В.Д.Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Сапегина Светлана Пименовна

Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berestov_hitrye_griby1.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Тема: Грибы (из энциклопедии), В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Урок  проводится во 2 классе  в начале октября. В это время в природе изобилие грибов. Младшие школьники мало знакомы с этим загадочным интересным миром. Моя задача: научить детей работать с энциклопедией, самостоятельно добывать интересующую их информацию.

      На уроке формируются экологические знания. Дети понимают, что грибы – это огромный мир, без которого не может существовать природа.

Целеполагание: -  учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное,      познавательное;

                    - ознакомить детей с произведением В. Берестова;

- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды «Грибы», выставка книг «Моя первая энциклопедия», хлеб с плесенью,  корзина,  лукошко,  ёжик с загадками, карточки со словарными словами.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

(Фронтальный и индивидуальный опрос).

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

-  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полез ного нам дает?

-  А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является  растением?

-  Чтобы об этом узнать, давайте откроем учебники и читаем.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя. 

Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Бе лые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.                                                     Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу дос таточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырас тают плодовые тела.

Шляпка

Ножка  Плодовое тело

Грибница (мицелии)

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поля не, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образова ния, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый на лет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под мик роскопом, так они малы.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.

2). Первичное чтение.(с.77)

Читает подготовленный учащийся.

-Под текстом в скобках написано «из энциклопедии».

  -Кто знает, что такое энциклопедия?

      Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

      Грибы – особое царство живой природы.

3). Беседа после чтения.

-  Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

-  Сколько видов грибов существует?

-  Какие грибы вам известны?

-  На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

-  Какие несъедобные грибы вам известны?

-  А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу  некоторым животным?

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

-  Ребята, а в какое время года собирают грибы?

-  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

-  А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

-  Понравилось ли вам стихотворение?

-  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

-  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- С чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

- С какой интонацией надо читать это стихотворение?

- Какое настроение передает нам автор стихотворения?

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.

    - Чтение поговорок. Объяснить смысл поговорки.

         

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.

4. Выразительное повторное чтение.

VI.  Закрепление нового материала

 Чтобы с нами не случилась такая же история, давайте поближе познакомимся с грибами. Чтение стихов о грибах. Показ слайдов «Грибы».

Отгадайте загадку.

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.

(Учитель читает загадку, показывает детям карточки с изображением грибов.)

Серенькие шляпки.

 Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

 Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

-   А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он жит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

-   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

 Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

-   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

Лисички-сестрички.

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Мы укрылись с головой.  

Боровичок.

Белый гриб боровичок

Притаился и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди.

Не найдешь, не найдешь

Так ни с чем и уйдешь.

Опята.

Вот пень, вот опята

Мама, папа и ребята.

И в траве один опенок

Эй, заблудится ребенок.

Рыжик.

От летнего солнца у шляпки моей

Загнулась наружу кромка полей.

От жарких лучей оранжевым стал

За это меня кто-то рыжим назвал.

Мухомор.

Шапочка атласная

Красная, красная.

Белые горошины

Поверху брошены.

А на ножке белый бант

Это что еще за франт?

Как на праздник нарядился,

На полянку выкатился.

Знаем, знаем

Ты хорош да пригож,

Да в лукошко не гож.

Маслята.

Девять маленьких маслят

 В ряд у сосенки стоят.

Девять желтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек горят.

Сыроежки.

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза,

Как увидят нас не  мешкая,

Собирают всех подряд,

Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

Грузди.

У опушки на поляне

Вырос гриб в большой панаме.

На виду у всех стоит

И как будто говорит:

«Ничего я не боюсь,

Я – отважный, смелый груздь».

Шампиньон.

У дорожки на опушке,

Между двух больших ракит,

Чья-то белая макушка

День-деньской в траве торчит.

Но прошёл грибник с лукошком,

Да и снял макушку он –

Оказалось у дорожки

Рос красавец шампиньон.

-   Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)

Теперь, ребята, вы знаете, какие бывают грибы, где они растут, можете узнать их по описанию. Из леса к нам пришёл ёжик. Он принес на своей спинке для нас грибы, но грибы не простые, а волшебные. На каждом грибочке загадка. Кто отгадает загадку, может срезать грибок в лесу.

Грибная угадайка

Начал капать дождь на ели,

Шляпы все грибы надели.

 Только этот гриб спешил —

Шляпку он не захватил. (Дождевик)

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Розовый приятный цвет,

 И колечек яркий след.

Так волнуются подружки.

Это же грибы... (волнушки).

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат. —

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? (Груздь

Шляпка выгнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

 Золотой, янтарный цвет,

 И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

Стоит на опушке

Большая... (волнушка),

Дождик водою ее наполняет.

После дождя озорная лягушка

В шляпку волнушки, как в тазик, ныряет.

На опушках, просеках,

В елочках и сосенках,

Словно бы после дождя,

Шляпки их всегда блестят. (Маслята)

Царь грибов на толстой ножке

Самый  лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он (белый).

Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички

Рыжеватые (лисички).

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут (маслята).

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые кучкой. (Опята).

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные

Самые заметные. (Сыроежки).

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке (Подберезовик).

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик).

Осенняя песенка.

(Дети поют в конце урока).

По тропиночке лесной

Мы уходим в лес густой.

Завораживает, манит

Лес осенний золотой,

Листья кружатся, летят,

Под ногами шелестят,

Видно с нами подружиться

Листья желтые хотят.

А в лесу грибы растут

Под кусточком там и тут

Сами просятся в корзину

Наклониться нас зовут.

Листья кружатся, летят,

Под ногами шелестят

Видно с нами подружиться

Листья желтые хотят.

По тропиночке лесной,

Возвращаемся домой,

А деревья на прощанье

Машут желтою листвой.

Листья кружатся, летят,

Под ногами шелестят,

Видно с нами подружиться

Листья желтые хотят.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъе добных?

- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Приложение

О грибах

1.   Какой гриб не рекомендуется сры вать, хотя он и очень вкусен? (Гриб «ба ран» — занесен в Красную книгу.)

2.  Какие животные питаются грибами? (Лоси.)

3.  Съедобен ли дождевик? (Да, только молодой.)

4.  В какое время суток следует отправ ляться в лес за грибами? (С рассветом, в это время гриб самый крепкий.)

5. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов.)

Волчий табак, заячья картошка, дождевик.

На лугах среди травы часто попа даются грибы, которые на другие не очень-то похожи. У них нет шляпки и ножки. Тело этих грибов, белеющее на земле,— круглое, как теннисный мяч. Или грушевидное. Это грибы-дожде вики. Мы обычно проходим мимо, иногда даже пинаем их от нечего де лать. По питательным свойствам да и по вкусу молодые дож девики едва ли уступят боровикам.

 Созревая, эти  грибы превращаются   в  мешочки  с великим  множеством  мельчайших, как  пыль, спор. Наступишь на гриб, и  он  словно  взрывается - споры  вылетают  темным  облачком.

Встречаются   они в лесах  и  на лугах. В  молодом  возрасте,  когда мякоть их  белая и споры  еще  начали  созревать, съедобны.      

   Дождевики — чемпионы среди гри бов по размерам. Есть, конечно, и лилипуты, например дождевик маленький. Его шарики в поперечнике не бывают больше двух сантиметров.. Но есть и великаны. Это гигант ский дождевик. Он бывает до 70 сантиметров в диаметре! Такие грибы находили даже под Москвой.

Как только в дождевике начинают образовываться споры, мякоть его становится желтоватой. Тогда есть гриб уже нельзя. Тем более нельзя есть совсем зрелый дожде вик: он превращается в «табакерку».

Эти грибы в народе часто называют волчьим табаком. Интересно, что есть и такие дождевики, которые, созревая, отрываются от матери-грибницы и катятся по земле, гони мые ветром. А если ветра нет, лежат круглые и тёмные, как старая картошка. Эти грибы прозвали заячьей картошкой.

 А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дожде вик, а он внутри не снежно-белый, а чёрно-фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!

И ещё одно предостережение: бледная поганка, когда только-только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородна.

Весёлые задачи

1. В осенний полдень под сосной

Еж нашел сюрприз лесной:

2 лисички, 5 опят

Под сосной в лесу стоят.

Ну а дальше у опушки —

Сыроежки — все подружки

По 3 в 3 ряда стоят.

На ежа они глядят.

Кто ответ нам дать готов,

Сколько еж нашел грибов?

Литература

Климанова Л.Ф. и др. Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. М. : Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся начальных классов. М. : Просвещение, 2011.

Моя первая энциклопедия / Сост. Л.Я. Гальперштейн. ООО М. : Росмен – Пресс, 2003.

Казак О.Н. Загадки и скороговорки. СПБ Союз, 1997

Зотов В.В. Лесная мозаика. М. : Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...