Цикл уроков по творчеству В,Г.Сутеева
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Гусева Галина Александровна

Представлены разработки интегрированных уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 1 классе по сказкам В.Г.Сутеева. Материал может быть интересен учителям начальных классов и изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл интегрированных  внеклассных занятий по творчеству В.Г. Сутеева. 1 класс.

Цель занятий:

- пробуждать и поддерживать интерес к книге и чтению;

Задачи:

     -познакомить с творчеством В.Г. Сутеева;

     -учить обращать внимание и рассматривать иллюстрации в книге;

- выявлять первичное восприятие, расширять читательский опыт детей;

- учить характеризовать героев сказки;

    - учить выражать свое отношение к положительным, отрицательным героям;

- формировать понятие о дружбе, доброте, находчивости;

-развивать творчество, фантазию.

Уроки проводятся в декабре.  В заключение проводится сутеевская ёлка.

К ней дети готовят поделки, рисунки, костюмы.

После 1 урока начинается переписка с Дедом Морозом. Дети получают от Деда Мороза письмо.

«Дорогие ребята! Я узнал, что вы знакомитесь с рисунками и сказками В. Г.Сутеева и я очень рад этому, так как я его очень - очень люблю. Я нарисовал вам два его рисунка. Напишите мне, для чего цыплёнку понадобился листочек, и из какой сказки прибежал ёжик. Письма отдавайте своей учительнице.

                                 Дед Мороз».

На листах бумаги нарисованы цыплёнок с листочком в клюве и ёж, заяц и ворона  с яблоком.

 

Аналогично составляются ещё несколько писем по сказкам В.Г. Сутеева. На Новый год Дед Мороз обыгрывает письма, рисунки, награждает всех участников переписки.

                       Занятие 1.  Тема «В.Г. Сутеев – писатель»

Цель

1.Познакомить детей с творчеством В. Г. Сутеева.

      Задачи:

Образовательные: учить слушать и высказывать свою точку зрения, учить правильному,  выразительному  чтению;  

Развивающие: развивать речь учащихся, память, развивать творческие и способности.

Воспитательные:  формировать умение  сравнивать героев сказки и их поступки, побуждать детей проявлять чувства взаимовыручки, трудолюбия и доброты.

Учебный материал:

  1. Презентация к уроку
  2. Компьютер, проектор
  3. Распечатка сказки В.Г. Сутеева «Петух и краски»
  4. Листы бумаги у каждого, раскраска «Петух, цветные карандаши
  5. выставка книг  В. Сутеева.

Ход занятия.

1. Организационный  момент. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2 Актуализация знаний. Обозначение темы урока  Слайд2

Сегодня  наш занятие будет посвящён творчеству одного  очень необычного человека.  Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаетезагадки и найдёте в загадках нужные буквы.

-Кто  разносит  новости  по  лесу?   (сорока) Назовите 1 букву в слове

-О  ком  говорят,  трудолюбивый  как  …   уравей). Назовите 2 букву в слове.

-Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать.    (утёнок) Назовите 2 букву в слове.

-Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка.   (снеговик) Назовите 3 букву в слове.

-В  чём  приносит  Дед Мороз  подарки  детям?  ешок) Назовите 2 букву в слове.

-Он зимой в берлоге спит,  потихонечку храпит.

 А проснется, ну реветь,   Как зовут его -    (медведь). Назовите 4 букву в слове.

- Прочтите  слово,  которое  получилось.   (Сутеев)

3.Работа над аппаратом книги.

-Да, сегодня мы начнём знакомство с творчеством В.Г. Сутеева. Но прежде чем говорить о нём, мне хотелось бы поиграть в книжный магазин. Я – продавец, вы – покупатели. Посмотрите, какие книжки у меня продаются.

Детям предлагается рассмотреть  выставку книг разных писателей, жанров. Книги разные по толщине, со «слепыми обложками, в том числе и книги с яркими обложками Сутеева.

-Вы пришли в книжный магазин с мамой, и мама разрешила вам купить любую книгу. Какую книгу  вы выберите, почему?

Многие дети выбирают книги Сутеева.

-Чем вас привлекли эти книги? (они с яркими картинками)

-Правильно. Значит, первый, кто вас привлекает в книжке – это художник, который рисует иллюстрации в книжке. Такой художник называется иллюстратором.  Слайд 3, 4.

-А кто ещё делает книжки?  Кто самый главный? Правильно, самый главный человек – это писатель. Фамилия писателя всегда пишется над названием книжки на обложке и на титульном листе. А что такое титульный лист? (Титульный лист, титул (от лат. titulus — надпись, заглавие), начальная страница (страницы) книги, на которой помещаются основные выходные сведения (название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.). Слайд 5.

 Показать детям, где пишется фамилия автора книги. Взять разные книги. Попросить показать и прочитать  фамилию автора в разных книгах.

-Фамилия художника пишется в разных местах книги: иногда на обратной стороне титульного листа, иногда под названием или даже на самой последней странице. (Показ)

-Назовите фамилии писателей, которых вы знаете (считаем)

-Вот как много. А теперь назовите фамилии художников, которые рисовали картинки в ваших любимых книжках…. Что же получается? Художники, которые рисуют картинки, первыми привлекают наше внимание, а вы его не знаете. Давайте же сегодня начнём с ними знакомиться.

Повторим, картинки в книгах называются иллюстрациями, а  художник, который рисует иллюстрации – художник – иллюстратор. Как же фамилия художника, который нарисовал иллюстрации в понравившихся вам книжках? (Сутеев). Слайд 6

-Прежде, чем начать рассматривать ещё одну интересную книжку, мы немножко отдохнём.

4.  Физкультминутка. Слайд 7

Ёжик шёл, шёл, шёл.                                                                                                         И грибок нашёл.                                                                                                            Раз - грибок, два –  грибок,                                                                                          Положил их в кузовок.

5.Закомство с книгой В.Г.Сутеева «Сказки». Слайд 8.

-Посмотрите, какую интересную книжку я вам покажу.

Учитель демонстрирует  книгу В. Г. Сутеева «Сказки». Фамилия автора расположена выше названия книги.

-Прочитайте. А ведь мы только что говорили, что Сутеев – художник. Даже на доске записали. Может быть, мы ошиблись?

 -Посмотрите, кто рисовал в этой книге картинки. Прочитайте. ( рисунки автора).

-Рисовал тоже В.Г. Сутеев. Вот какой это интересный человек! Он и художник, и писатель одновременно. Очень весёлый художник и добрый писатель. Все вы хорошо знаете его сказки, но не все знают, кто их написал. Давайте попробуем их вспомнить. Поднимите руки, кто знает сказку про цыплёнка и утёнка. А сказку «Кто сказал мяу». Посмотрите на иллюстрации и скажите, что это за сказки. О чём они. ( Дети вспоминают сказки, содержание, зачитываются небольшие отрывки из сказок). Слайд 9.

-А кто смотрел мультфильм «Кот – рыболов»?

 -Вот видите, вы оказывается, знаете сказки В.Г. Сутеева .

Рассказ учителя о писателе. Слад 10.

Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком, он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине,  пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе. Дети разделили между собой его таланты. Дочь стала врачом, а два сына посвятили себя искусству. Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.  В одном классе с ним училась девочка Соня. Ей очень нравились эти рожицы, а заодно и мальчик, который их рисовал. Когда она выросла, она стала женой Владимира Григорьевича и не было у него друга  и помощника строже и добрей , чем Софья Ивановна. Они вместе жили в Москве и вместе там работали.

Владимир Григорьевич работал очень быстро и весело. Про него говорили, что он пишет сказки правой рукой, а левой рисует. Таким образом, у него заняты обе руки. Он часто встречался с детьми детских садов и школ и на этих встречах часто рисовал им на больших листах бумаги. Причём, чтобы позабавить малышей, он рисовал сразу двумя руками – и правой и левой.

Сначала Сутеев только рисовал малышам картинки, а потом стал придумывать им сказки. А ещё он работал в кино и делал мультфильмы.

6.Знакомство со сказкой «Кот – рыболов» Слайд11.

А сейчас мы посмотрим с вами мультфильм «Кот рыболов» (просмотр).

- А о чём эта сказка? Как вы думаете, что хотел сказать автор этой сказкой, чему он хотел научить? (жадным, ленивым зверям не досталось рыбы, а ещё рыбу надо удить спокойно, в тишине, тогда и улов будет хороший).

Итак, каждой сказкой Владимир Григорьевич учит ребят чему-то хорошему, доброму, умному.    Слайд12.

7. Знакомство со сказкой «Мышонок и карандаш». Слайды 13 и 14.

 Владимир Григорьевич хороший писатель и хороший художник, и он придумывал сказки,  в которых учил ребят рисовать. Сейчас послушайте ещё одну сказку. Называется она «Мышонок и карандаш» (чтение сказки).

-Что вы можете сказать о мышонке? Каким оказался Карандаш?

(мышонок глупенький, испугался нарисованного кота, а карандаш – умный и находчивый, наказал самоуверенного мышонка)

На уроках изобразительного искусства мы часто рисуем животных. Как называют художников, изображающих птиц, зверей, рыб? (анималисты)роках изобразительного искусства мы часто рисуем животных.                                                                    

- А сейчас возьмите листы и мы попробуем нарисовать кошку, как учит художник. Мы тоже будем анималистами.

1.

2.

3.

4.

5.                              

6.

7.

8. Знакомство со сказкой «Петух и краски» Слайды 15, 16, 17.

 Но одного простого карандаша для рисования недостаточно. Прочитаем сказку «Петух и краски».

Чтение сказки, напечатанной на листах. Иллюстрации демонстрируются на экране. Сказка дана в сокращении.

- Что нужно, чтобы рисунки стали яркими, привлекательными? (Краски)

-Кто помог Петуху стать настоящим?  ( Краски, Собака).

-Какой краской надо раскрасить петушку гребешок, грудку, крылышки, хвост.

-Сейчас вы получите листочки с нераскрашенным петушком и дома раскрасите их так, как учит Сутеев.

9. Итог урока.

Чему же  учат сказки В. Сутеева?

( учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат делиться, трудолюбию, доброте)

-Молодцы. Вы все сегодня хорошо поработали. Читайте сказки сами, а также своим младшим братьям и сёстрам, наслаждайтесь иллюстрациями.

10.Рефлексия

Если вам сегодня было интересно, и вы узнали новое, раскрасьте листочек жёлтым или оранжевым цветом, а если было скучно и неинтересно, то пусть ваш листочек будет синим или коричневым. Украсьте своими листиками дерево на лесной полянке.

Петух и краски

Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл.                                      

  - Что ты ходишь такой нераскрашенный? - удивилась Собака.                                       Посмотрел Петух в воду. И верно - Собака правду говорит.                                                      - Не печалься, - сказала Собака, - иди к Краскам: они тебе помогут.                                                                                       Пришел Петух к Краскам и просит:
- Краски, Краски, помогите мне!                                                                                                   - Хорошо, - сказала Красная Краска и раскрасила ему гребешок и бородку.                                                 И Синяя Краска - перышки на хвосте.                                                                                                    Зеленая - крылышки.                                                                                                                                 А Желтая - грудку.                                                                                                                                  - Вот теперь ты настоящий Петух! - сказала Собака.

Информация для учителя.

/Российская государственная детская библиотека: ...Родился он в Москве, в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1947 г. он работал в Детгизе.
Художник многое принес в книжную иллюстрацию из мультипликационного кино; его динамичные, порой с успехом заменяющие текст, рисунки похожи на кадры мультиков; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике.
В детскую литературу В.Г.Сутеев пришел из кино. В прошлом остался институт кинематографии (1928); работа, еще в студенческие годы, над первым рисованным фильмом «Китай в огне» (1924); постановка первого звукового мультфильма «Улица поперек» (1931); студия «Союзмультфильм», где созданы более 30 фильмов, некоторые из них («Петя и Красная шапочка», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки» и др.) были удостоены международных наград. В 1941 г. перед тем, как уйти на фронт, Владимир Григорьевич закончил работу над фильмом «Муха-цокотуха» по сказке К.Чуковского.
В 1952 г. в Детгизе вышла первая книжка «Две сказки про карандаш и краски», где Владимир Григорьевич Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель. К.Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
С тех пор издано немало сутеевских книг: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка» и многие другие. Эти занимательные книжки дают малышу начальные представления об окружающем. Обыкновенная палка у находчивого Ежа становится «палочкой-выручалочкой-наверх-поднималочкой-из-беды-вытягалочкой». И всё это наглядно показано в картинках. С первой книжки проявился их игровой характер (Карандаш, для того чтобы спастись от жадного Мышонка, рисует Кошку). В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины. В.Г.Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки К.Чуковского, «Усатый-полосатый» С.Маршака, «Дядя Стёпа» С.Михалкова, «Веселое лето» В.Берестова.
Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д.Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А.Прейсена «Веселый Новый год», английского писателя Л.Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского).
 Остроумные, веселые добрые книжки В.Г.Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии... 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное занятие по книгам В.Г.Сутеева Презентация подготовлена учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 124 Гусевой Г.А. г.Санкт – Петербург 2012.

Слайд 2

Разгадай слово Кто разносит новости по лесу? (Сорока) О ком говорят, трудолюбивый как … (Муравей) Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утёнок) Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка. (Снеговик) В чём приносит Дед Мороз подарки детям? (Мешок) Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит. А проснется, ну реветь, Как зовут его (Медведь)

Слайд 3

Иллюстрация Рисунок в книге

Слайд 4

Иллюстратор Художник, который рисует иллюстрации

Слайд 5

Титульный лист -начальная страница (страницы) книги

Слайд 6

Владимир Григорьевич Сутеев 1903 – 1993 год

Слайд 7

Физкультминутка Ёжик шёл, шёл, шёл. И грибок нашёл. Раз - грибок, два – грибок, Положил их в кузовок.

Слайд 10

В. Г. Сутеев «Писатель, художник, режиссер и сценарист»

Слайд 11

Кот - рыболов

Слайд 12

Каждой сказкой Владимир Григорьевич учит ребят чему-то хорошему, доброму, умному.

Слайд 13

Мышонок и карандаш

Слайд 14

Мышонок и карандаш

Слайд 15

Петух и краски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру

Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2.      Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3.       Орган...

Конспект занятия по внеурочной деятельности из цикла «Жизнь и творчество великих людей нашей Родины»

Это занятие по внеурочной деятельности предназначено для учеников 4 класа. Занятие проводится в форме игры....

Сценарий урока-викторины по сказке В. Сутеева "Яблоко".

Урок по сказке В.Сутеева "Яблоко" для учащихся 1 класса (с презентацией)....