Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.
календарно-тематическое планирование (чтение, 3 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование составлено по УМК "Гармония", литературное чтение Кубасова О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33

Согласовано                                                                        Утверждаю

Зам.директора по УВР                                                        Директор МОУ-СОШ № 33

___________________                                                        ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

на 2011-2012 учебный год

для 3 А класса

 

Годовое количество часов: 102

Количество часов в неделю: 3

Учитель: Простакова Наталья Александровна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов, протокол № _______ от ________________2011 г.

Председатель ШМО ________________________

Вводная часть

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеским ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных  предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности

на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые по-

зиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством

чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания

и придании ему той или иной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной

информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

  1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности).
  2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения).
  3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
  4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
  5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и другие. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию).
  6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития).
  7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и другие), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.

2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников и учебники по литературе для 5, 6 и 7 классов основной школы.

3. Учебный материал, реализующий данную Программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики.

Таким образом и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)

4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностноориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит к правильному осмыслению прочитанного.

Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных.

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) – таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование

умения ориентироваться в мире книг;

• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;

• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники

содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения

драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки

и проведения презентации).

Реализовать перечисленные выше задачи учителю поможет специально созданные для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.

Образовательные технологии:

Проблемное обучение

Исследовательская деятельность

Личностно-ориентированный подход

Игровые технологии

Развивающее обучение

Модельный метод обучения.

Групповые технологии.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

3 А

2

1

О.В. Кубасова Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразоватлеьных учреждений. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007.

О.В. Кубасова Литературное чтение. Тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений. 7-е издание,Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.

Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Часть 1. Москва, Просвещение, 2008.

О.В. Кубасова Литературное чтение. Учебник «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.

О.В. Кубасова Литературное чтение. Тестовые задания. 3 класс, 2-е издание. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.

Учебно-методический комплекс

Авторы

Название пособия

Издательство

Год

1

О.В. Кубасова

Литературное чтение. Любимые страницы учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание.

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»

2010

2

М.И. Кузнецова

Литературное чтение. Зачётные работы. Контроль знаний. 3 класс (по Новому образовательному стандарту (второго поколения)).

Москва «Экзамен»

2011

3

О.Н. Крылова

Чтение и работа с текстом (по новому образовательному стандарту (второго поколения)).

Москва «Экзамен»

2011

4

О.В. Кубасова

Литературное чтение. Тесты. 3 класс

Москва «АСТ»

2008

5

О.В. Кубасова

Литературное чтение. Тестовые задания. 3 класс.

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»

2010

6

О.В. Кубасова

Литературное чтение: метод. рекомендации к тестовым заданиям к учеб. "Любимые страницы" для 1-4 кл.

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»

2010

7

М.И. Оморова

Чтение в начальных классах 1-4.

Москва АСТ Астрель

2003

8

Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова

Справочник для учителей и родителей. Литературное чтение 1-4.

Москва, АСТ Астрель

2003

9

Т.В. Игнатьева

Контрольные тексты для проверки техники чтения 1-4 классы.

Тула «Родничок»

2002

10

О.В. Кубасова

Как помочь ребенку стать читателем.

Москва,

АСТ Астрель

2004

11

Л.А. Павлова

Как формировать навык чтения у младших школьников

Москва, Аркти

2007

12

Кубасова О.В.

  1. 2 класс "Любимые страницы".  Методические рекомендации (21век.)

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ

XXI ВЕК»

2010

13

Интернет

14

Газета «Первое сентября»

15

Журнал «Начальная школа»

16

Журнал «начальная школа + до и после»

Основные знания,  умения и навыки:

Читательские умения:

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70-80 слов в минуту.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

Обучающиеся должны уметь:

  1. понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;
  2. выявлять отношение автора  тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  3. работать с толковым словарем;
  4. использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);
  5. давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  6. определять тему и главную мысль произведения;
  7. соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;
  8. озаглавливать иллюстрации и тексты;
  9. составлять простой план произведения;
  10. пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
  11. выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
  12. развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;
  13. ставить вопросы  к прочитанному;
  14. самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Обучающиеся должны уметь:

  1. выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
  2. выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;
  3. использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);
  4. накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Обучающиеся должны:

  1. уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
  2. освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;
  3. уметь подготовить творческий пересказ;
  4. уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);
  5. принимать участие в конкурсах чтецов;
  6. составлять собственные высказывания на основе прочитанного.

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух

Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.

Чтение про себя

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения. Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идет речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано. Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, при помощи которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.

Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-познавательными текстами

Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-познавательного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.

Библиографическая культура

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Составление каталожной карточки. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.

Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей  диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному). Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений из повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.

Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.

Круг чтения

В третьем классе на первый план выходят задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные  тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения  русской литературы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

Труд человека кормит,

а лень портит (10 ч).

1.

Урок-путешествие «Школа и школьная жизнь». Знакомство с учебником. Р. Сеф «Лопата», Е. Карганова «Лекарство без рецепта».

2.

Знакомство с творчеством К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Понимания заглавия произведения.

3.

Поучение через осуждение поступка. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.  Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться». С. Баруздин «Бревно».

4.

Жанровое разнообразие: авторская и народная сказки. Их отличительные особенности.  Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С. Маршак «Старуха,  дверь закрой!».

5.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение мотивов поведения героя. Беседа по вопросам. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

6.

Продолжение  чтения произведения Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте.

7.

Знакомство с творчеством И. Крылова. Жанровое разнообразие: басня.  Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. «Стрекоза и муравей».

8.

Определение главной мысли в произведении Дж. Р. Киплинга «Отчего у Верблюда горб». Чтение по ролям.  Характеристика героя произведения. 

9.

Жанровое разнообразие: африканская сказка «Лентяйка». Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

10.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Сравнение произведений. Грузинская сказка «Голубой ковер». Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (7 ч).

1 (11).

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.  Итальянская сказка «Новая юбка», С. Маршак «Не так».  Выявление авторского отношения к персонажам. Работа с толковым словарем.

2 (12).

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил». Деформированный план и его корректировка.  Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого.

3 (13).

Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

4 (14).

Жанровое разнообразие: русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Работа с заголовком. 

5 (15).

Продолжение работы над русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая». Деление текста на части. Составление простого плана произведения. 

6 (16).

Жанровое разнообразие: сказки народов мира. Армянская сказка «Золотое яблоко». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

7 (17).

Жанровое разнообразие: литературная сказка. Языковое оформление текста. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.  Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Много хватать – свое потерять (3 ч).

1 (18).

Сравнение народной и литературной сказки. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Характеристика героя произведения.  Нахождение главной мысли, сформированной в тексте. Обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги. 

2 (19).

Добро и зло  произведениях Я. Аким «Жадина», В. Зотов «Бабушкин халат». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.

3 (20).

Знакомство с творчеством Д. Родари «Солнце и туча». Определение мотивов поведения героя. Беседа по вопросам. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте.

Тайное всегда становиться явным

 (5 ч).

1 (21).

Жанровое разнообразие: рассказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Прогнозирование содержания читаемого.  В. Драгунский «Тайное становится явным».

2 (22).

Диалог как особый прием, позволяющий сохранить юмористический тон. Н. Носов «Огурцы». Выявление  авторского отношения к персонажам. Определение главной мысли. Деление текста на части.

3 (23).

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Выделение в тексте слов и выражений, значение которых непонятно. В. Осеева «Почему?»

4 (24).

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Чтение по ролям. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.  

5 (25).

Предисловие книги. Л. Пантелеев «Честное слово». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.

Унылая пора! Очей очарованье! (4 ч).

1 (26).

Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. К. Бальмонт «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Средства художественной выразительности. 

2 (27).

Осень в произведениях Ф. Тютчев «Листья», А. Фета «Ласточки пропали». Средства художественной выразительности – звукопись. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения.

3 (28).

Жанровое разнообразие: рассказ. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Деление текста на части. Определение микротем. К. Паустовский «Барсучий нос».

4 (29).

Стихотворения русских поэтов об осени. А. Пушкин «Осень» (отрывок), М. Лермонтов «Осень», А. Майков «Осень». Средства художественной выразительности. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи.

Ежели вы вежливы… (2 ч).

1 (30).

Мультимедийный урок. С. Маршак «Урок вежливости»,  И. Пивоваров «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк». Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

2 (31).

Определение мотивов поведения героя. В произведении В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа по вопросам. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

Каждый свое получил (14 ч).

2 часть

1 (32).

Жанровое разнообразие: сказка. Эстонская сказка «Каждый свое получил», латышская сказка «Два брата». Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Персонажи, прием противопоставления.  Понимание содержания литературного произведения. 

2 (33).

Ю. Ярмыш «Добрый клён», «Озеро», Узбекская сказка «Черепаха и скорпион». Чтение по ролям. Анализ причины поступка персонажа.  Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей. 

3 (34).

Мультимедийный урок. Жанровое разнообразие: басня. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. И. Крылов «Чиж и Голубь». Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

4 (35).

Индийская сказка «Мак». Деформированный план и его корректировка.  Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого.

5 (36).

Г. Ладонщиков «В старой сказке», русская народная сказка «Баба-Яга». Сравнение произведений. Составление плана в виде назывных предложений из текста. 

6 (37).

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Понимания заглавия произведения. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

7 (38).

Жанровое разнообразие: литературная сказка. Осознание диалога как вида речи Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Б. Заходер «Серая звездочка».

8 (39).

Б. Заходер «Серая звездочка» (продолжение). Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание. Чтение по ролям. 

9 (40).

Английская сказка «Хромая Молли». Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Беседа по вопросам.

10 (41).

Чешская сказка «Златовласка». Персонажи, прием противопоставления.  Определение главной мысли текста. Понимание содержания литературного произведения. Составление картинного плана.

11 (42).

Чешская сказка «Златовласка» (продолжение). Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. Деление текста на части. Составление простого плана произведения. Озаглавливание.

12 (43).

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем.

13 (44).

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» (продолжение). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Чтение по ролям.

14 (45).

Понимания содержания литературного произведения. Характеристика героя произведения. Подробный пересказ текста.  Л. Чарская «Живая перчатка», Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (5 ч)

1 (46).

Жанровое разнообразие: стихотворение. Ю. Мориц «Разговаривали вещи». Средства художественной выразительности. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи.

2 (47).

Жанровое разнообразие: литературная сказка. Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Выборочное чтение. Выявление авторского отношения к герою на основе имени. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

3 (48).

Х.К. Андерсен «Ель». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам.

4 (49).

Е. Пермяк «Некрасивая ёлка», Е. Клюев «Сказки простого карандаша». Сравнение произведений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого.

5 (50).

Проверка техники чтения по линии администрации за 1 полугодие

Снег летает и сверкает… (9 ч).

1 (51).

Конкурс чтецов. Настроение в произведениях С. Есенина «Берёза», М. Пришвина «Деревья в лесу». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности.

2 (52).

Жанровое разнообразие: стихотворение. И. Никитин «Весело сияет», А.С. Пушкин «Зимний вечер». Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях.

3 (53).

Жанровое разнообразие: литературная сказка. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. Деление текста на части. Х.К. Андерсен «Девочка со спичками».

4 (54).

Зимняя тематика произведений в творчестве И. Сурикова «Детство». А. Блока «Ветхая избушка». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности.

5 (55).

З. Александрова «Снежок», Саша Чёрный «На коньках». Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем.

6 (56).

В. Драгунский «Кот в сапогах». Персонажи, прием противопоставления.  Определение главной мысли текста. Понимание содержания литературного произведения. Составление картинного плана. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

7 (57).

Соответствие названия рассказа и содержания. Н. Носов «Бенгальские огни». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Чтение по ролям.

8 (58).

Н. Носов «Бенгальские огни» (продолжение). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте.  Составление плана. 

9 (59).

Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. С. Дрожжин «Снег летает и сверкает», К. Бальмонт «Снежинка», С. Есенин «Пороша».

За доброе дело стой смело (5 ч).

3 часть

1 (60).

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.

2 (61).

Н. Артюхова «Трусиха», Э. Киселева «Мальчик-огонек». Сравнение произведений.  Выявление  авторского отношения к персонажам. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Определение главной мысли.

3 (62).

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Анализ причины поступка персонажа. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.

4 (63).

Конкурс чтецов. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Баруздин «Страшный клад». Сравнение произведений. Характеристика героя произведения. Деление текста на части и составление плана. Беседа по вопросам. 

5 (64).

Творчество С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Средства художественной выразительности.  Характеристика персонажей, собственное отношение к их поступкам.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч).

1 (65).

Жанровое разнообразие: рассказ. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. Сравнение произведений. В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

2 (66).

Б. Емельянов «Мамины руки». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

3 (67).

Жанровое разнообразие: стихотворение. Стихи о семье. Прогнозирование содержания по заголовку. Л. Яковлев «Альбом фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки», О. Дриз «Книга».

4 (68).

Г. Фаллада «История про мамину сказку». Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Подробный пересказ текста, деление на части, озаглавливание.

5 (69).

Жанровое разнообразие: рассказ. Читаем по ролям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. В. Драгунский «…Бы»

6 (70).

Жанровое разнообразие: рассказ. Прогнозирование содержание читаемого. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.  Н. Артюхова «Трудный вечер».

7 (71).

Выявление авторского отношения  к герою на основе имени, авторских помет. Определение эмоционального характера текста. М. Зощенко «Золотые слова».

8 (72).

Жанровое разнообразие: сказки народов мира. Черногорская сказка «Милош находит мать». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.

9 (73).

Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста.  Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

10 (74).

Жанровое разнообразие: сказка. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Испанская сказка «Птица-правда».

11 (75).

Испанская сказка «Птица-правда» (продолжение). Определение главной мысли. Деление текста на части. Составление плана в виде вопросов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

12 (76).

Жанровое разнообразие: легенда. А. Платонов «Разноцветная бабочка». Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях о произведении. Определение характера текста по заглавию.  Авторское и собственное отношение к персонажам.

13 (77).

Определение главной мысли, сформулированной в тексте. Л. Петрушенская «Сказка о часах» Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Иллюстрация к книге и ее роль в понимании произведения. Поучительный смысл сказки.

14 (78).

Русская народная сказка «Подземные царства»,  Г. Виеру «Мамин день». Сравнение произведений. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.

Весна идет, весне дорогу!.. (7 ч)

1 (79).

Настроение в произведениях Ф. Тютчева «Зима недаром злиться», М. Пришвина «Капля и камень». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности.

2 (80).

В. Железников «Три ветки мимозы». Определение мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных.  Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

3 (81).

Произведения о весне. И. Северянин «Отчего?», В. Берестов «Мать-и-мачеха», Г. Новицкая «Подснежник». Эмоциональный тон произведения. Выделение средств художественной выразительности. Выбор темпа чтения в  зависимости от смысла читаемого

4 (82).

Определение особенностей художественного текста. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Н. Гоголь «Весна». А. Плещеев «Весна». Сравнение произведений. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы.

5 (83).

К. Паустовский «Стальное колечко». Анализ причины поступка персонажа. Умение находить в тексте необходимую информацию. Творческий пересказ в форме дополнения текста.

6 (84).

А. Майков «Ласточка примчалась», А. Фет «Я пришел к тебе с приветом», А. Чехов «Весной». Словесное рисование. Средства художественной выразительности. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения.

7 (85).

Проверка техники чтения по линии администрации за год

Любовь волшебная страна (9 ч).

4 часть

1 (86).

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.  В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник». Работа над передачей основного  эмоционального фона произведения.

2 (87).

Жанровое разнообразие: литературная сказка. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Н. Вагнер «Сказка». Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

3 (88).

Братья Гримм «Рапунцель». Понимания заглавия текста.  Характеристика персонажа, собственное отношение к их поступкам. Составление словесного описания сюжетного фрагмента из эпического произведения.

4 (89).

Изложение события от имени героя текста. Французская сказка «Красавица и чудовище». Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. 

5 (90).

Х.К. Андерсен «Ромашка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам.

6 (91).

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево». Характеристика героя произведения.  Нахождение главной мысли, сформированной в тексте. Обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги.  

7 (92).

Русская народная сказка «Пёрышко финиста-ясна сокола». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. Деление текста на части.

8 (93).

Польская сказка «Каменный принц и прекрасная померанца». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.

9 (94).

А.А Фет «Облаком волнистым», Я. Полонский «Песня», И.С. Тургенев «Воробей». Сравнение произведений. Нахождение главной мысли произведения. Средства речевой выразительности. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности. 

Чудесное - рядом (8 ч).

1 (95).

Р. Сеф «Чудо», А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую». Словесное рисование. Средства художественной выразительности. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения.

2 (96).

Жанровое разнообразие: рассказ. Читаем по ролям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста.  К. Паустовский «Заботливый цветок».

3 (97).

В. Жуковский «Родного неба милый свет…», С. Маршак «О том, как хороша природа». Средства речевой выразительности. Определение особенностей художественного текста. 

4 (98).

Н. Абрамцева «Радуга» Ю. Могутин «Берег бродячих камешков», М. Пришвин «Дятел». Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сравнение произведений.

5 (99).

В. Астафьев «Стрижонок скрип». Деление теста на части, составление плана, пересказ по плану. Определение мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных.

6 (100).

О. Дриз «Счастье», Б. Заходер «Что красивей всего?», В. Бианки «Музыкант». Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем.

7 (101).

Белорусская сказка «Музыка-чародейник». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

8 (102).

И.Пивоварова «Волшебная палочка», итальянская сказка «Тайна Флорио».  Прогнозирование содержание читаемого. Беседа по вопросам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....