Развернутое календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Развернутое календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_2100_tem_plan_po_lit_chteniyu_4_klass.docx | 98.18 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником | 1 | Урок повторения | Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов | Пролог в художественном произведении | Устное сочинение «Мое путешествие в … век» | |||
Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (8 часов) | ||||||||||
2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий | 1 | Урок повторения изученного | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Текущий контроль: устный рассказ | Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности | Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира | ||
3 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Урок повторения изученного | Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть | Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть | Нарисовать свой город будущего | ||||
Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста | Текущий контроль: рассказ о городе будущего |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
4 | Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести | 1 | Урок обобщения изученного | Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Текущий контроль: выразительное чтение 4-й части | Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести | Творческий пересказ на тему «Урок математики» | ||
5 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | 1 | Урок введения новых знаний | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности | Текущий контроль: творческий пересказ | Самостоятельно осмысливать заглавие произведения | Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок | |||
6 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1 (20 минут) | 1 | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения | Тематический контроль: выполнение проверочной работы | Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог | ||||
7 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках | 1 | Урок обобщения изученного | Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов | Тематический контроль: краткий пересказ | Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией | Продолжить чтение понравившихся произведений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
8 | Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях | Тематический контроль: творческая работа | Письменная творческая работа на заданную тему | Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель» | |||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20 часов) | ||||||||||
9 | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 1 | Урок введения новых знаний | Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Осмысление цели чтения. История детской литературы | Выучить один текст наизусть | |||
10 | «Повесть временных лет». Расселение славян | 1 | Урок введения новых знаний | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий контроль: чтение текста наизусть | Отрывки из русской летописи | Составить «летопись» о своем крае | |||
11 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | 1 | Урок развития умений и навыков | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного | Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Тетрадь, с. 16. Творческое задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | 1 | Урок закрепления изученного | Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера | Текущий контроль: выразительное чтение текста | Справочники, энциклопедии | Задание № 3 на с. 41 учебника | |||
13 | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | 1 | Урок закрепления изученного | Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных | Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника | ||
14 | Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия | 1 | Урок развития умений и навыков | Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Текущий контроль: выразительное чтение текста | Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия | Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия | |||
15 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | 1 | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций | Текущий контроль: выразительное чтение отрывка | Стихи для детей поэтов XVII в. Симеона Полоцкого, Кариона Истомина | Выучить наизусть любое стихотворение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 (20 минут) | 1 | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа | Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги | Тематический контроль: выполнение проверочной работы | Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы | Задание № 4 по тетради для чтения | ||
17 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | 1 | Урок обобщения изученного | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Тематический контроль: пересказ прочитанного | Предисловие. Послесловие | |||
18- 19 | С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | 2 | Уроки повторения изученного | Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Текущий контроль: выразительное чтение повести. Рассказ о герое книги | Автобиографическое произведение | Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» | 1 | Урок введения новых знаний | Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение | Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары) | Задание № 4 в тетради, с. 30 | |||
21 22 | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Сочинение в духе Нравоучительной статьи | 2 | Урок развития умений и навыков. Урок закрепления изученного | Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи | Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Уметь: – сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами | Текущий контроль: выразительное чтение статьи | Периодическая печать: детские журналы | Выразительно читать одну из статей Н. И. Новикова. Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31) | ||
22 23 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | 2 | Урок введения новых знаний | Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | Текущий контроль: пересказ по плану | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
24 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 (20 минут) | 1 | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Связный рассказ о прочитанном | – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Тематический контроль: проверочная работа | Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары) | |||
25 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | Урок обобщения изученного | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности | Тематический контроль: краткий пересказ | Характер героя, его поступки и их мотивы | Продолжить чтение понравившихся книг |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 3. Детская литература XIX века (38 часов) | ||||||||||
26 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | 1 | Урок введения новых знаний | Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Текущий контроль | Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность) | Подготовить рассказ об И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню | ||
27 | Обобщение. Басни И. А. Крылова | 1 | Урок обобщения изученного | Выразительное чтение. Средства художественной выразительности | Текущий контроль: чтение басни наизусть | Место произведения в истории русской детской литературы | Проиллюстрировать басню И. А. Крылова | |||
28 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | 1 | Урок развития умений и навыков | Различие жанров произведений. Осознанное чтение | Характер героя, его поступки и их мотивы | Дочитать до конца 1-ю часть | ||||
29 | А. Погорельский «Черная курица» | 1 | Урок закрепления изученного | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; | Текущий контроль: выразительное чтение | Характер героя, его поступки и их мотивы | Найти другие сказки этого автора |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Текущий контроль: творческий пересказ | Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя | Прочитать сказку А. Погорельского целиком | |||||||
30 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой | 1 | Урок введения новых знаний | Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский | Текущий контроль: краткий пересказ | Н. В. Гоголь | Подготовить рассказ об А. С. Пушкине | |||
32 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | 1 | Урок развития знаний и умений | Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей | Текущий контроль: краткий пересказ | Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | с. 118–126, самостоятельно читать |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
33 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | 1 | Урок развития знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения | Текущий: выразительное чтение сказки. Прогнозировать содержание сказки по иллюстрации | Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах | с. 127–132, самостоятельно читать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
34 | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | 1 | Урок обобщения изученного | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль | – различать жанры художественной литературы | Самостоятельно осмысливать заглавие произведения | Найти и прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек») | |||
35 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | Урок повторения изученного | Сюжет, герой-персо-наж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Характер героя, его поступки, их мотивы | Выучить наизусть отрывок из сказки В. А. Жуковского | ||||
36 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение) | 1 | Урок обобщения изученного | Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть | Наблюдение над языком художественных произведений | Найти и про-читать сказ-ку В. Одоевского «Городок в табакерке» | ||
37 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | 1 | Урок развития умений и навыков | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка | В. Даль. Сказки и игры для детей | Прочитать любую сказку в обработке В. Даля | ||||
38 | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | 1 | Урок развития связной речи | Создание небольших письменных ответов по прочитанному | Тематический контроль: творческая работа | В. Даль. Сказки и игры для детей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
39 | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | 1 | Урок закрепления изученного | Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них | – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Краткий пересказ, задание 3 на с. 163 учебника | ||||
40 | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» | 1 | Урок обобщения изученного | Жанры. Главная мысль | Текущий контроль: краткий пересказ текста | Задания-размышления в тетради | ||||
41 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века) | 1 | Урок обобщения изученного | Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация) | Прочитать: рассказ А. П. Чехова; воспоминание И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым» | |||||
42 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | 1 | Урок повторения изученного | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; | Текущий контроль | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встре-че Сережи с весной, со сказкой |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
43 | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева | 1 | Урок закрепления изученного | Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Текущий кон-троль: чтение отрывка наизусть | Любое стихотворение выучить наизусть | |||
44 | Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе | 1 | Урок закрепления изученного | Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения | Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть | Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию | ||||
45 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | Урок закрепления изученного | Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер | Текущий контроль: выразительное чтение | Написать этюд «Летний дождь» | ||||
46 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | Урок повторения изученного | Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана | Выучить наизусть отрывок из стихотворения | |||||
47 | Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги | 1 | Урок развития знаний и умений | Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; | Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть | Ответить на вопросы 1–3 в учебнике на с. 190 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
48 | Проверка техники чтения. (I полугодие) | 1 | Урок контроля и коррекции | Правильное, сознательное и выразительное чтение | Итоговый: чтение текста вслух и про себя | Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя – 115–120 слов | ||||
49 | К. Д. Ушинский «Столица и губернский город» | 1 | Урок закрепления изученного | Главная мысль. Жанр. Элементы | Текущий контроль: чтение по ролям | Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уезд-ный город» | ||||
50 | К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» | 2 | Уроки повторения изученного | Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом | Текущий контроль: чтение по ролям | Самостоятельно читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
51 | К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому | 1 | Урок повторения изученного | Связной рассказ. Элементы | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Тематический контроль: творческая работа | Сочинение на заданную тему | Дописать сочинение | ||
52 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | Урок повторения изученного | Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану | Тематический контроль: выявление художественных средств | Деление текста на части. Составление плана | Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста | |||
53 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | Урок развития знаний и умений | Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Текущий контроль: осознанное выразительное чтение | Подробный, сжатый, выборочный пересказ | Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома | |||
54 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | Урок обобщения изученного | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Тематический контроль: творческий пересказ | Работа над образом литературного героя | Выполнить задания в тетради | |||
55 | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 минут) | 1 | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | Тематический контроль: выполнение проверочной работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
56 | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей | 1 | Урок обобщения изученного | Произведения А. П. Че-хова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Воспри-ятие и понимание эмоционально-нравст-венных переживаний | Уметь: – выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова; – охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений; – выразительно читать (пересказывать) | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение текстов по выбору: Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель» | |||
Раздел 4. Детская литература XX века (35 часов) | ||||||||||
57 | Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской | 1 | Урок развития знаний и умений | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Текущий контроль | Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» | Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради) | ||
58 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) | 1 | Урок повторения изученного | Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ | Текущий контроль: толкование слов и словосочетаний | Повествование от первого лица. Творческие пересказы | Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
59 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков | 1 | Урок обобщения изученного | Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Тематичес-кий контроль: индивидуальный опрос; написание отзывов | Произведения: Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко | Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской | ||
60 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год | 1 | Урок введения новых знаний | Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Текущий контроль: фронтальный опрос | Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя | Прочитать рассказ Б. Житкова, с. 36–42 | |||
61 | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | 1 | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Подготовить рассказ о морском капитане; выполнить задания в тетради |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
62 | К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон | 1 | Урок повторения изученного | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий контроль: пересказ текста | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Подготовить пересказ текста, с. 44–49 | |||
63 | Д. Хармс, Владимирский,Введенский стихи | 1 | Урок повторения изученного | Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Текущий контроль: выборочный пересказ текста | Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему | Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53 | |||
64 | Внеклассное чтение. Современные чудаки | 1 | Урок применения знаний, умений, навыков | Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение | Тематический контроль: индивидуальный опрос | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
65 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» | 1 | Урок закрепления изученного | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения | – использовать статьи литературных критиков; – участвовать в обсуждении текстов; – объяснить смысл названия путешествия; | Текущий контроль: чтение наизусть стихотворения | Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста | с. 58–59, читать. Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке | ||
66 | Е. Шварц «Два брата» | 1 | Урок повторения изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Текущий контроль: выразительное чтение сказки | Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль | Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
67 | Е. Шварц «Два брата» (обобщение) | 1 | Урок обобщения изученного | Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ | – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Текущий: литературный диктант; фронтальный и индивидуальный опрос | Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план | Выполнить задание в тетради, с. 76 | ||
68 | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» | 1 | Урок развития умений и навыков | Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий контроль: фронтальный опрос | Смысловые связи частей текста. Составление простого плана | Отвечать на вопросы в учебнике, с. 85 | |||
69 | А. Н. Толстой «Фофка» | 1 | Урок повторения изученного | Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Текущий контроль: фронтальный опрос | Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения | Рассказать о своем воображаемом герое | |||
70 | А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» | 1 | Урок повторения изученного | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа | Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям | Выучить наизусть любой фрагмент | |||
71 | М. Пришвин «Изобретатель» | 1 | Урок повторения изученного | Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа | Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану | Пересказ текста от 3-го лица |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
72 | С. Я. Маршак «Сила жизни» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания прочитанного | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; – выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений | Текущий контроль: фронтальный опрос, самостоятельная работа | Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы | Выполнить задания в тетради на с. 79 | ||
73 | С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор | 1 | Урок повторения изученного | Особенности творчества С. Я. Маршака | Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос | Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному | Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака | |||
74 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) (20 минут) | 1 | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | Особенности творчества писателей XX в. | Тематический контроль: проверочная работа | Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
75 | Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) | 1 | Урок обобщения изученного | Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение | Тематический контроль: индивидуальный опрос | Читать юмористические рассказы | |||
76 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Текущий контроль: самостоятельное выполнение заданий | Характер героя, его поступки и мотивы | Выразительно читать сказку В. Маяковского | |||
77 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения | Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть | Ознакомление с историей создания литературного произведения | Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
78 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | Урок обобщения изученного | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Текущий: фронтальный опрос, стилистический эксперимент | Установление смысловых связей частей текста. План | Ответить на вопросы, с. 128 | |||
79 | Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 минут) | 1 | Урок-практикум | Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов | Уметь: – выделять ключевые фразы, мысли при чтении; – комментировать прочитанное | Тематический контроль: практическая работа | Приемы работы с текстом | с. 128–130, выразительно читать | ||
Раздел 5. Детская литература 30–50-х годов (10 часов) | ||||||||||
80 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа | Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь: – относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; | Текущий контроль: фронтальный опрос | Биографические сведения о жизни А. Гайдара | Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара | ||
81 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» | 1 | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного про-изведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа | Исторические приметы времени создания повести | Прочитать 3 и 4-ю части текста |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
82 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» | 1 | Урок обобщения изученного | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию | – характеризовать героев; – участвовать в обобщающей беседе по вопросам | Текущий контроль: фронтальный опрос | Выучить наизусть отрывок из текста | |||
83 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста | Текущий контроль: чтение отрывка наизусть | Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения | Задание 5, с. 156 учебника | |||
83 | В. Драгунский «Что любит Мишка?» | 1 | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | Текущий контроль: пересказ | Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя | Подробный пересказ | ||
84 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника | 1 | Урок применения знаний, умений и навыков | Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного | Текущий контроль: индивидуальный опрос | Юмористический рассказ. Сведения об авторе | Читать рассказы и сти-хи В. Голяв-кина, И. Пи-воваровой. О. Кургузова |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н. Носова | 1 | Урок применения знаний, умений и навыков | Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного | – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Текущий контроль: индивидуальный опрос | Юмористический рассказ. Сведения об авторе | ||||
85 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | Урок повторения изученного | Жанр: стихотворение | Текущий контроль: фронтальный опрос | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Выучить наизусть сатирическое стихотворение | |||
Раздел 4. Детская литература 60–90-х годов (21 час) | ||||||||||
86 | Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Бла-гининой, Б. Заходера, Ю. Коринца | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи | Знать произведения классиков детской поэзии | Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть | Средства художественной выразительности | Выучить наизусть любое стихотворение | ||
87 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | 1 | Урок повторения изученного | Выразительное чтение. Жанр: небылица | Знать: – отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов; | Текущий: чтение стихотворения наизусть | Различие жанров произведений | Выучить наизусть любое стихотворение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | 1 | Урок повторения изученного | Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи | – авторов и их произведения данного периода. Уметь: – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; – определять авторские особенности; – выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; – импровизировать произведения; – размышлять о творчестве поэтов; – рассказывать об авторах произведений; – создавать собственные миниатюры | Текущий: чтение наизусть стихотворения | Средства художественной выразительности | Выразительное чтение стихотворений | |||
88 | Стихи С. Чёрного, В. Долиной | 1 | Урок повторения изученного | Жанр: стихотворение. Выразительное чтение | Текущий контроль: выразительное чтение стихотворений | Средства художественной выразительности | Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цы-ферова | |||
89 | Стихи Н. Матвеевой | 1 | Урок повторения изученного | Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос | Средства художественной выразительности | Выучить на-изусть одно из стихотворений Н. Матвеевой | |||
90 | Внеклассное чтение. Любимые стихи | 1 | Урок применения знаний, умений и навыков | Жанр: стихотворение. Выразительное чтение | Текущий контроль: индивидуальный опрос | Сведения об авторе. Средства выразительности | Подготовиться к уроку-отче-ту. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях | |||
91 | Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотво-рению Н. Матвеевой «Лето» (40 минут) | 1 | Урок-практикум | Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного | Тематический контроль: практическая работа | Выделение языковых средств художественной выразительности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
92 | Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» (20 минут) | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений | Жанры. Герои произведений | Знать произведения классиков детской поэзии. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Тематический кон-троль: проверочная работа | Произведения XX в. для детей, их авторы | |||
93 | С. Козлов «Снежный цветок» | 1 | Урок закрепления изученного | Понимание содержания произведения: тема, главная мысль | Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь: – анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе | Текущий контроль: творческая работа | Место произведения в истории русской детской литературы | Прочитать картины 3–5 | ||
94 | С. Козлов «Снежный цветок» | 1 | Урок закрепления изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Текущий контроль: фронтальный опрос | Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы | Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка | |||
95 | С. Козлов «Снежный цветок» | 1 | Урок повторения изученного | Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении | Текущий контроль: фронтальный опрос, инсценировка | Особенности создания образов в пьесе | Выучить роли к ин-сценировке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
96 97 | Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления изученного | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Текущий контроль: фронтальный опрос. Текущий контроль: индивидуальный опрос | Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям | Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле» | ||
98 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | 1 | Урок повторения изученного | Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Уметь: – читать выборочно, цитировать текст; – замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора | Текущий контроль: фронтальный опрос | Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям | Выразительное чтение стихотворений | ||
99 | Проверка техники чтения за II полугодие | 1 | Урок контроля и коррекции | Итоговый контроль: техника чтения | Темп чтения вслух – 85–90 слов, про себя – от 100–140 слов | |||||
100 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» (40 минут) | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений | Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы | Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы | Итоговый контроль: проверочная работа | Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – пред-ставителей этих этапов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
100 | Эпилог. Письмо к читателям | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выразительное чтение | Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» | Тематический контроль: фронтальный опрос | Пролог и эпилог в художественном произведении | Оформить письмо рисунками | ||
101 | Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать | 1 | Урок применения знаний, навыков и умений | Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный) | Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг | Итоговый: инсценировки, отчет о работе групп | Изучить список литературы для чтения летом | |||
102 | Путешествие по «океану света» | 1 | Урок-игра | Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение | Тематический контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"...
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...