Развитие речи детей на уроках в специальной школе VIII вида посредством использования дидактических игр.
статья по чтению по теме

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garnaeva_gimazova_karasyova-teoriya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей на уроках в специальной школе VIII вида посредством использования дидактических игр.

Е.И. Гарнаева, учитель начальных классов, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская С(К)ОШ VIII вида №7», г.Елабуга Республики Татарстан.

Л.Б. Гимазова, учитель-логопед, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская С(К)ОШ VIII вида №7», г.Елабуга Республики Татарстан.

Р.М. Карасёва, учитель-дефектолог, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида, г.Йошкар-Ола Республики Марий Эл.

Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Проблема эффективности речи особенно важна сегодня. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Наиболее доступным для ребёнка видом речи является устная речь. Как правило, нормально развивающиеся дети овладевают устной речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими их людьми.

        Формирование речи у детей с нарушением интеллекта осуществляется замедленно и весьма своеобразно. Своеобразие проявляется в усвоении фонетической стороны речи, в овладении словарным составом и построением предложений, в формировании диалогической и монологической речи.

По данным Касселя, Шлезенгера, М.Зеемана, М.С.Певзнера более 40% детей с нарушением интеллекта начинают говорить позднее трёх лет. У этих детей задерживается не только развитие активной речи. Они значительно хуже своих нормальных сверстников понимают обращённую к ним речь.

        У детей с нарушением интеллекта ко времени поступления в школу, т.е. к семи годам, практика речевого общения составляет всего три – четыре года. Причём темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность не достаточна.

В специальной коррекционной школе VIII вида важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка занимает логопедическая работа. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы, контроля речи, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой среди учащихся вспомогательной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонематической стороны речи. Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп (свистящие, шипящие, аффрикаты, звуки [р] и [л], смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных), нарушением слоговой структуры слов. В основе фонетико-фонематических нарушений лежат дефекты восприятия звуков речи, трудности с их дифференциацией, некоординированность движений артикуляционного аппарата. У данной категории детей есть затруднения не только с постановкой звука, но и с его автоматизацией. Существует определенная особенность этих детей – неумение правильно пользоваться уже имеющимися правильными артикуляторными установками. Правильное использование в речи поставленного звука у детей с нарушением интеллекта формируется чрезвычайно медленно. Это обусловлено органическими нарушениями (слабость условно-рефлекторных связей). Речевое развитие детей с нарушениями речи алалического характера находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием морфологических и грамматических значений. Причиной столь сложной формы речевого недостатка может быть глубокое недоразвитие коры головного мозга.

        В исследовании Д.И.Орловой, говорится, что недостатки произношения встречаются у учеников 1 класса вспомогательной школы в 66% случаев, у учащихся 2 класса – в 55% .

Если рассмотреть детей нашей школы на данный учебный год, то у учащихся 1 класса отмечены нарушения произношения в 100% случаев, у учащихся 2 класса - 90 %.

Серьезные недостатки наблюдаются у детей с нарушением интеллекта и в лексике. Нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия (грозный, белизна), они не знакомы с названиями многих видовых (дуб, сосна) и родовых понятий (растение, инструмент). Отдельные грамматические категории совсем не употребляются или составляют в их словаре минимальный процент. К таковым относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы. Не менее распространенными недостатками лексической стороны речи учащихся с нарушением интеллекта являются неправильное понимание слов и неточное их использование. Здесь можно выделить такие ошибки, как чрезмерное расширение значения слова. Дети называют одним словом разные предметы, имеющие внешние черты сходства («жук» – это комар, паук, муравей). Смешивание слов, а отсюда их неточное употребление могут возникать также на основе фонетического сходства. Нарушение звукового анализа и синтеза, неумение мысленно воспроизводить последовательность звуков препятствуют различию слов, являющихся фонетическими паронимами. Учащиеся смешивают слова «бузина» - «бусинка», «батон» - «бутон». Встречаются ошибки противоположного характера, когда ученик использует слово для названия только одного предмета из группы однородных. В этом случае слова теряют обобщающую функцию, приобретая сходство в значении с именем собственным («сквер» - это место возле данной школы). Сложно протекает и процесс овладения детьми с нарушением интеллекта синтаксической стороны речи. Отличается малая распространенность предложений. Дети пользуются простыми, короткими конструкциями, употребляя чаще всего в качестве второстепенных членов названия конкретного объекта, на который переходит действие (купили книгу), лица, на которые направлено действие, места действия. Редко второстепенные члены могут выражаться наречиями, качественными прилагательными («заводской»), сочетанием существительного с предлогом для выражения причины и цели действия («по болезни»). У данной категории детей отмечаются пропуски слов, словосочетаний необходимых для построения фразы, что приводит к искажению смысла высказывания. В речи очень редко используются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Часто встречается нарушение связи слов в предложении. Эти ошибки проявляются при согласовании подлежащего и сказуемого, существительного и прилагательного, в предложном управлении в связи с опусканием или неверным употреблением предлога. В предложениях, часто отмечается нарушение порядка слов. Характеризуя состояние связной речи детей с нарушением интеллекта, необходимо сразу же отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, а  дети с нарушением интеллекта без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень.

2. Лексический уровень (словарная работа).

3. Грамматический уровень.

4. Уровень текста.

        Недоразвитие познавательной и речевой деятельности детей с нарушением интеллекта, а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыками чтения и письма. У 96-98% детей нашей школы с 1 по 4 класс наблюдаются нарушения чтения и письма. Типичными ошибками являются: пропуски букв и слогов, наращивание слов лишними буквами, перестановка букв, слогов, замены букв по акустико-артикуляционному сходству: это парные звонкие и глухие согласные.

        Несовершенство анализа и синтеза приводит к следующим затруднениям: в делении слов на составные части; в выявлении заданного звука; в установлении звукового ряда слова; в усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог; в выполнении записи в соответствии с принципом русской графики.

        Нарушенное произношение наших детей – это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему. У 75 % наших детей наблюдается непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звуко -буквенный комплекс, что ведёт к задержке процесса освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звукобуквенного анализа перед записью.

        Неполноценность зрительного восприятия у 42% детей препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа, её дифференциации сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

        У 36% детей наблюдается пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности, что ведёт к побуквенному чтению в течении длительного периода времени.

        Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1-4 классы, когда обучающиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.

        Одним из эффективных приёмов выработки правильного чтения и развития речи являются специальные игровые упражнения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной школе очевидна, поскольку обучение детей начинается с 7 летнего возраста. При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет определить грань между игрой и учёбой, сделать смену видов деятельности менее ощутимой. Ещё Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир игры, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрылся перед ним дверью класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, творческий, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе.

        Предлагаемые нами дидактические игры разработаны и адаптированы с учётом как общих дидактических принципов: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода, а также принципов коррекционной работы, описанных Р.И. Лалаевой:

1. Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Поэтому педагогическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений.

2. Патогенетический принцип предполагает учёт механизмов нарушения чтения. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения обусловлены различными причинами.

3. Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма.

4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций.

5. Принцип поэтапного формирования умственных действий.

6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

7. Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением, использование каждого метода определяется целью, задачами коррекционной работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

8. Онтогенетический принцип. Этот принцип предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.

На современном этапе повсеместно в учебно-воспитательный процесс внедряются ИКТ, способствующие повышению эффективности и качества учебных занятий. Поэтому разработанный нами материал может быть использован как в компьютерном варианте, так и в традиционном. При создании электронного варианта дидактических игр использована программа Microsoft PowerPoint. Применение программно методических средств в обучении детей с нарушением интеллекта создаёт условия для активного компенсаторно-результативного процесса учения, способствует повышению эффективности профессиональной деятельности учителя.

        Все игры подобраны с опорой на программу специальной (коррекционной) школы И.М. Бгажноковой и программные учебники авторов Н.М. Барской, С.Ю. Ильиной, А.К. Аксёновой, Н.Г. Галунчиковой.

        Игры классифицированы по учебным целям, дидактическим задачам и скомпонованы по разделам, соответствующим уровням работы по развитию речи:

1. Соотнесение звуков с буквами.

2. Выделение и распознавание звуков.

3. Чтение слогов.

4. Деление слов на слоги.

5. Чтение слов и предложений.

6. Расширение поля зрения.

7. Организация коллективного взаимодействия.

        Подробное описание дидактических игр дано в текстовом и электронном приложениях. Представленный нами материал адресован учителям и воспитателям специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Библиографический список:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В.Воронковой, М.: Школа-пресс, 1994г.

2. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе, М.: Просвещение, 1981г.

3. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, А.И.Могилёва, И.Г.Соловьёва, Т.В.Титкова, Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов - на – Дону, «Финикс», 2006г.

4. В.Г.Петрова, развитие речи учащихся вспомогательной школы. Москва, «Владос», 2004г.

5. А.И.Кварцова, Нарушение звукопроизношения у детей и методы их устранения. Пособие для логопедов. Казань, 2000г.

6. Р.И.Лалаева, Л.В.Ведерникова, Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, издательство «Союз», 2003г.

Приложение: Дидактические игры в начальных классах. Пособие по развитию речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

        Первый раздел «Соотнесение звуков с буквами».

Способствует запоминанию графического образа букв. Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический образ буквы, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата возможно двумя путями.

Первый – работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурацию буквы помогают следующие приёмы:

- поэлементный анализ (из каких частей состоит буква: палочек или кружочков);

- сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (на что похожа буква);

- поиск буквы в кассе букв и звуковом домике;

- конструирование буквы;

- печатание буквы в тетради;

- распознавание буквы в тексте;

Второй путь – регулярное повторение изученных букв. Механизм психических процессов запоминания учеником буквы – это создание ассоциативной цепи: фонема - артикуляция – буква. Ребёнок слышит звук, далее создаёт речедвигательные процессы и представляет образ буквы.

Предлагаемые нами по этому разделу дидактические игры апробированы на практике и имеют положительный результат.

        Игра 1. «Поезд»

Задание: В вагон нужно посадить тех животных, в названиях которых есть звук, соответствующий букве, установленной на вагоне.

Например: Звук [А]. Картинка поезда. Картинки животных: волк, ёжик, крот, заяц, барсук, белка, кабан, лось, лиса.

Примечание: Если слышится в слове звук [А], то помещаем картинку с данным животным в вагон.

Игра 2. «Гласная-согласная»

Задание: Педагог произносит звук, на экране или доске появляется буква, нужно поместить букву в свой дом.

Примечание: На экране или доске два домика, красный и синий.

Игра 3. «Выбирай правильно»

Задание: На экране или доске размещены печатные буквы одна из них в зеркальном отображении, выбрать правильный вариант написания буквы.

        Второй раздел «Выделение и распознавание звуков».

        Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Ребёнку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов. Предлагаемые игры направлены на решение следующих задач:

- выделение первого и последнего звука в слове;

- определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- последовательное перечисление всех звуков в слове;

- распознавание гласных и согласных звуков в слове;

- распознавание гласных и согласных звуков;

- распознавание твёрдых и мягких согласных звуков;

- подбор слов с заданным звуком;

- распознавание таких фонематических единиц, как звук и прямой слог.

        Для обучения можем использовать следующие игры:

Игра 1. «Размести картинки по полкам»

Задание: Предлагаемые картинки с заданным звуком разместить по полкам. На 1-ую полку необходимо разместить те картинки, в названиях которых звук слышится в начале слова; на 2-ую – в середине слова; на 3-ю – в конце слова.

Например: Звук [Ш]. Предметные картинки: шапка, мишка, кошка, карандаш, шары, шуба, камыш.

На 1-ой полке – шапка, шары, шуба.

На 2-ой полке – мишка, кошка.

На 3-ей полке – карандаш, шалаш.

Игра 2. «Слог наоборот»

Задание: На экране появляется слог, ребёнку предлагается произнести слог наоборот.

Например: ам-ма, су-ус, ох-хо, ыт-ты, ла-ал, шо-ош, ук-ку.

Игра 3. «Твёрдый - мягкий»

Задание: На дифференциацию звуков [с] и [c,], [з] и [з,]. На экране два домика синий и зелёный. Педагог произносит слова с данными звуками, ребёнок определяет, в какой дом поселится данный звук.

Например: сетка, автобус, сумка, усы апельсин, коза, замок, ваза, обезьяна, земляника,.

Игра 4. «Мамина сумка»

Задание: Мама пришла из магазина, догадайтесь что она купила, если в названиях купленных предметов есть звуки [м] [м,].

Например: масло, молоко, мыло, помидоры, морковь, макароны.

Примечание: С целью проверки картинки появляются на экране.

        Третий раздел «Чтение слогов».

        Формирование навыка плавного слогового чтения осуществляется постепенно. Одной из важных задач в начальный период обучения является обучение детей чтению прямого открытого слога.

        Игры данного раздела основаны на приёмах обучения чтения прямого открытого слога и способствующие выработке умения воспринимать слог как единое целое в зрительном и произносительном плане:

-чтение по следам;

-чтение путём произношения, согласования и протяжного произнесения гласного;

-чтение по аналогии.

Игра 1. «Помоги подружиться буквам»

Задание: К нам пришла новая буква; она не знает других букв, помоги ей подружиться.

Игра 2. «Слоги - друзья»

Задание: На экране два столбика слогов с одинаковой гласной; во втором слоги такие же, как и в первом, но расположены в другом порядке. Найди пару.

Например:         МА                МЫ                        СА                СО

                МО                МУ                        СО                СЫ

                МУ                МО                        СУ                СА

                МЫ                МА                        СЫ                СУ

Игра 3. «Закончи предложение»

Задание: На экране предложение, ученик читает и должен добавить пропущенный слог.

Например:         Садовник срезал ро…(зу).

                Над цветами летали бабоч…(ки).

                Дети пьют моло…(ко).

                Мы едем на автобу…(се).

Игра 4. «Новоселье»

Задание: На экране домик в три этажа. Напротив каждого этажа пишутся согласные буквы, а внизу, напротив каждого подъезда гласные буквы. Слоги должны заселиться в новый дом. Какой слог будет жить в каждой квартире.

Игра 5. «Четвёртый лишний»

Задание: На экране появляется несколько строчек слогов-слияний. В каждой строчке три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных шрифтом или буквой. Назвать лишний слог.

Четвёртый раздел «Деление слов на слоги».

В данный раздел включены игры, которые помогают решать следующие образовательные задачи:

-формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;

-упражнение учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов;

-формирование умения определять и называть ударный слог.

Игра 1. «Кто больше?»

Задание: Изменить слово так, чтобы в нём стало больше слогов.

Например:         лес – лесок – лесочек – лесничество;

                сад – садик – садовник.

Игра 2. «Назови, что знаешь»

Задание: На экране даны схемы слов и предметные картинки. Подбери подходящую схему.

Игра 3. «Магазин игрушек»

Задание: Расставь игрушки по полкам. На первую полку игрушку в названии которой один слог, на вторую полку – два слога, на третью – название игрушки содержащее три слога.

Например: Картинки игрушек. Мяч, кубики, мишка, кукла, паровоз, пирамидка.

Игра 4. «Собери букет»

Задание: На экране две вазы и цветы. В первую вазу поставь цветы в названиях которых два слога, а во вторую вазу цветы в названии которых три слога.

Например: Картинки цветов. Ромашка, василёк, астра, роза, ландыш, лилия.

Игра 5. «Закончи предложение»

Задание: Прочитай и добавь пропущенный слог.

Например:         Мама пошла в мага…(зин).

                Таня учит уро…(ки).

                Птицы вьют гнёз…(да).

Пятый раздел «Чтение слов и предложений»

        В данном разделе помещены игры, которые дают возможность организовать дополнительное чтение слов из учебника, а также включать в материал урока большее количество слов, не предусмотренных словарём «Букваря». Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала с помощью игровых и познавательных задач.

Игра1. «Назови одним словом»

Задание: На экране картинки по теме «Мебель». Как назвать одним словом данные предметы.

Например: шкаф, диван, кресло, кровать, стол.

Примечание: 2-ой вариант игры: написаны слова, нужно назвать обобщающее слово.

Игра2. «Помоги слову найти последнюю букву»

Задание: На экране два столбика. Один со словами, другой с потерявшимися буквами. Помоги найти слову последнюю букву.

Например:         СЛО                З                        ЗОН                К                

                ГЛА                Н                        КЛА                Л

                ГРИ                Л                        СТУ                Т                

                СТО                Б                        ЗВУ                Д

Игра3. «Кто здесь живёт?»

Задание: На экране два столбика слов. В первом названия животных, а во втором название их жилища. Определить кто где живёт?

Например:         МЕДВЕДЬ                ДУПЛО

                ЛИСА                        БЕРЛОГА

                БЕЛКА                ГНЕЗДО

                ЛАСТОЧКА                НОРА

Игра4. «Дополни предложение»

Задание: На экране предложение и варианты ответов. Выбери подходящий по смыслу ответ.

Например:         Наташа читает … .        (яблоко, газету)

                Мальчик ест … .        (тарелку, кашу)

                Девочка пишет … .        (письмо, посылку)

Игра5. «Распредели слова»

Задание: На экране ряд слов. Прочитай и распредели: слева слова – названия предметов, принадлежащих лесу, а справа – реке.

Например:         СОСНЫ                ЛИСА

                ЁЛКА                        ГРИБЫ

                БЕРЕГ                        ДНО

                РЫБА                        ЁЖИК

                ВОДА                        РАК

        Шестой раздел «Расширение поля зрения»

        Как показывают исследования, поле глаз человека при чтении характеризуется двумя моментами: движения и остановки (фиксации). При чтении глаза делают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух, трёх местах на одной строке. Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации глаз.

        Главная задача учителя – развитие у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения.

        В данном разделе используются дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов и слов.

Игра1. «Глаз – «фотограф»

Задание: На экране в течении 5-7 секунд появляются буквы, затем исчезают. Ребёнок по памяти называет или записывает буквы. Затем осуществляется проверка.

Например:         А        О        М        П        У        Р

                К        З        С        Ы        Э        Я

                Т        Д        А        Я        Ж        Ш

Игра2. «Что лишнее?»

Задание: На экране появляются слоги и буквы. Определить, что из них лишнее.

Например:         СА – СО – СУ – С – СЫ

                Т – П – Ш – ТА – К

                РА – РУ – РО – РЫ – И

Игра3. «Найди лишнее»

Задание: На экране столбики слов. Нужно найти лишнее слово.

Например:         РИС                МАКИ                МИШКА                ТОРТ

                РИС                РАКИ                        МИСКА                ТОРТ

                РОС                МАКИ                МИШКА                ПОРТ

Игра4. «Буквенные пирамиды»

Задание: На экране прямые открытые слоги. Расстояния между буквами постоянно увеличиваются. Необходимо прочитать снизу вверх и сверху вниз

Например:                                                 Н        А

                                                М                        О

                                        Т                                        У

                                С                                                        И

                        Л                                                                        Ы

                Р                                                                                        А

Игра5. «Чего не хватает?»

Задание: На экране пять слов. Затем слова исчезают и снова появляются только четыре слова. Назвать недостающее слово.

Например:         ДОМ, СТОЛ, РУЧКА, КОТ, ЦВЕТОК  (СТОЛ, РУЧКА, КОТ, ЦВЕТОК)

Седьмой раздел «Организация коллективного взаимодействия»

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Наиболее приемлемая из них работа в парах. Игры в парах решают следующие задачи коллективной деятельности:

-решение коллективной познавательной задачи;

-распределение обязанностей (ролей);

-обмен способами деятельности и взаимопомощь;

-контроль за результатами деятельности.

Игра1. «Какой звук следующий?»

Задание: На экране появляются предметные картинки. Дети в паре должны назвать звуки заданного слова по порядку.  Затем осуществляется проверка.

Например:         СТОЛ (С-Т-О-Л)

Игра2. «Распредели слова по темам»

Задание: На экране ряд слов. Прочитай и распредели: слева слова – названия одежды, а справа – обуви.

Например:         ПАЛЬТО, САПОГИ, ЮБКА, ВАЛЕНКИ, САНДАЛИИ, КРОССОВКИ, РУБАШКА, МАЙКА.

Игра3. «Кто быстрее составит слово?»

Задание: На экране появляются предметные картинки. Из букв данных вразброс, опираясь на картинку составить слово-название картинки.  Затем осуществляется проверка.

Например:         КНИГА (А        Г        К        Н        И)

Игра4. «Вставь пропущенные буквы»

Задание: На экране появляются предметные картинки по теме «Овощи и фрукты». Дети в паре должны назвать пропущенные в соответствующих картинкам словах буквы.  Затем осуществляется проверка.

Например:         Л…К                                ГРУ…А

                ЯБЛ…КО                        ПОМИД…Р

                КАРТО…ЕЛЬ                ВИНОГР…Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся на уроках в специальной школе VIII вида

Учебные программы специальных школ VIII вида предусматривают наряду с сообщением необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов. Педагог должен в своей практической р...

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида.

Контрольные работы по письму и развитию речи для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида разработаны на основе программы В.В. Воронковой. Контроль знаний включает в себя также проведение самос...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

Внеклассное мероприятие по письму и развитию речи "Золотое перо" 2 класс коррекционной школы VIII вида

Презентация интеллектуальной игры-путешествия по письму и развитию речи для обучающихся 2 класса коррекционной школы VIII вида по станциям "Каллиграфическая", "Буква заблудилась", "Алфавитная", "На ле...