Методические рекомендации "Как развить интерес ребенка к чтению"
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Данная работа актуальна для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, студентов средних и высших профильных учебных заведений. Содержит в себе некоторые аспекты развития техники чтения по Фёдорову, фрагменты урока литературного чтения в 1 классе, рекомендации по работе с художественным произведением, приемы развития навыка чтения  про себя, а также способы работы с иллюстративным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled0.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоты учится читать по слогам. Однако, это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение. В первоначальном обучении чтению крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения, который достигает ребёнок, овладевший грамотой, - послоговое чтение с темпом в 20-30 слов в минуту. Такой уровень, естественно, не может обеспечить ребёнку глубокое понимание текста при самостоятельном чтении.

Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить тексты, и навык чтения у него будет формироваться сам. При таком подходе навык будет стихийно формироваться долгие годы. Поэтому первостепенная задача учителя -обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся во II - IV классах. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения, т. е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и понимание прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе  овладеть


2

сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 - 100 слов в минуту.

Очевидно, что овладение чтением - процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение -навык общеучебный.

Я тщательным образом пропустила через себя методику профессора Фёдорова который предлагает несколько аспектов для развития, как это не странно, памяти, а уже потом и техники чтения. Я пользуюсь этими приёмами и включаю их в свои уроки.

  1. Жужжащее  чтение.  На уроке  чтения дети  читают  все  вместе
    вполголоса, кто как может. Чтение продолжается 3-4 минуты.
  2. Ежедневные десятиминутки чтения.  Этот приём заимствован из
    методики   монгольских   учителей.    Монгольские   ребята   перед
    каждым уроком читали русскую книгу 5 минут. Я попробовала
    это, но мне стало жаль отрывать от урока математики или урока
    русского языка 5 минут. Поэтому мы читаем каждый день перед
    уроками, т. е. садимся не в 13.00 на урок, в 12.45.
  3. Важна  не  длительность,  а частота  тренировочных  упражнений.
    Урок чтения  строится  таким  образом,  чтобы  была постоянная
    смена   деятельности:   читаем - пересказываем,   читаем - говорим,
    читаем - словесно рисуем и т. д. То есть, память устроена так, что
    запоминается то, что постоянно мелькает перед глазами: то есть,
    то нет.
  4. Чтение перед сном. Доказано, что последние события фиксируются
    эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые человек спит, он

3

находится под их впечатлением.  Ещё 200 лет назад говорили: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий.»

  1. Режим щадящего чтения. Это чтение диафильмов.
  1. Развитие оперативной памяти. Установлено, что развитие техники
    чтения тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Это
    значит, что дочитав предложение до конца, ребёнок забывает его
    начало. Исправить этот недостаток можно с помощью зрительных
    диктантов, разработанных профессорами Федоренко и Зайцевым.
    Они предлагают каждый по 18 наборов таких диктантов, которые
    рассчитаны   на   2 - 2,5 месяца.   Начинаем   писать   диктанты   из
    предложений, состоящих из двух слов, а через 2 - 2,5 месяца дети
    пишут и запоминают предложения из  18 слов, запоминают все
    знаки предложения. Очень эффективный метод!
  2. Каждый день заучивание наизусть. Письмо по памяти на уроках
    русского языка, раз в 10-12 дней изложение.
  3. Чтение вместе с учителем. Это тихое чтение вместе с учителем
    помогает   глазам   двигаться   при   определённом   темпе   чтения,
    заданном учителем. Через 3-4 минуты чтения я предлагаю заново
    перечитать тот же отрывок в том же темпе, но не останавливаю
    детей.   Таким   образом,   они   плавно   переходят   на   чтение
    незнакомого отрывка и продолжают его читать в том же темпе.
    При правильной системе работы, при соблюдении всех этапов и

режима ученики преодолевают рубеж в 120 слов в минуту.

Такой методикой я начинаю пользоваться со 2-ого класса II полугодия. А в 1-ом классе я работаю над развитием речи учащихся и развитием речедвигательного аппарата. Это всевозможные разминки, игры физкультминутки, артикуляционные гимнастики, чтение скороговорок и чистоговорок. Всё это проводится быстро и не занимает много времени: это начало, середина и конец урока по 5 минут. 1. Чтение шёпотом и медленно.


4

Да-да-да -из трубы бежит вода.

До-до-до - а на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та-в нашем классе чистота.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Ло-ло-ло - а на улице тепло. И т. д.

2. Чтение тихо и умеренно: арка - арца, арта - арда, арла - арга, арса - аржа. 3^ Чтение громко и уверенно: гарь - парь - жарь, дверь - зверь - червь

Игры на звукоподражание.

Наша уточка с утра: кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда: га-га-га!

Наша курочка в окно: ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споёт: ку-ка-ре-ку!

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Какая пропущена буква», «Курочка с цыплятами». Например, игра «Курочка с цыплятами».

Чтение по таблице: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней цыплятки - малые ребятки. - Цып, цып, цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла! Прибежал весёлый А,

прочитали дети ... (на). Прибежал задорный О,

прочитали дети ... (но).


5

Прибежал упрямый У,

прочитали дети ... (ну). Прибежал зазнайка Е,

прочитали дети ... (не).

Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи: придумать клички цыплятам, сочинить о них истории.

Игра «Дупло». Вот это дуб, а в нём дупло, Где поселилась буква О. Буква эта гласная, Но дружна с согласными. Желудь «эль» упал в дупло, Прочитали вместе ... (ло). Желудь «эн» упал в дупло, Прочитали вместе ... (но). И т.д.

Разминки.

Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошади поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху): з-з-з-пусть летит!

На уроках чтения во II - IV классах кроме развития навыка чтения необходимо сформировать и другие общеучебные умения: умение пересказывать,   выделять   главную   мысль,   делить   текст   на   части,


6

составлять план и другое. В этот же период дети учатся работать с литературно-художественными произведениями, которые всегда были в центре внимания на уроках чтения, несмотря на то, что традиционно литература как учебный предмет не была в начальной школе. Уроки чтения - это уроки постижения литературно-художественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, уроки, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития. «Уметь читать - это означает - быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира», - отмечает В.А. Сухомлинский. И это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно-внимательное.

Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение про себя. Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным, целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение про себя -это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения про себя не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепочное чтение и шевеление губами, значит ученик ещё не овладел навыками чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают  участие   мышление,   память,   речь,   восприятие,   фантазия,


7

слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слов, развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, то темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности.

Интенсивное развитие навыка чтения учащихся поможет им своевременно овладеть самостоятельной деятельностью при работе с текстом. Вся система работы с художественным произведением также должна быть согласована с уровнем развития навыков чтения. Важно обратить внимание на основные закономерности и специфику художественной литературы. Чтобы литературное произведение дошло до сознания ребёнка, волновало, радовало, доставляло удовольствие, нужно учить детей понимать художественное произведение и отличать художественный текст от нехудожественного и любого другого текста.

Как справедливо отмечал видный психолог О.И. Никифорова, учащиеся начальной школы, да и не только они, не в состоянии отличить ботаническое описание леса, цветов и другое от художественного. Для этого нужно понимать язык художественных произведений. Поэтому при анализе и работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения. Воспитывают не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, который питает активное воображение читателя и открывает ему путь, которым автор пришёл к своим выводам. Конечно, можно дать детям информацию, представление о жадности, дружбе, добре и других человеческих качествах, но эта информация не оставит в душе ребёнка ничего, не затронет ни ума, ни сердца ребёнка так, как сказка или


8

другое поэтическое произведение, в которых живые, сказочные образы героев донесут до ума и сердца ребёнка те же мысли, но уже согретые теплом «живых картин и образов». Способность читателя к переживаниям представляет собой большую ценность в процессе восприятия. Вот почему чтение должно быть настроением подготовленным. Психологи наметили основные этапы восприятия художественных произведений:

  1. подготовка к восприятию (репродукции картин, слово учителя);
  2. первичное эмоциональное восприятие (целостное восприятие текста);
    »   осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка.

Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения возможно только при перечитывании. Перечитывание текста - это тот проём, тот узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.

Работа с художественным произведением, занимая центральную часть урока, должна быть тесно связана с различными видами перечитывания: выборочным, повтором, индивидуальным, групповым и хоровым чтением, «птичьим базаром» и т.д.; и, конечно, выразительным чтением.

Интенсивному развитию навыка могут способствовать и целенаправленные упражнения для обучения детей чтению в определённом темпе, для увеличения «поля чтения». Известно, что восприятие текста при чтении происходит во время пауз, остановки глаз. От количества слов, которое будет воспринято читателем во время остановки, и будет зависеть скорость чтения. Темп чтения зависит также от умения быстро понимать значения слов, словосочетаний    и    предложений.     Учитывая    эти    особенности


9

восприятия текста, учитель по желанию может подобрать систему упражнений на быстрое восприятие слов.

Целенапрвленного внимания требует формирования у детей навыка чтения про себя. Его следует вводить постепенно на небольших текстах или отрывках с обязательной проверкой понимания. Требование взрослых об устранении речедвижений при чтении может нанести ущерб процессу понимания, поэтому чтение про себя лучше начинать с «шепотного» чтения.

Наука о формировании читателя и практика работы в начальной школе с детской книгой объясняют и доказывают, что любого ребёнка сначала нужно научить рассматривать детскую книгу, если учитель хочет её прочитать с детьми, обучая их при этом всем действиям и приёмам, необходимым для квалифицированного чтения. Ведь любая детская книга тем именно и замечательна, что она даёт возможность начинающим читателям самостоятельно и серьёзно настроиться на предстоящее им сложное задание-восприятие того, о чём и как расскажет книга, и на обдумывание воспринятого после чтения в расчёте на себя.

Рассматривание книги до чтения, если оно организовано правильно, - это важнейший приём, определяющий для каждого ученика его личную заинтересованность в том, что ему предстоит читать, и позволяющий ребёнку на пределе своих возможностей подготовиться к предстоящей беседе с книгой, т.е. ещё до чтения возбудить в нём необходимые эмоции, оживить в памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но всё-таки заданный жизнью свой собственный опыт, касающийся того, о чём пойдёт в книге речь. Если же этот этап - этап подготовки к чтению методом чтения-рассматривания - пропустить и использовать детскую книгу только как материал для отработки у младших школьников техники


10

чтения,   никому   и   никогда  данного   запланированного  результата получить не удастся.

При правильной работе  с  книгой и под чутким руководством учителя читательская деятельность учеников качественно меняется:

  1. у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, так как
    они всё время стараются предугадывать то, что им предстоит из
    книги узнать;
  2. в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в
    судьбе героя, а чтение становится серьёзным и толковым, так как
    дети постоянно проверяют себя текстом;
  3. при    этом    у    детей    совершенствуется    читательская    память,
    воображение,  чувство  слова  и  эмоции,  вызванные  интересными
    переживаниями за героев книги;
  4. по ходу чтения у  детей расширяются читательский  кругозор  и
    познавательные интересы, так как им приходится обращаться к
    ряду книг, чтобы объяснить себе и другим или увидеть то новое,
    неведомое, о чём рассказывает книга.

Для того, чтобы навык развивался, его необходимо периодически проверять, не создавая для детей стрессовых ситуаций. Вначале надо приучить детей к текущему контролю, когда каждый читает по очереди предложение или абзац по «коллективкам». Учитель, предварительно разметив текст, отмечает у себя время и количество слов прочитанных учеником.

Решая с детьми на уроках чтения многообразные задачи, учителю следует помнить слова отечественного философа В.Ф. Асмуса о том, что содержание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой, - из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздаётся самим читателем - по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя.


11

Очевидно, чтение художественной литературы - процесс творческий. Таким он должен быть и для младшего школьника - начинающего читателя. Его интерес к книге можно поддерживать и уроками внеклассного чтения, и возрождением традиций семейного чтения.

Другими словами, при такой организации уроков дети действительно учатся читать книги, овладевая элементарной читательской культурой и, укрепляясь в желании её повышать. А для этого и существуют уроки чтения в начальной школе.


Литература.

  1. Журналы «Начальная школа», 2000 - 2001 г.
  2. Климанова Л.Ф., «Обучение чтению в начальных классах».
  3. Кубасова  О.В.,   «Внимание  к  смысловому  аспекту  литературного
    произведения при организации работы над ним».
  4. Волков В.А., «О некоторых приемах обучения навыкам чтения».
  5. Зайцев В.Н., «Резервы обучения чтению».
  6. Пиче-Сол Т.С., «Как читать детские книги на уроках чтения».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить интерес ребёнка к чтению

В презентации предложены советы и рекомендации родителям по воспитанию у ребёнка интереса к чтению...

Как привить интерес ребенка к чтению

Консультационная помощь родителям в воспитании и обучении ребенка в начальных классах....

Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеои...

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению»

laquo;Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению»...

Статья на тему "Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению"

Статья на тему "Роль семьи в развитии интереса ребёнка к чтению"....

Рекомендации родителям "Как привить интерес ребенка к чтению"

Данный материал содержит ряд лайфхаков, которые помогут родителям привить интерес ребенка к чтению....