Развернутое календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Бурякова Елена Анатольевна

Развернутое календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_2100_tem_plan_po_lit_chteniyu_4_klass.docx98.18 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее

 задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

1

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине;

о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие

в … век»

Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (8 часов)

2

 Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий

1

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

3

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

Нарисовать свой город будущего

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: рассказ о городе будущего


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4

Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: выразительное чтение

4-й части

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

5

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

Урок введения новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Текущий контроль: творческий пересказ

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок

6

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1

(20 минут)

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

7

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

1

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Тематический контроль: краткий пересказ

Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией

Продолжить чтение понравившихся произведений


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

8

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)

1

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Тематический контроль: творческая работа

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20 часов)

9

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Осмысление цели чтения.

История детской литературы

Выучить один текст наизусть

10

«Повесть временных лет». Расселение славян

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: чтение текста наизусть

Отрывки из русской летописи

Составить «летопись» о своем крае

11

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

Урок развития умений

и навыков

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов

Справочники, энциклопедии, периодические

издания для детей

Тетрадь,

с. 16.

Творческое задание


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

1

Урок закрепления изученного

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Справочники, энциклопедии

Задание № 3 на с. 41 учебника

13

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

Урок закрепления изученного

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника

14

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

1

Урок развития умений

и навыков

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Стихи для детей поэтов XVII в.

Савватия

Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия

15

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка

Стихи для детей поэтов XVII в.

Симеона Полоцкого, Кариона Истомина

Выучить наизусть любое стихотворение


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2 (20 минут)

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы

Задание № 4 по тетради для чтения

17

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

Урок обобщения изученного

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: пересказ прочитанного

Предисловие. Послесловие

18-

19

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

2

Уроки повторения изученного

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий контроль: выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение

Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)

Задание № 4 в тетради, с. 30

21

22

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Сочинение в духе

Нравоучительной статьи

2

Урок развития умений

и навыков.

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст

с пословицами

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Периодическая печать: детские журналы

Выразительно читать одну из статей

Н. И. Новикова.

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31)

22

23

Детские стихи

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

2

Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Текущий контроль: пересказ по плану

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 (20 минут)

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: проверочная работа

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)

25

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Тематический контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Продолжить чтение понравившихся книг


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 3. Детская литература XIX века (38 часов)

26

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль

Басня, ее особенности

(сюжет, герои, сценичность)

Подготовить рассказ об

И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню

27

Обобщение. Басни И. А. Крылова

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

Текущий контроль: чтение басни наизусть

Место произведения в истории русской детской литературы

Проиллюстрировать басню

И. А. Крылова

28

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок развития умений

и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать до конца 1-ю часть

29

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

Текущий контроль: выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Найти другие сказки этого автора


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: творческий пересказ

Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план

с помощью учителя

Прочитать сказку

А. Погорельского целиком

30

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

1

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,

В. А. Жуковский

Текущий контроль: краткий пересказ

Н. В. Гоголь

Подготовить рассказ об

А. С. Пушкине

32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Урок развития знаний

и умений

Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Текущий контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией

с. 118–126, самостоятельно читать


.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Урок развития знаний

и умений

Понимание содержания литературного произведения

Текущий: выразительное чтение сказки. Прогнозировать содержание сказки по иллюстрации

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах

с. 127–132, самостоятельно читать


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

Урок обобщения изученного

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

– различать жанры художественной литературы

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Найти и прочитать сказку

Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек»)

35

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персо-наж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Характер героя, его поступки, их мотивы

Выучить наизусть отрывок

из сказки

В. А. Жуковского

36

Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и

В. А. Жуковского (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть

Наблюдение над языком художественных произведений

Найти и про-читать сказ-ку В. Одоевского «Городок в табакерке»

37

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

1

Урок развития умений

и навыков

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

В. Даль. Сказки и игры для детей

Прочитать любую сказку в обработке В. Даля

38

Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание

В. И. Далю)

1

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

Тематический контроль: творческая работа

В. Даль. Сказки и игры для детей


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

39

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Краткий пересказ, задание 3

на с. 163 учебника

40

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»

1

Урок обобщения изученного

Жанры. Главная мысль

Текущий контроль: краткий пересказ текста

Задания-размышления в тетради

41

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе,

его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)

1

Урок обобщения изученного

Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Прочитать: рассказ

А. П. Чехова; воспоминание

И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым»

42

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встре-че Сережи

с весной,

со сказкой


.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

43

Поэты XIX века

о природе. Стихи

А. Толстого,

А. Плещеева

1

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий кон-троль: чтение отрывка наизусть

Любое стихотворение выучить наизусть

44

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

1

Урок закрепления изученного

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию

45

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Текущий контроль: выразительное чтение

Написать этюд «Летний дождь»

46

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана

Выучить наизусть отрывок

из стихотворения

47

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

1

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука»

Л. Н. Толстого

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

Ответить

на вопросы

1–3 в учебнике на с. 190


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

48

Проверка техники чтения.

(I полугодие)

1

Урок контроля и коррекции

Правильное, сознательное и выразительное чтение

Итоговый: чтение текста вслух и про себя

Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя –

115–120 слов

49

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»

1

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Текущий контроль: чтение по ролям

Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уезд-ный город»

50

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

2

Уроки повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Текущий контроль: чтение по ролям

Самостоятельно читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

51

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому

1

Урок повторения изученного

Связной рассказ. Элементы

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Тематический контроль: творческая работа

Сочинение на заданную тему

Дописать сочинение

52

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок повторения изученного

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Тематический контроль: выявление художественных средств

Деление текста на части. Составление плана

Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

53

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок развития знаний

и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение

Подробный, сжатый, выборочный пересказ

Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома

54

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок обобщения изученного

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Тематический контроль: творческий пересказ

Работа над образом литературного героя

Выполнить задания

в тетради

55

Обобщение. Проверочная работа

№ 5 по разделу «Детская литература XIX века»

(20 минут)

1

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

Тематический контроль: выполнение проверочной работы


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56

Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей

1

Урок обобщения изученного

Произведения А. П. Че-хова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Воспри-ятие и понимание эмоционально-нравст-венных переживаний

Уметь:

– выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова;

– охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;

– выразительно читать (пересказывать)

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение текстов по выбору:

Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель»

Раздел 4. Детская литература XX века (35 часов)

57

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

1

Урок развития знаний

и умений

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради)

58

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

1

Урок повторения изученного

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ

Текущий контроль: толкование слов и словосочетаний

 Повествование от первого лица. Творческие пересказы

Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

59

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

1

Урок обобщения изученного

Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Тематичес-кий контроль: индивидуальный опрос; написание отзывов

Произведения:

Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко

Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской

60

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год

1

Урок введения новых знаний

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя

Прочитать рассказ Б. Житкова,

с. 36–42

61

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить рассказ о

морском капитане;

выполнить задания

в тетради


.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

62

К. Чуковский «Серебряный герб»

(глава 1). Телефон

1

Урок повторения изученного

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: пересказ текста

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить пересказ текста, с. 44–49

63

Д. Хармс, Владимирский,Введенский

стихи

1

Урок повторения изученного

Жанр произведения:

стихотворение.

Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль

в понимании произведения

Текущий контроль: выборочный пересказ текста

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему

Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53

64

Внеклассное чтение.

Современные чудаки

1

Урок применения знаний, умений, навыков

Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение

Тематический контроль: индивидуальный опрос

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

65

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения

– использовать статьи литературных критиков;

– участвовать в обсуждении текстов;

– объяснить смысл названия путешествия;

Текущий контроль: чтение наизусть стихотворения

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста

с. 58–59, читать.

Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке

66

Е. Шварц «Два брата»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: выразительное чтение сказки

Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

67

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Текущий: литературный диктант; фронтальный и индивидуальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Выполнить задание в тетради,

с. 76

68

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

1

Урок развития умений

и навыков

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный опрос

Смысловые связи частей текста. Составление простого плана

Отвечать

на вопросы в учебнике,

с. 85

69

А. Н. Толстой «Фофка»

1

Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения

Рассказать о своем воображаемом герое

70

А. Н. Толстой

«Кот – сметанный рот»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа

Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям

Выучить наизусть любой фрагмент

71

М. Пришвин «Изобретатель»

1

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану

Пересказ текста от

3-го лица


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

72

С. Я. Маршак «Сила жизни»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

Текущий контроль: фронтальный опрос, самостоятельная работа

Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы

Выполнить задания в тетради на с. 79

73

С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

1

Урок повторения изученного

Особенности творчества С. Я. Маршака

Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному

Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака

74

Обобщение. Проверочная работа

№ 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10)

(20 минут)

1

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

Особенности творчества писателей XX в.

Тематический контроль: проверочная работа

Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов»


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

75

Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)

1

Урок обобщения изученного

Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Тематический контроль: индивидуальный опрос

Читать юмористические рассказы

76

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке,

и о Симе, который тонкий

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: самостоятельное выполнение заданий

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительно читать сказку В. Маяковского

77

Ю. Олеша «Кукла

с хорошим аппетитом»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Ознакомление

с историей

создания литературного произведения

Прочитать

3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

78

Ю. Олеша «Кукла

с хорошим аппетитом»

1

Урок обобщения изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Текущий: фронтальный опрос, стилистический эксперимент

Установление смысловых связей частей текста. План

Ответить

на вопросы, с. 128

79

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 минут)

1

Урок-практикум

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:

– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

Тематический контроль: практическая работа

Приемы работы с текстом

с. 128–130, выразительно читать

Раздел 5.  Детская литература 30–50-х годов (10 часов)

80

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление

о книге.

Уметь: 

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

Текущий контроль: фронтальный опрос

Биографические сведения о жизни А. Гайдара

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара

81

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного про-изведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа

Исторические приметы времени создания повести

Прочитать 3 и 4-ю части текста


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

82

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок обобщения изученного

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Текущий контроль: фронтальный опрос

Выучить наизусть отрывок

из текста

83

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

Урок усвоения новых знаний

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения

Задание 5, с. 156 учебника

83

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Текущий контроль: пересказ

Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя

Подробный пересказ

84

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

В. Драгунского,

Ю. Сотника

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

Читать рассказы и сти-хи В. Голяв-кина, И. Пи-воваровой.

О. Кургузова


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

Н. Носова

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

85

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение

Текущий контроль: фронтальный опрос

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

Раздел 4. Детская литература 60–90-х годов (21 час)

86

Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Бла-гининой, Б. Заходера, Ю. Коринца

1

Урок усвоения новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Средства художественной выразительности

Выучить наизусть любое стихотворение

87

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Жанр: небылица

Знать:

– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;

Текущий: чтение стихотворения наизусть

Различие жанров произведений

Выучить наизусть любое стихотворение


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

– авторов и их произведения данного периода.

Уметь:

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

– определять авторские особенности;

– выполнять различные виды чтения:

выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

– импровизировать произведения;

– размышлять о творчестве поэтов;

– рассказывать об авторах произведений;

– создавать собственные миниатюры

Текущий: чтение наизусть стихотворения

Средства художественной выразительности

Выразительное чтение стихотворений

88

Стихи С. Чёрного, В. Долиной

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворений

Средства художественной выразительности

Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цы-ферова

89

Стихи Н. Матвеевой

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос

Средства художественной выразительности

Выучить на-изусть одно из стихотворений

Н. Матвеевой

90

Внеклассное чтение. Любимые стихи

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Сведения об авторе. Средства выразительности

Подготовиться к уроку-отче-ту. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях

91

Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотво-рению Н. Матвеевой «Лето» (40 минут)

1

Урок-практикум

Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного

Тематический контроль: практическая работа

Выделение языковых средств художественной выразительности


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

92

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

(20 минут)

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Жанры. Герои произведений

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Тематический кон-троль: проверочная работа

Произведения XX в. для детей, их авторы

93

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Урок закрепления изученного

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:

– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

Текущий контроль: творческая работа

Место произведения в истории русской детской литературы

Прочитать картины

3–5

94

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос

Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать сказку, выполнить рисунки

с изображением цветка

95

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ

о своих впечатлениях о произведении

Текущий контроль: фронтальный опрос, инсценировка

Особенности создания образов в пьесе

Выучить роли к ин-сценировке


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

96

97

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

2

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Текущий контроль: фронтальный опрос.

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

98

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

1

Урок повторения изученного

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Выразительное чтение стихотворений

99

Проверка техники чтения за II полугодие

1

Урок контроля и коррекции

Итоговый контроль: техника чтения

Темп чтения вслух – 85–90 слов, про себя – от 100–140 слов

100

Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» (40 минут)

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Итоговый контроль: проверочная работа

Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – пред-ставителей этих этапов


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

100

Эпилог. Письмо

к читателям

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выразительное чтение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

Тематический контроль: фронтальный опрос

Пролог и эпилог в художественном произведении

Оформить письмо рисунками

101

Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать

1

Урок применения знаний, навыков и умений

Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный)

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Итоговый: инсценировки, отчет о работе групп

Изучить список литературы для чтения летом

102

Путешествие

по «океану света»

1

Урок-игра

Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение

Тематический контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в  неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс

Календарно - тематическое планирование уроков литературного   чтения 2 класс УМК  "Перспектива"...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...