Рабочая программа по литературе 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Кудрявцева Жанна Александровна

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx79.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по литературному чтению для 2 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обуче ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры вается во всей своей полноте и многогранности.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно восприни мать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  3. формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоци ативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстети ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать эстетическое отношение ребенка к жиз ни, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа ния произведений различного уровня сложности;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различ ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  10. обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо жественные тексты.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера турного произведения, выдвигает на первый план художе ственный образ.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических прие мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение).

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель ности детей, которые помогут им воспринимать художе ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Содержательные линии программы

Основные линии программы

Читательские умения

Развитие навыка чтения, восприятия произведения,

литературоведческих представлений и понятий,

речевых умений,

творческой деятельности

  1. Понимать образный характер литературы;
  2. осознавать особенность литературы по сравнению с другими видами искусства;  
  1. особенность искусства в целом по сравнению с наукой;
  2. различать книги по темам детского чтения.

В круг чтения детей входят произведения, представляю щие все области литературного творчества: фольклор, рус ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про изведениям современных писателей.

Виды учебной деятельности:

  1. восприятие  на слух художественных произведений;
  2. характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение  жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
  3. чтение текстов вслух;  
  4. чтение про себя;
  5. сравнение  произведений разных жанров;
  6. пересказ текста художественного произведения;
  7. работа с иллюстрациями;
  8. выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
  9. участие в диалоге;
  10. инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие  в драматизации;
  11. конструирование устных сочинений.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (Результаты обучения)

К концу обучения учащиеся научатся:

  1. читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения – 50 слов в минуту;
  2. подробно и выбо рочно пересказывать про читанное с исполь зованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  3.  устанавливать  по следовательность дей ствий в произведе нии и осмысливать взаимосвязи описы ваемых в нем собы тий, подкреплять ответы на вопросы выбо рочным чтением;
  4. делить тек ст на части, озаглавливать их, выявлять основную мыс ль прочитан ного (с помо щью учителя);
  5. ориентироваться в учебной кни ге: знакомиться  с содержанием, находить в ней название нужного про изведения, уме ть пользо ваться задания ми и вопроса ми, помещен ными в учеб ной книге;
  6. различать художествен ные и научно-популярные тексты, наблюдать над стилисти ческими осо бенностями текстов;
  7. узнавать и различать такие жанры лите ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. различать художественную и научную литературу, прозу и поэзию, разнообразие жанров литературы и фольклора;
  2. находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
  3. систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);
  4. хранить информацию на бумажных носителях;
  5. соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  6. для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации;
  7. делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.
  8. на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

• создавать небольшие собственные устные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

•   работать с доступными книгами — справочниками и словарями.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. индивидуально-групповые;
  3. фронтальные;
  4. работа в парах

Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;

Рабочая программа рассчитана на 136  часов (4 часа в неделю).

В авторскую программу изменения не внесены.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Родная речь» 2 класс, М.: Просвещение, 2010

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  1. Способ чтения: чтение целыми словами.
  2. Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  3. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  4. Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  1. Выразительное чтение текста;
  2. Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  3. Выразительное чтение наизусть;
  4. Составление простого плана;
  5. Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  6. Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более двух);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  5. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  6. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  7. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  8. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе  в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе  в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между  словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Вид

контроля.

дата

план

факт

1 четверть – 36 часов

1

Самое великое чудо на свете. Р. С. Сеф «Читателю»

1

Комбинированный

Знать правила обращения с книгами;

Уметь составления рассказа по картинке.

Текущий

2

Библиотеки.

1

Урок-экскурсия

Учащиеся должны представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке, а также о той, которую они посещают.

Текущий

Устное народное  творчество
(15 ч)

3

 Русские народные песни.

1

Комбинированный

Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

– делить текст на смысловые части;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Текущий. Фронтальный опрос

4

Потешки и прибаутки.

1

Комбинированный

Знать:

– правила заучивания стихотворений;

– малые фольклорные жанры: считалки и небылицы.

Уметь:

выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение

5

Считалки и небылицы.

1

Комбинированный

Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение

6

Загадки.

1

Урок-игра

Знать народные загадки.

Уметь:

отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока

Текущий. Фронтальный опрос

7

 Пословицы и поговорки.

1

Комбинированный

Уметь:

 различать малые жанры устного народного творчества; распределять пословицы по тематическим группам.

Текущий

8

Ю.Мориц. Сказка идет по лесу.

1

Комбинированный

Уметь: 

– различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);

– подбирать пословицы к стихам;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Индивидуальный. Выразительное чтение

9

 «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

Комбинированный

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные

Проверка техники чтения

10

 «У страха глаза велики»

1

Комбинированный

Знать понятие «бытовая сказка».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные

Индивидуальный. Выразительное чтение

11

Сказка о животных «Лиса и тетерев»

1

Комбинированный

Знать понятие «сказка о животных».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры сказок о животных;

– различать сказки народные и литературные

Индивидуальный. Выразительное чтение

12

«Лиса и журавль»

1

Комбинированный

13

 «Каша из топора»

   1

Комбинированный

Знать понятие «бытовая» сказка.

Уметь: – пересказывать с опорой на картинный план; – читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ басня);

– различать сказки народные и литературные;

Индивидуальный. Выразительное чтение

14-15

 «Гуси-лебеди»

2

Комбинированный

Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка».

Уметь: 

– читать выразительно текст художественного произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Фронтальный опрос

16

А. А. Шибаев «Вспомни сказку»

1

Урок - игра

Уметь характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану.

Текущий

17

Урок-обобщение по теме

«Устное народное творчество»

1

Урок-обобщение

Знать понятие «устное народное творчество».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать текст;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному

Фронтальный опрос. Тест

(8 мин)

Люблю природу
русскую. Осень
(8 ч)

18-19

Образ осени в стихах

Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,

К. Бальмонта «Поспевает брусника…»

2

Комбинированный

 

Знать произведения русских поэтов о природе, понятие «рифма».

Уметь:

– описывать поэтический образ осени в стихах;

– выразительно читать стихотворения;

– анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный опрос

20

Стихи

А. Плещеева «Осень наступила».

1

Комбинированный

Чтение наизусть

21

А. Фет «Ласточки пропали»

1

Комбинированный

Выразительное чтение

22

Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова

1

Комбинированный

Чтение наизусть

Индивидуальный. Выразительное чтение

23

 Б. Берестов «Хитрые грибы»

1

Комбинированный

Уметь:

– находить рифму в произведении;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Фронтальный опрос

24

Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро»

1

Комбинированный

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выб.)

Фронтальный опрос

25

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую»

1

Урок-обобщение

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– анализировать средства художественной выразительности;

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Тестирование

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

(13 ч)

26

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

1

Комбинированный

Знать произведения А. С. Пушкина о природе.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст стихотворений;

– осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы
(по заданию учителя);

– определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы;

– читать стихотворение наизусть
(по выбору)

Фронтальный

27

Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…»,

«Зима»

1

Комбинированный

Знать понятие «олицетворение».

Уметь:

– анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них;

– читать выразительно стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Чтение наизусть

28-30

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

Комбинированный

Знать содержание сказки.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст сказки;

– определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

– читать по ролям;

– участвовать в обсуждении прочитанного;

– высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам

Индивидуальное выразительное чтение

31

 И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

1

Комбинированный

Знать:

– понятие «басня»;

– басни И. А. Крылова.

Уметь: 

– читать выразительно, осознанно текст;
– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного произведения

 Фронтальный опрос

32

 И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1

Комбинированный

Чтение наизусть

33

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

1

Комбинированный

Знать: 

– понятие «быль»;

– творчество Л. Толстого.

Уметь:

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного

Индивидуальный. Выразительное чтение

34-35

 Л. Н. Толстой «Филипок»

2

Комбинированный

Уметь: 

– выделять особенности сюжета произведения;

– читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику главным героям произведения

Фронтальный опрос

36

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»

1

Комбинированный

Знать познавательные рассказы

Л. Толстого, творчество писателя.

Уметь: 

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– различать жанры (рассказ, быль, стихотворение);

– определять тему и главную мысль произведения;

Фронтальный опрос

2 четверть – 28 час

1

 Л. Н. Толстой«Котенок»

1

Комбинированный

Знать познавательные рассказы

Л. Толстого, творчество писателя.

Уметь: 

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– различать жанры (рассказ, быль, стихотворение);

– определять тему и главную мысль произведения;

Фронтальный опрос

2

Обобщение по теме «Русские писатели»

1

Урок-обобщение

Уметь: 

– давать характеристику главным героям произведения;

– участвовать в обсуждении прочитанного;

– отвечать на обобщающие вопросы по теме

Тестирование

О  братьях  наших  меньших
(12 ч)

3

Н. И. Сладков «Они и мы».

А. А. Шибаев «Кто кем становится?»

1

Комбинированный

Уметь:

 прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Текущий

4

Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

Комбинированный

Уметь: 

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения;

– участвовать в анализе содержания;

– оценивать события, поступки героев;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный опрос

5

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

Комбинированный

Уметь: 

выполнять творческую работу (сочинение сказок);

– читать осознанно и выразительно текст художественного произведения;

– определять его тему и главную мысль

Фронтальный опрос

6-7

М. Пришвин «Ребята и утята»

2

Комбинированный

Уметь: 

– определять, от какого лица идет повествование;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)

Пересказ

8-9

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

2

Комбинированный

Знать понятие «логическое ударение».

Уметь:

– определять построение, характер текста;

– использовать силу голоса для постановки логического ударения;

– участвовать в диалоге;

– формулировать и высказывать

свое мнение о прочитанном по плану;

– пересказывать текст

Индивидуальный. Выразительное чтение

10

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1

Комбинированный

Уметь: 

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный

опрос

11

В. Бианки «Музыкант»

1

Комбинированный

Уметь: 

– определять эмоциональный тон персонажа; 

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный опрос

12-13

В. Бианки «Сова»

2

Комбинированный

Фронтальный

опрос

14

Урок-обобщение по теме

«О братьях наших меньших»

1

Урок-обобщение

Знать произведения о животных.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать, анализировать произведения

Тестирование

Из детских журналов

(9 ч)

15

Знакомство с детскими журналами.

1

Комбинированный

Знать детски журналы,

Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию.

Текущий

16

Д. Хармс «Игра».

1

Комбинированный

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «темп» чтения.

Уметь:

устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения

Фронтальный опрос

17

Д. Хармс, «Вы знаете?».

1

Комбинированный

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «темп» чтения.

Уметь:

устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

Фронтальный опрос

18

Д.Хармс, С. Маршак

«Весёлые чижи»

1

Комбинированный

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «темп» чтения.

Уметь:

устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения

Фронтальный опрос

19

Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

Комбинированный

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «юмор» произведения.

Уметь:

– анализировать произведение;

– определять средства художественной выразительности;

– выразительно читать стихотворения наизусть

Фронтальный опрос.

Чтение

наизусть

20

 Ю. Владимиров «Чудаки»

1

Комбинированный

Уметь: 

– прогнозировать содержание текста по заголовку;

– участвовать в диалоге;  

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Индивидуальный. Выразительное чтение

21

 А. Введенский «Учёный Петя»

1

Комбинированный

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– характеризовать поступки героев, их моральные черты

Фронтальный опрос

22

А.Введенский «Лошадка»

1

Комбинированный

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– характеризовать поступки героев, их моральные черты

 

Фронтальный опрос

23

Урок-обобщение по теме

«Из детских журналов»

1

Урок-

обобщение

Знать названия детских журналов.

Уметь:

представлять свой любимый журнал;
– пересказывать понравившиеся произведения, строки из них;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный опрос. Тестирование

Люблю  природу  русскую.  Зима

(8 ч)

24

Зимние загадки.

1

Комбинированный

Уметь: прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки

Текущий

25

Образ зимы в поэзии.

И. Бунин,

К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег»

1

Комбинированный

Знать произведения о зиме.

Уметь:

определять средства художественной выразительности;

– составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх

Фронтальный опрос

26

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

Комбинированный

Знать понятие «звукопись».

 – творчество С. Есенина;

Уметь:

определять в тексте средства выразительности – звукопись;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– читать выразительно стихотворения наизусть

Фронтальный опрос, чтение наизусть

27

С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

1

Знать 

творчество С. Есенина;

Уметь:

 – читать выразительно стихотворения наизусть

- находить в тексте средства художественной выразительности

Фронтальный опрос, чтение наизусть

28

Русская народная сказка «Два Мороза».

1

Комбинированный

Уметь:

рифмовать слова, текст; 

– читать осознанно текст произведения;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему

Индивидуальный, выразительное чтение

3 четверть - 40 часов

1

С новым годом!

С. Михалков «Новогодняя быль»

1

Комбинированный

Уметь:

рифмовать слова, текст; 

– читать осознанно текст произведения;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему

Индивидуальный. Выразительное чтение

2

А. Барто

«Дело было в январе»

1

Комбинированный

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

– определять тему и находить главную мысль произведения

Фронтальный опрос

3

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима»

1

Урок-обобще-ние

Знать произведения о зимней природе.

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях;

– читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору)

Фронтальный опрос. Тестирование

Писатели – детям

(17 ч)

4

К. И. Чуковский «Путаница»

1

Урок-

игра

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.

Уметь:

– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

– определять тему и главную мысль произведения, давать хар-ку героя

Фронтальный опрос. Чтение наизусть

5

Загадки. К. И. Чуковский

«Радость»

1

Комбинированный

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.

Уметь:

– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику героям

Фронтальный опрос.

Чтение наизусть

6-8

К. И. Чуковский «Федорино горе»

3

Комбинированный

Уметь различать народные и литературные сказки,прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы.

Индивидуальный. Выразительное чтение

9

С. Я. Маршак «Кот и ло-дыри»

1

Комбинированный

Знать творчество С. Я. Маршака.

Уметь:

– анализировать юмористические стихотворения;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Фронтальный опрос

10

С. В. Михалкова «Мой секрет»,

1

Комбинированный

Знать творчество С. В. Михалкова.

Уметь:

– прогнозировать содержание произведения по названию;

– анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных;

Индивидуальный. Выразительное чтение

11

С. В. Михалков «Сила воли»

1

Комбинированный

Индивидуальный. Выразительное чтение

12

С. В. Михалков «Мой щенок»

1

Комбинированный

Знать творчество С. В. Михалкова.

Уметь:

– прогнозировать содержание произведения по названию;

– анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Фронтальный опрос.

Чтение

наизусть

13

А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука»

1

Комбинированный

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть

Индивидуальный. Выразительное чтение

14

. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»

1

Комбинированный

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть

Фронтальный опрос

15

Н. Н. Носов «Затейники»

1

Урок-игра

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Пересказ

16-17

Н. Н. Носов «Живая
шляпа»

2

Комбинированный

Уметь:

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Индивидуальный. Выразительное чтение

18

Н. Н. Носов «На горке»

1

Комбинированный

Фронтальный опрос.
Пересказ

19

Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке»

1

Комбинированный

Составление картинного плана к рассказу

20

Урок – обобщение по теме «Писатели – детям»

1

Урок-обобще-ние

Знать произведения для детей.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Тестирование

Я  и  мои   друзья

 (12 ч)

21

Я и мои друзья. Развитие речи.

1

Комбинированный

 Уметь: связно и последовательно передавать свои мысли.

Фронтальный опрос

22

В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»;

1

Комбинированный

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения;

Индивидуальный. Выразительное чтение

23

 В. Лунин «Я и Вовка»

1

Комбинированный

Уметь:

подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;  

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный опрос

24-25

Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

2

Комбинированный

Знать понятие «логическое ударение».

Уметь:

использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

– объяснять авторское отношение к персонажам текста;

Фронтальный опрос

26

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

Комбинированный

Уметь:

определять характер текста по заглавию;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)

Фронтальный опрос

27-28

В. Осеева «Волшебное слово»

2

Комбинированный

Уметь:

– выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Индивидуальный. Выразительное чтение

29

В. Осеева «Хорошее»

1

Комбинированный

Уметь:

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Фронтальный опрос

30

Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?»

1

Комбинированный

Уметь:

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

31

В. Осеева «Почему?»

1

Комбинированный

Уметь:

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Пересказ

32

Урок-обобщение по теме

«Я и мои друзья»

1

Урок-обобще-ние

Знать произведения о детях.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Тестирование

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА

 (11 ч)

33

Весенние загадки.

1

Комбинированный

Уметь:

 прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Фронтальный опрос

34-35

Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды»

2

Урок-игра

Знать произведения о весне.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Фронтальный опрос

36-37

Картины весны в стихотворениях

А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»

2

Комбинированный

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Фронтальный опрос

38

Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот», А. Блока «На лугу»

1

Комбинированный

Знать приметы весны в произведениях.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Индивидуальный. Выразительное чтение

39

И. Бунин

«Матери».

1

Комбинированный

Знать пословицы и поговорки о матери.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Фронтальный опрос. Чтение наизусть

40

А. Плещеев «В бурю»

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

4 четверть – 32 часа

1

Е. Благинина «Посидим в тишине».

1

Комбинированный

Знать способы изображения характера героя в произведениях.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности

Фронтальный опрос

2

Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

3

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна»

1

Урок-обобщение

Знать произведения о весенней природе.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Тестирование

И  в  шутку  и  всерьез (14 ч)

4

«И в шутку и всерьёз».

1

Комбинированный

Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Фронтальный опрос

5

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!»

1

Комбинированный

Знать понятие «орфоэпическое чтение».

Уметь:

читать орфоэпически;

– читать по ролям; – определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный опрос

6-7

 Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

2

Урок-игра

Знать творчество Б. Заходера.

Уметь:

– отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев;

– выразительно читать стихотворения наизусть

Фронтальный опрос

8-9

Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка»

2

Комбинированный

Знать:

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

Уметь:

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

 – отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– пересказывать прочитанное;

– выразительно читать стихотворения наизусть

Индивидуальный. Выразительное чтение

10

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», «Память»

1

Комбинированный

Знать:

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

Уметь:

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

 – отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– пересказывать прочитанное;

– выразительно читать стихотворения наизусть

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы

11

 В. Берестов «Знакомый»,«Путешественники»

1

Комбинированный

Знать творчество В. Берестова.

Уметь:

– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

– выразительно читать стихи наизусть;

– давать характеристику героям произведения;

– отвечать на вопросы;

– участвовать в обсуждении темы урока

Фронтальный опрос. Чтение наизусть

12

В. Берестов «Кисточка»,

И. Токмакова «Плим»

1

Комбинированный

Знать творчество В. Берестова.

Уметь:

– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

– выразительно читать стихи наизусть;

– давать характеристику героям произведения;

– отвечать на вопросы;

– участвовать в обсуждении темы урока

Фронтальный опрос

13

. И. Токмакова

«В чудной стране»

1

Урок-игра

Уметь:

объяснять авторское отношение к героям;  

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

– оценивать события, героев произведения;

– различать элементы книги

Индивидуальный. Выразительное чтение

14

Г. Остер «Будем знакомы»

1

Комбинированный

Уметь:

– выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа);

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Фронтальный опрос

15-16

В. Драгунский «Тайное становится явным»

2

Комбинированный

Уметь:

определять характер произведения по рисункам;

– работать с иллюстрациями; 

читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный опрос.
Пересказ

17

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

1

Урок-обобщение

Знать юмористические произведения для детей.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Тестирование

Литература  зарубежных  стран
(15 ч)

18

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

1

Комбинированный

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с американской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности

Фронтальный опрос

19

Английская народная

песенка «Перчатки»

1

Комбинированный

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с американской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности

20

Английская народная песенка «Храбрецы»

1

Комбинированный

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с американской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности

Индивидуальный. Выразительное чтение

21

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»

1

Комбинированный

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с французской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности

Фронтальный опрос. Чтение наизусть

22

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1

Урок-игра

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности

Фронтальный опрос

23-25

Шарль Перро «Кот в сапогах»

3

Комбинированный

Знать творчество Ш. Перро.

Уметь:

выделять эпизоды из текста; 

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

Индивидуальный. Выразительное чтение

26-27


Ш. Перро «Красная

шапочка»

2

Комбинированный

Знать понятие «фантастика».

Уметь:

анализировать мотивы поведения героев;
– отвечать на вопросы;

– составлять план пересказа; 

выделять эпизоды из текста; 

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать сказки народные и литературные

Фронтальный опрос

28

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

Комбинированный

Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Индивидуальный. Выразительное чтение

29-31

Эни Хогарт «Мафин и паук»

3

Комбинированный

Уметь:

анализировать образность художественной речи;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный опрос

32

К. Чуковский «Котауси и Мауси»

1

Урок-игра

Уметь:

определять эмоциональность характера текста;

– читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

рабочая программа для 3 класса по татарской литературе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...

Рабочая программа по литературе 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс   по программе УМК "Начальная школа 21 век "...