презентация к уроку чтения по теме Секрет счастья. Дж. Родари "Солнце и туча"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Презентация прилагается к конспекту. Это позволит урок сделать более ярким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzh_rodari_solnce_i_tucha.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

чтение

Тема: Джанни Родари «Солнце и туча»

Цели: 1. Формировать оценочные суждения детей.

Учить составлять оценочную характеристику героев.

Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев.

Формировать навык грамотного внимательного чтения.

2. Развивать словарный запас, устную связную речь.

3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружает.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, рисунки солнца, тучи, колесницы, карточки с дифференцированными заданиями

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

II. Этап до чтения текста

1. Актуализация знаний

- Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать?

- Что такое «чудо»?

- В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо».

- Где можно увидеть обыкновенное чудо?

- А на уроке чтения, где можно узнать о чуде?

- В произведениях, какого жанра чаще всего встречается чудо?

- Почему вы так решили?

- А вот Борис Заходер считает, что бывают  другие сказки

«… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам».

- Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.

Слайд 1

- «Самое обыкновенное чудо»

- Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью.

- В цирке, в кино.

- В книгах, текстах, словах автора.

- В сказках.

- Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения

и животные  могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы.

2. Антиципация

- Назовите, сказку какого автора мы будем читать.

- Какие произведения этого автора вы уже читали?

- Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке.

- Прочитайте название произведения.

- Кто будут героями этого произведения.

- Рассмотрите их. Они уже здесь.

- Опишите, какое солнце.

- А как выглядит туча?

- Что может произойти между солнцем и тучей.

Слайд 2

- Джанни Родари

Дети называют книги.

Рассматривание выставки книг.

Слайд 3

«Солнце и туча»

3. Постановка темы урока

- Какова цель нашего урока?

Познакомиться …

Понять, почему это сказка  …

- Познакомится с произведением.

- Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо»

4. Работа с ключевыми словами

- Прочитайте ключевые слова.

рассыпалась градом

разбрасывало лучи

ворчала

раздаривало

горделиво

злобно

- Что значит «горделиво»?

Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство.

- К кому из героев вы бы адресовали эти слова?

Слайд 4

Чтение слов, соотнесение их с героями.

III. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение про себя

- Проверим, верны ли наши предположения.

-Откройте учебник на стр. 122

- Кто из них был счастливее – солнце или туча?

- Почему?

Чтение сказки детьми

- Солнце.

- У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива.

А туча только злилась. Она была одинока.

2. Перечитывание текста и беседа по ходу чтения

Словарная работа

- Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

1 часть

- На чём путешествовало солнце?

- Что такое колесница?

Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.

- А почему у солнца была огненная колесница?

- Что значит «щедро разбрасывало лучи»?

Щедро – не скупясь, не жадничая.

2 часть

- Почему все радовались солнечным лучам?

- А кому не нравилось солнце?

- Почему?

- Что такое гроза?

Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молнией.

- Значит, туча так злилась, что готова была на что…?

-Как она называла солнце?

- Что значит «транжира»?

Транжира – человек, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо.

- Почему «дырявые руки»?

3 часть

- Почему все старались заполучить свою частичку солнца?

4 часть

- Чему удивилась туча?

- Чем закончился день для тучи?

- А для солнца?

Слайд 5

- На колеснице

- Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце.

- От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось  настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.

- Туче.

- У неё было грозовое настроение.

- Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом  и молнией.

- Транжира, дырявые руки.

Высказывания детей

-Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь.

- Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе.

- Туча рассыпалась градом?

- А солнце весело бултыхнулось в море.

3. Физминутка

4. Работа над выразительным чтением

- Возьмите карточки.

- Прочитайте внимательно задание.

- Выпишите слова из текста.

- С какой интонацией вы будете читать эти строки?

Слайд 6

Работа по карточкам

(Приложение 1)

IV. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа

- На чьей стороне симпатии автора?

- Почему?

- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

- В данной сказке Дж. Родари использовал приём аллегории.

Аллегория – иносказание, изображение какой-то отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе.

Предположения детей.

- Людей.

- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

- Мрачных, нелюдимых, злых.

Слайд 7

2. Знакомство с писателем.

- Вернёмся к началу разговора

- Почему эта сказка размещена в данном разделе?

- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?

- Произведения могут много рассказать о самом авторе.

- Каким должен быть человек, чтобы уметь видеть в обыкновенном необыкновенное?

- Вы правы. Недаром он написал книгу, которая так и называется «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй»

- Что его привлекает в людях?

- Что отталкивает?

Слайд 8

Автор увидел в обыкновенных вещах что-то необыкновенное

- Наблюдательным, внимательным, знающим, мечтательным, выдумщиком и фантазёром.

- Доброта, щедрость, открытость.

- Грубость, злобность, зависть.

V. Итог урока. Рефлексия

- Прочитайте слова Дж. Родари

«Говорить о людях можно и рассказывая о котах и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки»

- В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

- Какой совет даёт автор читателям?

- Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче.

VI. Домашнее задание

1. Пересказ с опорой на ключевые слова.

2. Составить словесный портрет одного из героев по плану.

3. Сочинить сказку на тему «Розы и шипы», «Вода и огонь».

Слайд 9

Приложение 1.

- Выбери из данных слов выражения, относящиеся к туче и солнцу.

(весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

         СОЛНЦЕ                                                                  ТУЧА

_____________________                             _________________________

_____________________                             _________________________

_____________________                             _________________________

_____________________                             _________________________

_____________________                             _________________________

_____________________                             _________________________

С какой интонацией ты будешь читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...

Презентация к уроку чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Презентация к уроку чтения 2 класс УМК "Школа-2100" . Тема урока: П.П. Бажов "Серебряное копытце"....

Презентация к уроку чтения по теме: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». 

Презентация к уроку чтения по теме: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»....

Конспект урока чтения на тему "Секрет коротких стихотворений"

Конспект урока чтения в 4 классе на тему "Секрет коротких стихотворенний". Хокку, Япония....

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...

Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке" с презентацией

Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке"...