Такое светлое слово-мама
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Каткова Мирослава Сергеевна

Интегрированный урок для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

« Такое светлое слово – мама» (Интегрированный урок во 2 классе)

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников.

Задачи: Развитие умения эмоционально откликаться на прочитанное, выражать словесно свои мысли, чувства о прочитанном.

Литературный материал: Ю. Яковлев “Мама”, А. Барто “Мама поет”.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок чтения мы посвятим самому дорогому для каждого из нас человеку.
  2. Как вы думаете, кому?
  3. Конечно, маме.
  1. Подготовка к первичному восприятию.
  1. Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и послушали замечательную песню. После того, как вы ее прослушаете, вам нужно будет ответить на вопросы:
  1. Какая по характеру эта песня?
  2. О чем она?
  3. Кто ее поет?

(Звучит “Колыбельная” в исполнении А. Герман)

  1. Обсуждение после прослушивания.
  1. Внимательно слушали песню?
  2. Она вам понравилась?
  3. А чем?
  4. Какая по характеру эта музыка? (грустная, печальная, спокойная, плавная, нежная, ласковая, светлая, любящая, напевная, протяжная, тихая).
  5. Кто, по-вашему исполняет ее? (женский голос, певица).
  6. Может быть, кто-то знает ее имя?
  7. Её имя Анна Герман. К нашему удивлению – эта певица не русская – она из Польши. Ей очень нравились русские песни. Она специально выучила русский язык, чтобы петь русские песни. Её голос очень нежный, певучий, покорил многих русских людей. Её приглашали озвучивать русские кинофильмы. К сожалению, её уже нет в живых, она погибла очень молодой. Но её песни остались в памяти, их поют и вспоминают об А. Герман.
  8. А о чем эта песня? (о маме, которая поет песню своему малышу).
  9. Какие чувства вызывает у вас эта песня? (нежности, любви, доброты, ласки, печали, тихой радости).
  10. А какие ласковые слова вы услышали в этой песне? Как мама называет своего малыша? (воробышек, маленький и др.)
  11. А как дети относятся к своим мамам?  (все дети любят своих мам).
  12. Но любовь к близким людям вызывает разные чувства, все по-разному любят. Мы сегодня узнаем, как дети любят своих мам, по-разному, но очень сильно.

  1. Первичное восприятие.
  1. Вы сейчас услышите стихотворение А.Л. Барто “Мама поет”, в процессе слушания подумайте, а потом скажите, почему ребенок, услышав мамин голос, так реагирует на него. Какие переживания в душе ребенка? Бывало ли такое с вами?

(Учитель читает стихотворение А. Барто “Мама поет”).

Мама по комнатам

В фартуке белом

Неторопливо пройдет,

Ходит по комнатам

Занята делом

И, между делом, поет.

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

Но вот сегодня

Голос знакомый

Словно совсем и не тот,

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

Голос знакомый

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине,

Доброе что-то

В сердце вносил он...

Не разреветься бы мне.

  1. Проверка первичного восприятия.
  1. Почему ребенку хочется плакать? (любовь к маме переполняет его, от избытка чувств).
  2. Кто рассказывает о маме: мальчик или девочка?
  3. Бывало ли такое с тобой, что тебя переполняла любовь к маме и хотелось плакать или обнять весь мир?
  4. Можно ли утверждать, что стихотворение передает глубокую привязанность ребенка к маме?
  5. Какие слова указывают на то, как мама относится к малышу (мне улыбнуться не забывает, хоть и занята делом).
  6. О другой маме, другом ребенке мы прочитаем рассказ Ю. Яковлева “Мама”.
  7. При слушании закройте глаза и попытайтесь представить свою маму. Поделитесь потом, что вы почувствовали при этом?

(Учитель читает рассказ Ю Яковлева “Мама”).

  1. Что же вы почувствовали. Смогли представить свою маму? Согласны ли вы с автором, что, закрыв глаза, вы сразу начинаете слышать ее голос, смех, шаги?
  2. Что вам представилось, когда вы подумали о маме, какой случай из вашей жизни вспомнился вам, какие чувства испытали? (мурашки по спине бежали; хотелось плакать; дрожала; пересохли губы; вспомнил, как мама болела и я не знал чем ей помочь; мне было очень грустно и плохо; не хочу чтобы мама умирала и т.д.).
  3. Какие чудеса открыла мама для вас?
  4. Почему писатель говорит, что любовь к Родине начинается с любви к матери?
  5. Что для вас означают слова “любовь к Родине”?
  6. Как нужно читать этот рассказ? (тихо, с паузами, нежно, передавая главную мысль автора).
  7. А сейчас постарайтесь нарисовать словесный портрет своей мамы. Можно использовать словарь настроения.
  8. Какие слова вы подобрали, чтобы рассказать о маме?
  9. А теперь положите перед собой лист бумаги и попробуйте вспомнить и записать все нежные, ласковые и добрые слова, которыми называла вас мама. Припомните все-все дорогие для вас слова. (Киска, радость моя, солнышко, Ирушка, Витюша, малыш, Дашуля, солнышко мое, дорогой мой, любимый хулигашек, парнишка, любимый дружочек, сынок, доча).

VI.  Подведение итогов.

  1. Итак, о скольких разных мамах узнали?
  2. Какой мы увидели любовь матери к своему ребенку и любовь ребенка к маме?
  3. Смогли ли мы разобраться в своих чувствах, переживаниях?
  4. Что восхищает поэтов, писателей в материнском чувстве? (доброта, отзывчивость, заботливость, щедрость, готовность отдать все за благополучие малыша).
  5. Что вы смогли вспомнить о маме?
  6. Память щедра на воспоминание доброго. В ней запечатлены не только слова, но и тон с которым эти слова были сказаны и мамина добрая улыбка, нежный взгляд, тепло рук. Дома почаще вспоминайте все хорошее, что с вами произошло, переживайте и чувствуйте, пусть хочется плакать от радости, пусть бегут мурашки по спине, в трудный час воспоминания согреют вашу душу. Будьте терпимы к своим родным и близким.
  7. Спасибо за то, что поделились своими переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Это вечное слово - мама!"

Сценарий для проведения праздника в классе вместе с мамами....

Классный час на тему : «Милое слово – мама!».

           -привитие любви и уважения к матери;             - воспитание чувства уважения, состра...

Праздник для мам и бабушек "О, как прекрасно это слово — мама!"

Статья отнесена к разделу: Классное руководствоСлова мама, мать - одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках всех народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матер...

"Светлое слово МАМА" классный час

Тема :"Светлое слово -МАМА" Цель урока: Развивать умение работать с текстом,развивать речь....

Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»

Цель  урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе  как подготовка к восприятию конце...

классный час Это вечное слово мама"

классный час разработан для обучающихся 10 класса...

Сценарий праздника "Мама-первое слово, мама-главное слово"

Сценарий праздничного мероприятия для родителей, посвященного Международному жеснкому дню 8 марта....