Уроки творчества
статья (чтение) по теме

Горшкова Елена Павловна

Данная статья была опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Языковая подготовка в современной школе". - Стерлитамак: Стерлитмак.гос. пед.академия им. З. Биишевой,2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_tvorchestva.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Горшкова, МОУ СОШ №7 г. Салават

Уроки творчества                                                                

   Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, по которой я работаю пятый год, способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту его творческого потенциала. Уроками творчества, воспитывающими языковую культуру, по праву можно назвать уроки литературного чтения.

     В 2007 году мне посчастливилось съездить на курсы повышения квалификации в Москву. Среди авторов учебников, выступавших перед нами, были кандидаты психологических наук Галина Николаевна Кудина и Зинаида Николаевна Новлянская. Они познакомили нас с курсом «Литература как предмет эстетического цикла».  Цель курса – воспитание самостоятельного, эстетически развитого читателя – решается посредством постоянной практической литературной деятельности школьников в четырёх позициях: автор, читатель, критик, теоретик. Моя задача, как учителя начальной школы, - поставить учеников в указанные выше позиции, помочь утвердиться в них. Решению данной задачи  способствует проблемное обучение, постановка перед учащимися конкретных творческих задач. В своей работе использую принцип коллективно – распределённой деятельности: учащиеся занимают разные позиции, чередуют их, переходят из одной в другую, одновременно взаимодействуя друг с другом и с учителем, что способствует овладению средствами и способами работы в каждой из четырёх позиций.

     Среди знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся при работе в позиции «автор», в программе важное место отводится детскому художественному творчеству: созданию собственных текстов на заданную тему, выражающих свою точку зрения, характер, настроение героев. Развитию  этого умения способствуют игры-драматизации, наблюдения за художественным текстом, реальностью, коллективные этюды, составление словаря настроений.

     Индивидуальные письменные работы – сочинения (работа в позиции автора-художника) - мои дети пишут в классе или дома. Оценивают работу авторов-художников на уроках-обсуждениях читатели-критики. Такие творческие уроки дети очень любят. Каждый ученик, не боясь собственных ошибок, представляет свою авторскую работу внимательным слушателям, которые указывают на удачи и неудачи, помогают усовершенствовать произведение. На таких уроках ребёнок развивается и как автор, и как читатель.  Приведу фрагменты уроков – обсуждений детских домашних сочинений, проведённых мною в этом учебном году.

Урок-обсуждение «Моя снежинка».

(Данному уроку предшествовал урок-праздник читательских удовольствий «Путешествие в Зимнее Царство»).

У. Ребята, внимательно слушайте сочинения, постарайтесь определить характер и настроение снежинок.

    Моя снежинка лёгкая как пушинка, нежная словно кружево. Она не любит сразу ложиться на землю. Долго летает в воздухе, смотрит на нас с неба, хочет больше узнать о нашем мире. Моей снежинке очень приятно плавно летать над землёй.                                                                                       (Кирилл Ш.)

Д. У Кирилла снежинка лёгкая, нежная, любит плавно полетать. А ещё  она любопытная, смотрит на нас. Только о форме снежинки Кирилл не написал. Но она  словно кружево, значит, вся резная, с маленькими зубчиками.

У.  Посмотрим на снежинку, вырезанную автором данного сочинения.

Д.  Мы правильно догадались о форме снежинки.

У.  Послушайте следующее сочинение.

     Жила-была маленькая снежинка. Она всегда мечтала попасть на землю. Но снежинка была очень мала и взрослые не пускали её. Но вот снежинка выросла, и настал тот день, когда она смогла отправиться в интересное путешествие. Дунул сильный ветер, и снежинка полетела. С высоты она увидела большую и красивую землю. Снежинка пролетала мимо полей, лесов, городов. Ей всё понравилось. Снежинка медленно упала на землю. Там она познакомилась с другими снежинками. Всю зиму она играла и резвилась, а весной превратилась в весёлый ручеёк.                                                                              (Алина Д.)

Д. У Алины снежинка маленькая, мечтательная, любознательная, дружелюбная.

    Приведу несколько сочинений моих учащихся на эту же тему.

Снежинка – волшебница

    В этот пасмурный день мне было очень грустно. Я посмотрел на серое небо и увидел снежинку. Она красиво кружилась и плавно опустилась на мою ладонь Пушистая, прекрасная снежинка так сверкала и переливалась разноцветными огоньками, что мне сразу стало весело. Она настоящая маленькая волшебница.

                                                                                                             (Игорь В.)

    На сером и скучном облачке жила весёлая снежинка.  Однажды она решила полететь вниз. Снежинка не просто летела как все, она танцевала вальс и радовалась. Все смотрели на неё и улыбались.                              (Вика А.)

Моя снежинка

     Моя снежинка добрая, ведь она от Деда Мороза. Она живёт в хрустальном тереме. У моей снежинки много друзей. Она любит медленно кружиться в воздухе вместе со своими подружками.                                         (Арслан Х.)

Урок-обсуждение «Забытая игрушка».

(Предыдущий урок был проведён в форме коллективно – творческой работы на тему «Забытый грузовик»).

У. Сегодня выслушаем и обсудим ваши работы на тему «Забытая игрушка».

Забытая кукла

   Девочка  Катя играла во дворе с куклой. Наступил вечер.  Катя пошла домой, а про куклу забыла. Бедная кукла осталась одна на всю ночь. Ей было грустно и страшно. Она смотрела на звёздное небо. Вдруг кукла увидела падающую звезду. Она загадала желание, чтобы её нашли. На следующий день девочка Катя вспомнила о своей кукле. Она вышла во двор, нашла куклу и больше её никогда не забывала.                                                                        (Рина И.)

У.  Понравилось вам сочинение Рины?

Д.  … Её кукла как живая: сначала ей было весело, ведь девочка с ней играла, а потом ей стало грустно, страшно. Желание куклы исполнилось: хозяйка вспомнила про неё. И снова кукле стало радостно.

Забытое ведёрко

   У девочки Маши было маленькое и красивое ведёрко. Каждый вечер она вместе с мамой выходила на улицу поиграть в песочнице и брала с собой ведёрко. Она строила замки, делала тортики. На день рождение мама купила Маше набор игрушек для песочницы, в котором были разные фигурки. Маша каждый день стала играть с этим набором, а ведёрко оставила в шкафу. Маше было весело, у неё получались забавные зверюшки из песка. А ведёрко стояло в тёмном шкафу. Ему было одиноко, грустно, хотелось увидеть свою хозяйку. Однажды Маше захотелось построить замок. Тут она вспомнила про своё ведёрко и больше с ним не расставалась.                                       (Алина Д.)

Д.  Эта история про игрушку, забытую в шкафу. Ведёрко думает, испытывает разные чувства: радостное (девочка каждый день с ним играла), светлое (оно приносило пользу девочке), одиночество, печальное.

Забытая мышка

   Девочки играли во дворе с плюшевой мышкой и забыли её на ночь. Мышке было страшно на пустом дворе. Но вдруг к мышке подбежала кошка. Мышка рассказала о том, что её забыли девочки. Кошка, разговаривая с мышкой, увидела кусочек колбаски и побежала к ней, оставив мышку одну. Мышка с нетерпением ждала, когда её заберут. Наступило утро. Мышка долго ждала девочек, но так и не дождалась.                                                    (Лена С.)

Д.  Грустная история. Мышку жалко. Девочки не вспомнили про неё. Мышка у Лены умеет разговаривать, как живая. Весёлое настроение сменяется печальным, тревожным, нетерпеливым (с нетерпением ждёт, когда её заберут).

    На уроках по темам «Чьими глазами?», «Воспоминания старой обуви»  обсуждались сочинения, написанные  от имени рассказчика – героя. Перед учащимися стояла задача: не просто написать от имени  животного или старой обуви, но и попытаться посмотреть на мир глазами своего героя, с его точки зрения. (Понятие «точка зрения» является основным во втором классе). Хочется привести некоторые детские сочинения.

     Я кошка. Живу в большом доме. Люблю полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Когда я ложусь спать, хозяйка чешет мне за ушком. Это мне очень нравится. Я люблю свою хозяйку. Она всегда вешает мне на голову и шею какую-то верёвку. Когда я запрыгиваю на какую-то деревяшку, то вижу такую же кошку, как и я. Но она вредная. Я зову её поиграть, а она не идёт. Но всё равно я считаю её своей подружкой.                                    (Ангелина К.)

     Я - маленькая собачка. Живу в деревне. У меня есть друзья - две собаки и одна кошка. Ещё у меня есть хозяин. Он хороший, любит меня и моих друзей. Недавно хозяин принёс мне какой-то комок шерсти на тонкой нитке. Я с ним играл. Иногда мой хозяин берёт змею и почему-то чешет ею пол. Меня это пугает.                                                                                             (Инна Ю.)

Старый башмак

    Я - старый выброшенный башмак. У меня торчат нитки, расклеена подошва. Со мной никто не дружит. Раньше я был новый, блестящий. Меня и моего брата чистили, надевали на ноги. У меня были друзья–сапоги, туфли, тапочки. А сейчас я лежу в каком-то грязном месте. Но я верю, что у меня начнётся новая жизнь. И я встречусь со своим братом.                                       (Василий П.)

    Я – дырявый ботинок. Живу на улице. Сейчас я никому не нужен, а раньше был просто необходим. У меня была гладкая и блестящая кожа, толстая подошва. Меня надевал хозяин каждый день. Однажды моя подошва расклеилась. После ремонта вся обувь посмеивалась надо мной. Через некоторое время сломался замок, кожа потускнела и стала облазить. Подошва снова отклеилась. Меня выбросили во двор. Мне было больно и обидно. Теперь я живу на улице и вспоминаю свои счастливые годы.                (Алина Д.)

     Все детские сочинения представлены в классном литературном журнале, к которому учащиеся постоянно обращаются: перечитывают свои работы, рассматривают иллюстрации. Сочинения приобретают в  глазах детей большую ценность. А главное, собственное художественное творчество развивает и обогащает речь, воображение, эмоциональную сферу ребёнка, воспитывает языковую культуру.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пять уроков творчества

"Пять уроков творчества" - это пять занятий, которые используются в 1 классе в адаптационный период для сплочения коллектива....

Тематическое планирование уроков творчества

Педагогическая практика испытывает затруднения в организации учебного процесса, т.к. дети не умеют общаться друг с другом, с учителем. Наиболее благоприятное место среди сверстников занимают дет...

Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.

Уроки творчества.Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практи­ческой психологии - арттерапии, или экспрес­сивной терапии. Для педагога важна в этих уро...

Презентация к уроку.Творчество В.К.Железникова

О творчестве Владимира Карповича Железникова....

Урок рисования - это урок творчества, фантазии.

Урок рисования  - это урок творчества, фантазии.В своих рисунках ребенок раскрывает свой внутренний мир, свои мечты, свое отношение к окружающему миру. Задача педагога не только научить грам...

Конспект открытого урока по технологии "Урок творчества"

Комбинированный урок для обучающихся 1 класса  коррекционной школы (7 вид, ЗПР)...