Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Якунина Людмила Васильевна

 К данному уроку  прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).

В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются торжеству большой и чистой любви, определят категории добра и зла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

Цели урока.

Образовательные:

  1. обучать грамотному, выразительному чтению;
  2. определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”
  3. учиться  элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

 

Развивающие:

  1. развивать речевые умения и творческие способности;
  2. формировать осознанное чтение целыми словами;

Воспитательные:

  1. формировать прочные нравственные позиции на определение истинной                красоты;
  2. воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Оборудование:

 

  1. Слайды мультимедиа.
  2. Рабочие тетради.
  3. Учебники.
  4. Работы учащихся по теме урока.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Ход урока

1.Организационный момент. ( проверка готовности к уроку) 

2.Слово учителя. 

      А. М. Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу»

    Ребята, открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствуют дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и   жадность, обман и алчность.

   Сегодня мы ещё раз почувствуем волшебную музыку пушкинского стиха, порадуемся торжеству большой и чистой любви.

    - С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”

3. Проверка домашнего задания (дети перечитывали сказку)

    -Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 13 с иллюстрациями Куркина Александра Михайловича ). (Дети сверяют найденное со строками после щелчка)

   -Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу.

4.  Физминутка.

  1. Работа по теме урока:

Учитель: Сегодня цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем  сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель: Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов. ( инд.задания)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

-Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

-Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой -беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

-Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

-Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.73 , царевну - стр.74.

 (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде 15)

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых  наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

6. Анализ эпизодов.

1).Эпизод - стр.77-78.“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

 

2).Эпизод - “Раз царевна молодая” стр.82-85

Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Ученики зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

 

7.Закрепление изученного материала. ( слайд 16) Слова из песни «Если очень захотеть» (слова и музыка Е. Шульги)

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

8.Дом. задание. Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка дети определяют самостоятельно).

9. Итог урока.  Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кого из одноклассников можете похвалить?  Довольны ли вы своей работой на уроке? (предложены смайлики, дети делают свой выбор и прикрепляют на доску)

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Слайд 2

И царица у окна Села ждать его одна…

Слайд 3

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: …

Слайд 4

1 Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась… ,

Слайд 5

Но невеста молодая. До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла…

Слайд 6

И невеста к ним сошла. Честь хозяям отдала. В пояс низко поклонилась

Слайд 7

И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит…

Слайд 8

Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя...

Слайд 9

Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой…

Слайд 10

Елисей, не унывая, К ветру кинулся , взывая: Ветер, ветер! Ты могуч,…

Слайд 11

Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный…

Слайд 12

В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт,…

Слайд 13

И с невестою своей Обвенчался Елисей …

Слайд 14

«Зло» и «Добро» Царица Царевна Внешность высока стройна бела белолица черноброва Поведение, характер горда ломлива своенравна ревнива злая красавица-душа милая приветливая Цвет чёрный белый красный

Слайд 15

Если очень захотеть. Если очень захотеть, В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться: Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!...



Предварительный просмотр:

Праздник "День матери"( для начальной школы)

Цели:

  1. Воспитывать чувство уважения и любви к близким людям.
  2. Содействовать развитию способностей каждого ребёнка, формированию детского коллектива.
  3. Вовлекать родителей в проведение классных мероприятий.

Оборудование:

Костюмы для сценки «Три мамы»: костюм бабушки, мамы, кукла, три ватрушки.

Для украшения класса: воздушные шары, плакаты.

Детские рисунки на тему «Моя любимая мама»

Подарки для мам, подготовленные детьми.

Слайд-шоу мультимедиа ( фото – цветы, фото – наши мамы)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик: А у нас сегодня день особый,

 Самый лучший праздник – праздник мам!

 Праздник самый нежный, самый добрый!

 Он, конечно, очень дорог нам!

Нынче праздник, праздник,

 Праздник наших милых мам!

 Этот праздник нежный самый,

 В ноябре приходит к нам!

Ученица:

Воспеваю то, что вечно ново,

 И хотя совсем не гимн пою,

 Но в душе родившееся слово

 Обретает музыку свою.

 Слово это сроду не обманет,

 В нём сокрыто жизни существо,

 В нём – исток всего. Ему конца нет.

 Я произношу его:

 МАМА!

Учитель:  Дорогие наши мамы! Сегодня, в день матери, мы приветствуем Вас и хотим порадовать своими выступлениями, сюрпризами.

 Слова «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечают День матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздники. Мы тоже решили сделать для Вас праздник, чтобы показать, как любим и ценим своих мам!

Ученица:

День Матери – праздник торжественный.

 День радости и красоты.

 На всей Земле он дарит женщинам

 Свои улыбки и цветы!

Улыбаюсь я, как мама. Так же хмурюсь я упрямо.

 У меня такой же нос и такой же цвет волос!

 Ростом ниже я, но все же и глаза и нос похожи!

 Ходим в ногу я и мама. Так похожи – говорят.

 Только мама смотрит прямо, я налево и направо,

 А еще смотрю назад!

Ученик:

Спорить с вами не хочу, вы мне так поверьте:

 Моя мама лучше всех, лучше всех на свете!

 Мама жарит пирожки, мама клеит маски

 И рассказывает мне каждый вечер сказки.

 А еще известна всем ее песня «Баю-баю».

 Мама только запоет, сразу засыпаю.

В доме добрыми делами занята,

 Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

 Добрый день и ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты,

 Что от этой доброты распускаются цветы,

 Рыбки, ежики, птенцы?

 Я тебе отвечу прямо:

 Это – мама, мама, мама!

Учитель:МАМА! МАМОЧКА! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, самого дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до самой старости.

(Исполняется песня «Мама – лучший друг» )

Мамой быть просто ( стихи – шутки. Читают дети)

1. Мамой очень просто быть,

 Лишь с утра до ночи

 Папе надо говорить:

 «Я устала очень!»

2. Нет, не трудно мамой быть:

 Раз – готов обед.

 Ну, посуду взять помыть –

 Дел ведь больше нет.

3. Между прочим постирать,

 Сшить чего – нибудь.

 Если веник в руки взять,

 Можно отдохнуть.

4. Мне косичку заплести,

 Книжку почитать.

 Брата в садик отвести,

 Папе шарф связать.

 5.Я помочь решила ей

 И скажу вам прямо:

 Нет работы тяжелей,

 Чем работать мамой!

Сценка «ТРИ МАМЫ»

Ведущий:

Часто, дети, вы упрямы,

 Это знает каждый сам.

 Говорят вам ваши мамы,

 Но не слышите вы мам.

 Ксюша под вечер с прогулки пришла

 И куклу спросила.

Ксюша:

Как, дочка, дела?

 Опять ты залезла под стол, непоседа?

 Опять просидела весь день без обеда?

 С этими дочками просто беда.

 Скоро ты будешь как спичка худа.

 Иди – ка обедать, вертушка.

 Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Ксюшина мама с работы пришла

 И Ксюшу спросила.

Мама:

Как, дочка, дела?

 Опять заигралась, наверно, в саду

 Опять ухитрилась забыть про еду.

 – Обедать, – кричала бабуля не раз, –

 А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!»

 С этими дочками просто беда.

 Скоро ты будешь как спичка худа.

 Иди – ка обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

(Дочка садится за стол)

Ведущий:

Тут бабушка,

 Мамина мама пришла

 И маму спросила:

Бабушка:

Как, дочка, дела?

 Наверно, в больнице за целые сутки

 Опять для еды не нашлось ни минутки.

 А вечером съела сухой бутерброд?!

 Нельзя же сидеть целый день без обеда!

 Уж доктором стала, а всё – непоседа.

 С этими дочками просто беда.

 Скоро ты будешь как спичка худа.

 Иди – ка обедать, вертушка!

(Мама и бабушка садятся за стол)

Учитель:

Три мамы в столовой сидят,  

Три мамы на дочек глядят.

 Что с дочками делать упрямыми?

Все вместе:

Ох, как непросто быть мамами!

(Исполняется песня «Наша мама»)

Учитель: Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает. Давайте поиграем в игру «Мамочка». Я буду задавать вам вопрос. А вы дружно отвечайте: «МАМОЧКА!»

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора?»

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку кто налил?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

-все: «Мама»

Ученики:

1. Волос мамы золотистый,

 И у мамы добрый смех.

 Мамы есть и у министров,

 Но моя ведь лучше всех!

2. Выдвигаю я идею,

 Поддержите все меня:

 В семидневную неделю

 Выходных для мам три дня!

Учитель: У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют и везде успевают. Любая боль уходит, когда мама нас ласкает своими руками. Эти руки убаюкивали нас в детстве. Делая первый шаг, мы держал

1. Руки мамочки моей –

 Пара белых лебедей:

 Так нежны и так красивы,

 Сколько в них любви и силы!

2. Целый день они летают,

 Будто устали не знают.

 В доме наведут уют,

 Платье новое сошьют,

 Приласкают, обогреют –

 Руки мамы всё умеют!

(Исполняется песня «Мама» )

Учитель: А сейчас, ребята, мы будем восхвалять свою маму, повторяя это слово все вместе:

(Дети по очереди произносят начало строчки, слово «МАМА» говорят хором)

Солнца ярче для меня – МАМА!

Мир и счастье для меня – МАМА!

Шум ветвей, цветы полей – МАМА!

Зов летящих журавлей – МАМА!

В роднике чиста вода – МАМА!

В небе яркая звезда – МАМА!

Стихотворение «Подарок»

Я решил сварить компот

 В мамин день рожденья.

 Взял изюм, орехи, мед,

 Килограмм варенья.

 Все в кастрюлю поместил,

 Размешал, воды налил,

 На плиту поставил

 И огня прибавил.

 Чтобы вышло повкуснее,

 Ничего не пожалею!

 Две морковки, лук, банан,

 Огурец, муки стакан,

 Половину сухаря

В мой компот добавил я.

 Все кипело, пар клубился...

 Наконец, компот сварился!

 Маме я отнес кастрюлю:

 С днем рождения, мамуля!

 Мама очень удивилась,

 Засмеялась, восхитилась,

 Я налил компоту ей

 Пусть попробует скорей!

 Мама выпила немножко

 И... закашлялась в ладошку,

 А потом сказала грустно:

 — Чудо - щи! Спасибо! Вкусно.

Шуточная лотерея

Награждение лотерейными билетами

Ученик:

Мы проводим лотерею, сил своих мы не жалеем

 Чтоб порадовать друзей, всех собравшихся гостей,

 Кто еще не взял билет – таковых надеюсь нет.

 Пусть здесь нет автомобиля, но зато стихи какие.

( мамы разворачивают и громко читают по очереди. Ученики вручают призы - мелочи)

-Практичней выигрыша нет

 Чем целлофановый пакет.

-Любишь сладкое, аль нет

 Вот вам горсточка конфет.

-Хоть и маленькое мыло

 В нем всегда большая сила.

-Чтоб поднять ваш тонус низкий

 Дарим чай мы вам грузинский.

-Со светом может быть осечка

 В хозяйстве пригодится свечка.

-Чтоб иметь красивую прическу

 При себе имей расческу.

-Чтоб не облить свою соседку.

 Получи от нас салфетку.

-Счастьем ты не обделен

 Получи от нас батон.

-Коль из глаз вдруг слезы побегут

 Сразу же платочек тут как тут

 Вытри слёзы, улыбнись скорей

 Жизнь прекрасна, наслаждайся ей.

-Вот вам эта штучка, зовётся авторучка.

-Вам достался карандаш, был ничей теперь он ваш.

-Наш дружочек не скучай

 И всегда пей крепкий чай.

-Забудем всё, что плохо было

 Пусть моет накипь это мыло.

-Вам хотелось бы рояль, а достался календарь.

-Если мяса нет у вас, суп в пакете в самый раз.

-В жизни на лучшее нужно надеяться, клею возьми, если что-то не клеится.

-Чтобы зубы не болели чисти их хоть раз в неделю.

-Чтоб узнать смогли доход будет кстати вам блокнот.

-Фортуна однако про вас не забыла, пакетик кефира вот это сила.

-Лучше выигрыша нет чем целлофановый пакет.

-Чтоб всегда красивым быть грим спешите получить.

-Не болейте, будьте крепки, мы вручаем вам салфетки.

Чтоб сохранить красивую причёску мы дарим вам расчёску.

Инсценировка. М. Дружинин.

-Витек склонился над столом и сжал виски руками.

 Он сочиненье пишет: “как помогаю маме”.

 То ручку погрызет Витек, то засопит угрюмый.

 Названье есть, а дальше что?:

 Попробуй-ка, придумай!

 Но тут из кухни мама вдруг негромко сына кличет:

Мама: Витюнчик, сбегай в магазин, мне соли бы и спичек!

Ведущий: Подскочил Витек и маме крикнул:

Витя: Что-ты, ведь я над сочиненьем бьюсь, еще полно работы!

Ведущий:

Примолкла мама, а сынок в тетради вывел фразу:

 “Для мамы что-нибудь купить всегда бегу я сразу...”

 вот приоткрыла мама дверь:

Мама:

Витюня! Ты мне нужен,

 Я - в магазин, почисть пока картошечки на ужин!

Витя: Еще чего!

Ведущий: Вскричал Витек:

Витя:

Мне даже слушать тошно!

 Тут сочиненье, а ты с какой-то там картошкой.        .Ведущий:

Исчезла мама, а сынок в тетради подытожил:

 “я завтра маме сам сварю обед и ужин тоже!”

Витя: Пять с плюсом!

Ведущий: Радуется он.

Учитель: А теперь, дорогие гости, послушайте наши частушки

.1. Мы весёлые подружки,

 Мы танцуем и поём,

 А сейчас мы вам расскажем

 Как мы с мамами живём

2. Даша вымыла полы,

 Катя помогала,

 Только жалко – мама снова

 Всё перемывала.

3. Папа мне решил задачу,

 В математике помог.

 Мы потом решали с мамой

 То, что он решить не смог.

4. Закопчённую кастрюлю

 Яна чистила песком

 Два часа в корыте Яну

 Мыла бабушка потом.

5. Кто сказал – частушки вроде,

 В наши дни уже не в моде?

 Только дело разве в моде

 Если любят их в народе?

6. Мама пишет сочинение

 И решает уравнение.

 Получается, что “5”

 Будем вместе получать.

7. Если надо – мы станцуем,

 Если надо – мы споем,

 Не волнуйтесь наши мамы,

 Мы нигде не пропадем!        

8. Мама спрашивает Васю:

 – Чем ты, Вася, занят в классе?

 Он задумался слегка

 И ответил: – Жду звонка!

9. Ни усталости не зная,

 Ни покоя каждый час.

 День и ночь родная мама

 Всё тревожится о нас.

10. Сколько мук ей было с нами,

 И наград не надо ей.

 Об одном мечтают мамы –

 О любви своих детей.        

11. Пусть звенят повсюду песни

 Про любимых наших мам.

 Мы за всё, за всё, родные,

 Говорим: «Спасибо Вам!»

12. Кто кручинится, когда мы

 Опечалены подчас.

 Сколько радости у мамы,

 Если кто-то хвалит нас!

13. Мы вам спели, как сумели,

 Мы ведь только дети.

 Зато знаем, наши мамы

 Лучшие на свете.»

14. Хорошо частушки пели,

 Хорошо и окали.

 Мы бы очень все хотели

 Чтоб вы нам похлопали.

Ученик:

Девчонки и мальчишки! Давайте вместе с нами

 Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме.

 За песенки и сказки, за хлопоты и ласки!

 За вкусные ватрушки, за новые игрушки!

Ученица:

Девчонки и мальчишки! Давайте вместе с нами

 Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме.

 За книжки и считалки, за лыжи и скакалки!

 За сладкое варенье, за долгое терпенье!

 Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Песня «Мамонтенка».

По синему морю к зеленой земле

 Плыву я на белом своем корабле,

 На белом своем корабле, на белом своем корабле.

 Меня не пугают ни волны, ни ветер,

 Плыву я к единственной маме на свете,

 Плыву я сквозь волны и ветер

 К единственной маме на свете.

 Скорей до земли я добраться хочу.

 Я здесь, я приехал. Я ей закричу.

 Я маме своей закричу, я маме своей закричу.

 Пусть мама услышит, пусть мама придет,

 Пусть мама меня непременно найдет.

 Ведь так не бывает на свете,

 Чтоб были потеряны дети.

 Ведь так не бывает на свете,

 Чтоб были потеряны дети.

Учитель:   Мы с детьми составили «Словарь волшебных слов», который посвятили нашим мамам.( «перекличка» по цепочке)

Моя мама самая - бескорыстная, веселая, великодушная, вежливая, внимательная, добрая, доброжелательная, дорогая, единственная, заботливая, замечательная, классная, красивая, любимая, ласковая, милая, модная, неповторимая, нежная, обаятельная, опрятная, очаровательная, отзывчивая, прекрасная, приятная, родная, смешливая, сострадательная, смелая, скромная, стильная, строгая, симпатичная, современная, трудолюбивая, трепетная, умелая, чудесная, щедрая, эрудированная, юморная, одним словом – супер - Мама!

-дети вручают свои работы мамам и приглашают на чай.

Гребенюк Оксана Николаевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа

Цель: развивать у учащихся познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

 Познакомить с традициями празднования Нового года;

 Развивать творческие способности детей, раскрывать их таланты;

 Привлекать родителей к участию в школьных мероприятиях.

Оборудование:

Украшение класса, ёлочка (украшенная новогодними игрушками), 3 лампы.

Музыкальное оформление: мелодии из разных песен.

Сигнальные карточки, мешочек с конфетами, сувениры, поздравительные открытки.

Новогодние костюмы.

Ход игры

1. Под музыку в класс входят гости, жюри, участники игры.

2. Приветственное слово учителя, представление жюри.

Здравствуйте, здравствуйте, милые дети!

 Кто может мне на мой вопрос ответить?

 Вижу десятки счастливых глаз:

 Что тут за праздник сегодня у нас? (Игра «Брейн-ринг»)

Золотым дождём сверкает

 Наш уютный светлый класс.

 Мы в игру «Брейн-ринг» играем

 С вами уж не первый раз.

Представление жюри.

Напутствие жюри:

Ты, любимое жюри, очень строго не суди.

 Ведь год Тигра впереди!

3. Представление команд.

Слово для приветствия командам. (Команды представляют себя и приветствуют друг друга).

4. Раунды.

I раунд: «Загадки-обманки».

Если вы отгадаете загадки правильно, то узнаете тему сегодняшней игры. Право ответа у той команды, которая первой нажмёт на кнопку лампы.

Сумеем без ошибок мы

 Назвать все месяцы зимы.

 Давай-ка первый называй.

 Конечно, это месяц…

 Ответ: декабрь

Шагает Дед Мороз с мешком тяжёлым,

 Проходит он по городам и сёлам.

 Там ждут его девчонки и мальчишки.

 В его мешке машинки, куклы, книжки.

 Орехи, вафли, шоколада плитки.

 Всё это новогодние …

 Ответ: подарки.

Люблю кататься я на льду.

 Ура! Зима всё ближе!

 С друзьями на каток пойду

 И там надену …

 Ответ: коньки.

Пушистые хлопья летят с небосвода,

 Земля в белоснежную шубу одета.

 Кто скажет название времени года?

 Конечно, оно называется…

 Ответ: зима.

В квартире дерево стоит.

 Огнями яркими блестит.

 Что это – пальма? Липа? Клён?

 Спрошу у Дедушки Мороза.

 Тебе ответит сразу он,

 Что это дерево…

 Ответ: ёлка.

Всюду ёлки и хлопушки,

 Разноцветные игрушки,

 Ну и праздник – загляденье!

 Он зовётся….

 Ответ: Новый год.

У снежной бабы нос смешной,

 Он длинный, яркий, овощной!

 Теперь подумать надо дружно,

 Какой нам овощ выбрать нужно.

 Кто догадался – молодец!

 Конечно, это…

 Ответ: морковь.

Мы этот фрукт под Новый год едим,

 Волшебный запах в дом приходит с ним.

 Съедает с аппетитом Дед Мороз

 Оранжевый и круглый …

 Ответ: мандарин.

На доске появляется запись: «Новый год».

Под Новый год желания сбываются,

 Под Новый год всё в жизни получается.

 Становятся вдруг лёгкими задачники,

 Удача прилетает к неудачникам,

 Обиды все и горести прощаются,

 Мечты людей, заветные сбываются,

 Становятся враги друзьями верными –

 Всё злое испаряется, наверное.

 Становится гораздо лучше свет –

 Прекрасней праздника, конечно, нет.

Новый год. Есть в нём что-то волшебное, загадочное. Пусть и наша игра будет такой. Желаю удачи капитанам команд. Ведь II раунд – конкурс капитанов.

II раунд: Конкурс капитанов «Верите ли вы…»

Задаю вопрос капитанам. Если капитан отвечает на вопрос: да – он поднимает красную карточку, если капитан отвечает на вопрос нет – жёлтую карточку.

 Верите ли вы, что раньше на Руси Новый год встречали 1 ноября?

 Ответ: нет, 1 сентября.

 Верите ли вы, что царь Пётр Великий перенёс празднование Нового года на 1 января?

 Ответ: да.

 Верите ли вы, что Дед Мороз живёт в Лапландии?

 Ответ: нет, там живёт Санта-Клаус, а дед Мороз живёт в Великом Устюге.

 Верите ли вы, что Деду Морозу 70 лет?

 Ответ: нет, ему около 150 лет.

 Верите ли вы, что Снегурочку придумал русский писатель Александр Николаевич Островский?

 Ответ: да.

 Верите ли вы, что раньше на Новый год у славян наряжали не ёлку, а вишнёвое дерево?

 Ответ: да, его специально выращивали в кадках.

 Верите ли вы, что первая новогодняя открытка была отправлена в 1843 году?

 Ответ: да.

Слово жюри. Прошу подвести итоги за 2 раунда.

III раунд: «Письмо Деду Морозу».

А мы пока напишем письмо деду Морозу. Впрочем, основа уже написана.

Задание командам: посовещавшись, добавьте в предложения имена прилагательные. Та команда, которая справится с заданием быстрее – прочитает письмо.

Вставьте вместо точек прилагательные.

«________ Дедушка Мороз! Все____________ ребята с ________нетерпением ожидают твоего ____________ прихода. Новый год – это самый _________ любимый праздник в году. Мы с удовольствием будем петь с тобой ________ песни, исполнять ________танцы, рассказывать____________ стихи. Наконец-то наступили__________ каникулы. Мы обещаем, что будем получать только ____________отметки. Так что открывай поскорее свои _________ подарки. С уважением ___________ девчата и ___________ парни».

IV раунд: «Поздравления и пожелания от литературных героев».

Новый год любят и дети и взрослые. А какой же Новый год без милых каждому сердцу добрых поздравлений – пожеланий?! И если заглянуть в почтовый ящик, тот в нём можно обнаружить целую кипу новогодних открыток.

Окна в ледяных узорах.

 Новый год наступит скоро!

 Разбираем мы сегодня

 Кипу открыток новогодних.

 От кого тут только нет:

 Все передают привет!

 Посланья сказочных героев

 Поскорее мы раскроем.

Задание:

Отгадайте, кто из литературных героев прислал вам Новогоднее поздравление?

 Чтоб болезни все вокруг стороною облетали, чаще ешь, дружище, лук – и забудешь про печали. Согласятся со мной все светила медицины, шлю привет горячий свой! С новым годом!

 Ответ: Чиполлино.

 Чтоб летать на помеле, а не топать по земле. На глаза случайно мне не попасться и во сне. Чтоб ни летом, ни зимой не встречать в глуши лесной домик мой на курьих ножках! Шлю привет вам…

 Ответ: Бабка-Ёжка.

 Чтобы Новый год удачным был, чтоб чаще в гости ты ходил, чтоб у тебя весь этот год забит был сладостями рот! Желаю отличного я настроения. Гору конфет, пирогов и варенья, ведь это лучшее лекарство!

 Ответ: Карлсон

 Чтобы этот Новый год не принёс тебе забот. Чтобы ты не огорчался, а безумолку смеялся. Чтоб свои таланты мог показать ты всем, дружок! Весел будь, не унывай-ка. Шлю привет тебе…

 Ответ: Незнайка.

 Чтобы у тебя, дружок, полон мёдом был горшок. Чтобы пчёлы не кусали, стороною облетали. Чтобы у друзей в квартире двери сделались пошире. Опасайся снежных мух! С новым годом!

 Ответ: Вини-Пух.

Есть в этом празднике что-то от волшебной сказки: чарующий запах хвои, огоньки свечей. И сейчас, пока жюри подводит итоги, предлагаем вам немного отдохнуть и посмотреть сказку «Лиса, заяц и петух».

Слово жюри.

V раунд: Домашнее задание «Новый год в разных странах».

Во многих странах празднование Нового года происходит иначе, чем у нас. Проверим, как команды выполнили домашнее задание: узнали о новогодних традициях разных народов.

(Выступление команд)

1 страна Англия.

Новый год для англичан – это желанный и любимый праздник. В Новый год жители этой страны обмениваются поздравительными открытками. По городам проходит шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи. Английские дети по старинной традиции в новогодний вечер играют в прятки.

Кроме того, англичане в первый день Нового года стараются заполучить в дом брюнета, потому что считается, что это приносит счастье.

2 страна Голландия.

В Голландии тоже своеобразные новогодние традиции. Так как все голландцы любят море, то самая почитаемая и уважаемая в этой стране профессия – шкипер. Эти люди в брезентовых робах и высоких резиновых сапогах – самые почётные гости на всех праздниках.

В Новый год все дарят друг другу цветы – тюльпаны. На каждом столе в эти дни много угощений, главным из которых является подсахаренная селёдка и булочка с изюмом.

3 страна Мексика.

У мексиканцев есть своеобразный новогодний ритуал. В комнате, где собрались гости, подвешивают глиняный сосуд, наполненный сладостями. Гостям поочерёдно завязывают глаза и дают в руки палку. Тот, кто разобьёт кувшин, будет счастлив.

– Ребята, хотите поиграть в эту игру?

(Желающие играют в игру).

Наша игра подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, давайте вспомним – без чего Новый год не бывает? (Новогодние костюмы, карнавал, подарки, Снегурочка, Дед Мороз).

Да, какой же Новый год без Деда Мороза?

 Когда же дед Мороз придёт?

 Быть может он за дверью ждёт?

 Пришло время его позвать.

Первая команда будет изображать вьюгу: «У-у-у!», вторая команда будет изображать метель: «Ш-ш-ш!», а третья команда громко кричать: «Дед Мороз!». Готовы?

В класс входит дед Мороз.

– Блестят глаза у всех ребят,

 Всех музыка зовёт.

 Сегодня каждый встретить рад

 Счастливый Новый год!

Учитель:

– Здоровья, радости и счастья

 Желаем всем мы в этот год.

 Чтоб ни тревоги, ни напасти

 Не сторожили у ворот.

Дед Мороз:

– Чтоб солнце ласково светило,

 Сбывалось всё, что сердце ждёт,

 Чтоб весело, комфортно было,

 Всем в нашей школе круглый год!

(Зажигаются на ёлке огни)

5. Итог урока:

Жюри подводит итоги игры и объявляет победителей.

Дед Мороз и учитель вручают сувениры победившей команде и всем участникам игры.

Поделиться


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 16

Моя мама самая - бескорыстная, веселая, великодушная, вежливая, внимательная, добрая, доброжелательная, дорогая, единственная, заботливая, замечательная, классная, красивая, любимая, ласковая, милая, модная, неповторимая, нежная, обаятельная, опрятная, очаровательная, отзывчивая, прекрасная, приятная, родная, смешливая, сострадательная, смелая, скромная, стильная, строгая, симпатичная, современная, трудолюбивая, трепетная, умелая, чудесная, щедрая, эрудированная, юморная , одним словом – супер-Мама !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

урок литературного чтения в 4 классе "Мотивы былины в поэзии А.С. Пушкина"

Представлен конспект единого урока чтения, традиционно проводимого в нашей школе. Данный урок посвящен Царскосельскому лицею и его знаменитым выпускникам. Подготовка к восприятию осуществляется через ...

Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...

Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....

Конспект урока по литературному чтению "Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях"

Подробный конспект урока для 4 класса с разнообразными творческими заданиями...

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Презентация к уроку литературного чтения "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Презентация выполнена в Microsoft PowerPoint 97-2003. Состоит из 33 слайдов. 1 слайд содержит название, ОУ, ФИО автора-составителя, 2-31 - вопросы с 4-мя вариантами ответа, 32-33 - ключ к тесту. Данна...