календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "школа России" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_chtenie.doc336.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Рабочая  программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную,  нравственную  ценность.  Они  даются  как в хрестоматийном чтении (не менее 60–70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130–150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10–12 %; русская литература ХIХ века – 15–20 %, отечественная литература ХХ века – 40–45 %, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10 %, зарубежная литература – 20 % учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Цели обучения

Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в  учебном плане школы

На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе отводится 102 часов из расчета 3 учебных часа в неделю (2 часа из  федерального компонента, 1 часа из компонента образовательного учреждения), из них – 10 % резервного времени, которое разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы

(102 часа)

Самое великое чудо на свете

      Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки

      1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (10 ч)

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.*

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности

Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (1 класс), искажения окончаний (2 класс), искажения ударений (3–4 классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т. п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо 

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

11

3

Поэтическая тетрадь 1

7

4

Великие русские писатели

17

5

Поэтическая тетрадь 2

6

6

Литературные сказки

6

7

Были и небылицы

6

8

Поэтическая тетрадь 1

4

9

Люби живое

14

10

Поэтическая тетрадь 2

6

11

Собирай по ягодке- наберешь кузовок

12

12

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

5

13

Зарубежная литература

6

                                                                                                                                                    Итого:

102 часов

4. Требования к уровню подготовки
учащихся

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

 названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

 читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

 определять тему и главную мысль произведения;

 пересказывать текст (объем не более 1,5 с);

 делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

 составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

 читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 создавать небольшой устный текст на заданную тему;

 приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

 различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

 приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

 различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для самостоятельного чтения книг;

 высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

 самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Учебник «Родная речь» П.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.Голованова

2. Книга для учителя « Уроки литературного чтения" по учебникам «Родная речь» В. Г. Горецкий, П. Ф. Климанова.

3. «Поурочные разработки»

Навыки чтения на конец 3 класса: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами, соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста 70-75 слов в минуту.

                                                             Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

                                                                                  по литературному чтению

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Календарно – тематический план  

п\п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Домашнее

 задание

Дата

Рукописные книги Древней Руси

Изуч. нов мат-ла

Рукописные книги

Фронтальный, индивидуальный опрос

вспомнить народные песни

Первопечатник Иван Федоров

Изучение нового материала

Первые книги

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выразительное чтение

Устное народное творчество            8 ч.

Русские народные песни.

Комбинированный

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение

Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Выразительное чтение

Небылицы. Документальные сказки

вспомнить или найти в книгах докучные сказки, подготовиться к их пересказу.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Урок

с использованием ТСО

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка,

Учащиеся должны уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст

Фронтальный, индивидуальный

с. 22–27, часть 1-я, подготовить пересказ сказки

Иван-царевич

и Серый волк

Урок с использованием ТСО

рассказ, повесть, стихотворение, басня

на смысловые части;
– составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

дочитать сказку до конца

Иван-царевич

и Серый волк

Пересказ сказки

Сивка-бурка

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста

Учащиеся должны уметь: 

– читать осознанно текст;

– определять тему, главную мысль произведения;

– пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

перечитать сказку «Сивка-Бурка» (с. 40–49, часть 1-я)

Сивка-бурка

Пересказ сказки

Обобщение. Устное народное творчество

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы раздела, с. 51–58

Поэтическая тетрадь 1            8 ч

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

Изучение нового материала

Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой,
С. А. Есенин); классиков советской детской литературы;

произведения

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
Учащиеся должны
знать\понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов

Фронтальный, индивидуальный

выучить наизусть стихотворение

Ф. И.Тютчев «Листья»

подготовить выразительное чтение стихотворения

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

Выразительное чтение ст-я

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

Изучение нового материала

современной отечественной

литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

И. С. Никитин «Встреча зимы»

Изучение нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с пред- варительной самостоятельной подготовкой)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

И. З. Суриков «Детство. Зима»

Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение,

Обобщающий урок. «Поэтическая тетрадь1»

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать понравившееся произведение

Великие русские писатели  19 ч

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,  «За весной, красой природы», «Опрятней модного паркета»

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выучить ст-е (на выбор)

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Выр. чтение ст-я, по желанию выучить отрывок из ст-я

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Выр. чтение или выуч. отрывок наизусть

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

С. 112-128

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

Краткий пересказ сказки

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

Вспомнить сказки А. С. Пушкина

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Урок  

с использованием ТСО

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Индивидуальный

Выучить басню

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Изучение нового материала

по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией

Индивидуальный

Выразительное чтение

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

Урок

с использованием ТСО

Чтение наизусть

Индивидуальный

Выучить басню

М. Ю. Лермонтов «Утес.», «Горные вершины», «на севере диком …»

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Фронтальный, индивидуальный

Перечитать ст-я

М. Ю. Лермонтов «Утёс»

выр. читать

Л. Н. Толстой «Детство Л. Н. Толстого»

Перечитать рассказ, принести книги Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой «Акула»

Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нрав-
ственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Выр. отрывка, нарис к нему рисунок

А. Н. Толстой «Прыжок»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Найти слова характеризующие мальчика

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Изучение нового материала

разной тематики по изученному материалу

Фронтальный, индивидуальный

Описать природное явление

Обобщение.

Л. Н. Толстой

Обобщающий урок

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 163

Обобщение. Великие русские писатели

Обобщающий урок

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 164–167

Поэтическая тетрадь 2   7 ч

А. Н. Некрасов «Славная осень»

Изучение нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

А. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором …»

Выуч. отрывок из ст-я

А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение нарис. рисунок

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

Изучение нового материала

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

И. А. Бунин «Детство»

Комбинированный

Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного.

Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

И. А. Бунин «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги»

Комбинированный

Выразительное чтение

Обобщающий урок. Поэтическая тетрадь

Обобщающий урок

Отзыв о понравившемся произведении

Фронтальный, индивидуальный

С. 176 в. 7

Литературные сказки 6 ч

Д. И. Мамин-Си-
биряк «Аленушкины сказки»

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения

Фронтальный, индивидуальный

задания 1, 2 (с. 209)

В. М. Гаршин «Лягушка-путешест-венница»

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;

Фронтальный, индивидуальный

Перечитать сказку

В. М. Гаршин «Лягушка-путешест-венница»

Пересказ сказки

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Изучение нового материала

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные

– имена, фамилии

их авторов.
Учащиеся должны
уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание

Фронтальный

Перечитать отрывок, подготовить пересказ отрывка

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

пересказ

Обобщение. Литературные сказки

Обобщающий урок

жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня

с опорой на авторский текст,

– оценивать события, героев произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Фронтальный

Ответы на вопросы

Были-небылицы 6 ч.

М. Горький

 «Случай с Евсейкой»

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Сообщение о морских обитателях

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Изучение нового материала

Дочитать рассказ, подгот. к выр. чтению

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (продолжение)

Нарисовать иллюстрацию

А. И. Куприн «Слон»

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Перечитать часть рассказа прочитанного в классе

А. И. Куприн «Слон»

подготовить выр. чтение отрывка, рисунок

Обобщение. Были-небылицы

Обобщающий урок

Фронтальный

   Поэтическая тетрадь 1           4ч

Саша Черный Стихи

Изучение нового материала

Инд задание

А. А. Блок. Стихи

Изучение нового материала

Нарис илллюстрацию

С. А. Есенин «Черемуха»

Изучение нового материала

Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Фронтальный, индивидуальный

Составить описание природы

Обобщение Поэтическая тетрадь 1

Люби живое 14 ч

М. М. Пришвин «Моя Родина»

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Фронтальный, индивидуальный

Составить описание природы

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Подготовить выразительное чтение

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Составить план пересказа

В. И. Белов «Малька провинилась»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

С. 68-70, в. 2

В. И. Белов «Еще про Мальку»

Изучение нового материала

Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение рассказа

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Изучение нового материала

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Учащиеся должны знать\понимать
основное содержание текста.

Учащиеся должны

уметь пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

С. 73-76, с. 81 в. 1

В. В. Бианки «страшная ночь», «Хвост цеплялка…»

С. 76-79, выр. читать

В. В. Бианки «Соловей-разбойник»

С. 79-81, в. 9

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Изучение нового материала

Умение кратко пересказывать произведение (эпизод)

С. 83-96, в. 2

Б. С. Житков «Про обезьянку» (продолжение)

С. 83-96, в. 3

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

Изучение нового материала

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания)

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

С. 98-100, в. 6

В. П. Астафьев «Капалуха»

Изучение нового материала

С. 101 -104, в. 8

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Изучение нового материала

С. 105-108, в.2

Обобщение. «Люби живое»

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

С. 110 в. 10-11

поэтическая тетрадь 2   6 ч

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Изучение нового материала

С. 112-113, выр. читать

А. Л. Барто

«Разлука»

Изучение нового материала

Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

С. 114-115, выр. читать

А. Л. Барто «В театре»

Изучение нового материала

С. 115-117, выр. читать

С. В. Михалков «Если»

Изучение нового материала

С. 118-119, в. 3

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 120-121, выр. читать

Обобщение. Поэтическая тетрадь

Комбинированный

Фронтальный

Нарис. иллюстрацию к произв-нию

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 11 ч

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Фронтальный, индивидуальный

С. 124-1328, в. 6, пересказ

А. П. Платонов «Цветок на земле»

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания:

рассказ о своих впечатлениях по прочитанному  произведению (о героях, событиях)

С. 129-135, в. 8

А. П. Платонов «Еще мама»

Изучение нового материала

С. 137-143, в. 8

М. М. Зощенко «Золотые слова»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

С. 144-153, в. 2

М. М. Зощенко «Золотые слова» (продолжение)

С. 144-153, в. 8

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Перечитать рассказ

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

подготовить пересказ от лица Лёли или от лица Миньки.

Н. Н. Носов

«Федина задача»

Изучение нового материала

Умение участвовать в литературных играх (инсценирования). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

С. 164-169, в. 3

Н. Н. Носов

«Телефон»

Изучение нового материала

чтение по ролям

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Изучение нового материала

Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала)

Учащиеся должны знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выр. чтение рассказа, рассказ о любимой игрушке.

Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 176.

По страницам детских журналов 6 ч

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

Комбинированный

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны  уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

179-181, в. 3

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

С. 181-183, чит по ролям

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 183-186, выр. читать

Р. Сеф «Веселые стихи»

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 186-188

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 188 (письменно

№ 3)

Техника чтения

Зарубежная литература 5 ч

 «Храбрый Персий». Древнегреческий миф

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

или получения ответа на поставленный вопрос. Умение сам.о и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова

Учащиеся должны  уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

«Храбрый Персий». Древнегреческий миф

Краткий персказ

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Комбинированный

С. 200-215, в. 1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» (продолжение)

С. 200-215, в. 3

Обобщение. Зарубежная литература

Комбинированный

Учащиеся должны уметь:

– выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

Фронтальный

Обобщение. Зарубежная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса

КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса.

Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса....

Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса

Календарно-тематический план по литературному чтению составлен  на 2014-2015 учебный год  по УМК Перспектива....

Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса

Календарно-тематический план по литературному чтению составлен  на 2014-2015 учебный год  по УМК Перспектива....

Календарно-тематические планы по литературному чтению

Календарно-тематические планы по литературному чтению...