

1) Составление картинного плана (тетр. Страница 4)

2) №4 (группа)

7) Определение главной мысли рассказа.

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
8. Домашнее задание. С. 119-121 (читать, пересказ по плану)

9. Итог урока.

 – Как автор назвал свой рассказ? Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам решить их?

 Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы)

На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.

Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дид...

Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята».

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята»....