урок внеклассного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Лисова Наталья Анатольевна

урок по русской народной сказке "Как мужик гуся делил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА :  Русская народная сказка « Как мужик гусей делил?».  Русский домострой.

УРОК      ОНЗ.

Цели: формировать УУД:

Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в паре, группе.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.

Образовательные: познакомить с русской народной сказкой « Как мужик гусей делил», дать представление о видах сказок, формировать представление о быте русского народа, о русском домострое.

Планируемый результат:

Личностные: уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Предметные: знать виды сказок, уметь использовать знания о быте русского народа, о русском домострое.

Этапы урока

Ход  урока

УУД

Мотивация у учебной деятельности.

Актуализация знаний.

3. Формулирование темы. Овладение новыми знаниями.

4 Рефлексия.

Солнце, дождик, приходите!

Детям сказку приводите!

А из тучи гром, гром!

Загоняет в дом, дом!

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети ,скорей , светлицу,

Расскажи нам небылицу.

Как вы думаете, о чем  пойдет речь на уроке?

О  сказках.

А почему сказку назвали сказкой?

Ее сказывали.

Верно, сидя вечерком за длинным столом в большой избе или маленькой, любили сказывать сказки. Сказки  сказывали разные.

Давайте вспомним, какие бывают сказки?

Волшебные

…………………

О животных

Много сказок придумал русский народ, я буду читать отрывок, а вы угадайте , из какой он сказки?

1.Василиса Премудрая возвратилась домой, хватилась- нет лягушачьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану- Царевичу, что же ты наделал? Если бы ты только 3 дня подождал, Я бы вечно твоей была! А теперь ищи меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного.

(Царевна –лягушка, волшебная сказка)

2.Прибежала мышка –погрызуха и спрашивает:

Чей домок-теремок?

Кто в тереме живет?

Я муха -горюха!

Я комар- пискун, а ты кто?

(Теремок, сказка о животных)

3. У одного бедного мужика не было хлеба. Вот и задумал он просить хлеб у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся,  изжарил его и понес.

(Как  мужик гусей делил)

А к какому виду мы можем отнести эту сказку?

/ ответы детей/

Ребята. сказки, где нет волшебства, где животные не разговаривают, а ведут себя как обычно, называются бытовыми.

Сегодня наша сказка о том, как мужик гусей делил.

Есть ли  в заголовке что –либо необычное?

Предположите, о чем может быть эта сказка?

(Учитель зажигает свечку)

Свечка зажигается, сказка начинается….

(Чтение сказки учителем)

(Первичное восприятие- учитель читает- дети следят)

Сколько частей в сказке?

/ответы детей/

/чтение по смысловым частям/

Найдите границу между частями.

Прочитайте первую часть.

Чему смеялся барин?

Понравились ли ему ответы мужика?

Как об этом можно догадаться?

Прочитайте вторую часть.

Чем похожи и чем отличаются две части?

Почему барин прогнал богатого мужика?

За что он наградил бедного?

С каким чувством относится народ к бедному мужику?

С каким к богатому?

 Какими словами можно назвать богатого мужика?

Какими бедного?

/работа в паре/

Выберите слова, характеризующие бедного мужика, проведите линии, обоснуйте свой ответ:

Карточка 1.

хитрый

мужик

смекалистый

ловкий

мудрый

умный

1. индивидуальная работа на карточках.

2. Обсуждение в парах.

3. Сопоставление с карточкой - экспертом

Оказывается, для того, чтобы узнать, как жили наши прадедушки и прабабушки, ученые тоже читают сказки. Мало того, они собирают их по всей земле русской, чтобы через сказку узнать жизнь нашего народа в старину. Эти ученые называют этнографами.

Сейчас я вам предлагаю стать такими же учеными. Мы будем изучать русский домострой

ДОМОСТРОЙ

Сколько слов в этом слове?

Что они могут означать?

( открывается запись)

ДОМОСТРОЙ

       

домашнее строительство

На Руси домостроительством  назывались порядки, по которым жила семья.

Эти правила- порядки спрятались в сказке. Мы. Как настоящие ученые, будем искать их. Как только мы с вами отыщем правило- сразу в основании нашего дома будет появляться бревнышко.

(Учитель берет икону)

Русский народ всегда был православным.

В народе говорили: «Без Бога- не до порога»

В любой избе богатой ли бедной всегда был красный угол, в котором  стояла икона.

(Учитель ставит икону рядом с горящей свечой.)

Посреди избы стоял стол с лавками. На столе лежала скатерть.

(заранее приготовленный стол покрывается скатертью)

Перед едой и обязательно после- читали православную молитву, благодарили Господа за пищу на столе.

В богатых, зажиточных семьях имелся самовар.

Из него пили чай.

( ставит самовар)

Около самовара сидел отец- глава семьи.

( приглашается ученик)

Тебе сегодня предстоит стать главой семьи.

(выходит ученица)

Рядом с ним садилась жена.

Около жены были дети: дочери и сыновья.

(2 девочки и 2 мальчика)

Могли ли дети начать трапезничать до отца и матери?

Верно, этого было делать нельзя. Всегда начинал есть отец, потом мать, а потом могли приниматься за трапезу и дети, соблюдая очередность от старшего к младшему..

Так в семьях с малых ногтей воспитывалось уважение и почитание старшего поколения.

Перед вами табличка, сейчас, мы постараемся разобраться какие фразы к какому герою можно отнести .

«Ты всему голова»

жена

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

дочери

«Вот вам ножки, топтать дорожки»

отец

«вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

сыновья

/работа в парах/

Проверка .

Прочитайте, что сказал мужик барину.

Мужик: Ты всему голова, тебе голова!

Что значит быть всему дому головой?

Значит, думать обо всех домочадцах, заботится, управлять хозяйством.

Верно, на Руси отец семьи всегда являлся- главой. По правилам русского домостроя он всегда должен стоять перед женой и детьми. Есть в Библии заповедь: « Да убоится жена мужа своего». Поэтому жена должна стать мужу помощницей.

Почему мужик отдал ей задок от гуся?

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

Главная роль женщины на Руси- дом в порядке содержать и воспитывать деток.

Детей было много.

Сколько их в сказке?

Что мужик отдал сыновьям?

«Вот вам ножки топтать отцовские дорожки»

Почему мужик так сказал?

Верно. Сыновья идут по следам отца. Раньше была традиция- сыновья продолжали дело рук своих отцов.

Существовали династии, где отец, дед, прадед были , например, пахарями или кузнецами.

«Вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

 

Что значат эти слова?

Верно, дочери, когда подрастали, уходили в семью мужа- замуж.

Мальчики приводили невест домой и жили они вместе с родителями мужа.

В избах иногда жило по 20-25 человек.

Как они умудрялись жить мирно друг с другом?

Люди жили по заповедям Божьим, по заповедям любви, терпения и добра.

А хочется ли вам построить такой же дом, по правилам старинного домостроя?

Прочитайте правила, выберете те, которые помогают строить.

Любите ближнего как самого себя

 +

Живите в мире

+

Ждите похвалы за доброе дело

-

Живите в свое удовольствие

-

Будьте милосердны

+

Будьте честными

+

Почитайте старших

+

(работа в группах)

Микрогруппам выдаются карточки с вопросами для обсуждения.

Обсудите вопросы:

Есть ли правила, которые вам не понравились?

Что может произойти с семьей, если каждый будет ждать похвалы?

Что может случиться, если каждый член семьи будет жить в свое удовольствие?

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши будущие семьи, которые будут у вас во взрослой жизни, жили только по заповедям любви.

Личностные: позитивный настрой на учебу, узнавание новых знаний

Регулятивные УУД

Вступать в учебный диалог с учителем, умение формулировать цель урока

Познавательные УУД

Умение делать вывод, в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в собственных знаниях.

Образовательные УУД

Знакомство с новым видом сказки

Образовательные  УУД

Прогнозирование содержания сказки по названию.

Предметные УУД

Воспринимать художественный текст в исполнении учителя.

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в тексте.

Коммуникативные УУД

Учиться работать в паре

Личностные УУД

Умение контролировать себя

Образовательные УУД

Базовые национальные ценности

Семья

Регулятивные УУД

Умение высказывать свое предположение

Образовательные УУД

Познавательные УУД

Национальные базовые ценности

Традиции, религии России

Базовые нац. ценности  семья.

Познавательные УУД

Умение преобразовывать информацию

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм  ценностей

Коммуникативные УУД

Умение договориться друг с другом.

Умение высказывать свое мнение и точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...