Мир сказок А.С.Пушкина
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Данный урок литературного чтения можно проводить по любой программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_skazok_a.s._pushkina.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №383

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сценарий открытого мероприятия

по этнокалендарю

игра «Мир сказок А.С.Пушкина»

автор - составитель

Павлова Юлия Владимировна

Санкт-Петербург

2012 год


Пояснительная записка

Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей детей. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность обучающимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки и пользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. А все вместе это является средством приобщения их к чтению. Цель моей работы – показать ребятам (на примере сказок А.С. Пушкина) прелесть чтения. Научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями.


Тема: Мир сказок А.С. Пушкина

Цель: Развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина

Задачи:

  1. развивать внимание, мышление, речь, память
  2. развивать навыки коммуникативной деятельности
  3. развивать умения работать в группах
  4. воспитывать культурных слушателей.

Оборудование:

  1. плакат Этнокалендаря с датой 10 февраля.
  2. Издания сказок А.С. Пушкина.
  3. Портрет А.С. Пушкина.
  4. Детские работы.
  5. Обложки книг.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Ноутбук.
  8. Экран.

Вступительное слово учителя.

1 слайд

Учитель: 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Мы прочитали все сказки, многие перечитывали несколько раз. Сегодня мы с вами еще раз отправимся в мир сказок А.С. Пушикна. Мы провели большую подготовительную работу. Давайте вспомним, что мы делали.

Дети: рисовали иллюстрации к сказкам, ездили в лицей, писали отзыв, составляли кроссворды, рисовали обложки к книгам.

Учитель: А сегодня у нас урок-игра, по итогам которого выберем лучшую команду.

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для Вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

  1. Выбор жюри
  2. Представление жюри
  3. Представление команд (команду представляет капитан) – название, девиз (4 команды)

I конкурс. Разминка.

1 часть

2 слайд

«Угадай имя» - я называю часть имени героя – вы называете полное (по 3 вопроса каждой команде).

          3 слайд

  1. Сватья баба … (Бабариха)
  2. Дядька … (Черномор)
  3. Королевич … (Елисей)
  4. Царь … (Салтан)

4 слайд

  1. Остров … (Буян)
  2. Славный царь … (Дадон)
  3. Князь … (Гвидон)
  4. Пес … (Соколка)

5 слайд

  1. Сенная девушка … (Чернавка)
  2. Поп … (толоконный лоб)
  3. Царевна … (Лебедь)
  4. Работник … (Балда)

2 часть

«Выбери правильный ответ». На экране дан вопрос и 3 варианта ответов. Посоветовавшись, вы должны дать правильный ответ (если дети вспомнят строку из сказки – дополнительный балл).

6 слайд

  1. Место, где мертвым сном спала царевна:
  1. гора
  2. поле
  3. утёс

7 слайд

  1. Место, где находилась царевна, подсказал королевичу Елисею:
  1. туман
  2. ветер
  3. месяц

8 слайд

  1. Какой титул был у Гвидона в сказке о царе Салтане?
  1. князь
  2. царевич
  3. королевич

9 слайд

  1. У Царевны Лебедь под косой блестел:
  1. яхонт
  2. месяц
  3. рубин

10 слайд

  1. Гвидон превращался:
  1. в шершня
  2. в осу
  3. в шмеля

11 слайд

  1. За какую плату работал Балда у попа?
  1. за 3 рубля
  2. за 3 щелчка
  3. за 3 подзатыльника

12 слайд

  1. Место, где стоял терем богатырей:
  1. дубрава
  2. равнина
  3. поляна

13 слайд

  1. Где жил старик со своею старухой из сказки о рыбаке и рыбке?
  1. в землянке
  2. в избушке
  3. в шалаше

14 слайд

  1. Каких состязаний не было у Балды с бесенком?
  1. кто дальше бросит палку
  2. кто правильно отгадает загадку
  3. то быстрее обежит вокруг моря

15 слайд

  1. Как начинается сказка о рыбаке и рыбке?
  1. жили-были старик со старухой
  2. жили-были дед да баба
  3. жил старик со своею старухой

16 слайд

  1. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?
  1. на трон
  2. на спицу
  3. на вертел

17 слайд

  1. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон?
  1. 3 дня
  2. 10 дней
  3. 7 дней

II конкурс

18 слайд

«Угадай сказку по ряду слов» (на экране слова)

      19 слайд

  1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

20 слайд

  1. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

21 слайд

  1. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание («Сказка о попе и его работнике Балде»)

22 слайд

  1. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок («Сказка о золотом петушке»)

III конкурс

23 слайд

«Собери строчки и отгадай сказку». В конвертах строки из сказок. Собрать строчки. Из какой они сказки?

1 команда

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит – видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет… («Сказка о царе Салтане») 24 слайд

2 команда

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.

Под столицей близ ворот

С шумом встретил их народ. («Сказка о золотом петушке») 25 слайд

3 команда

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой. («Сказка о мертвой царевне») 26 слайд

4 команда

Пустились бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордочку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь,

Мысля:  дело с Балдою сладит. («Сказка о попе и работнике его Балде») 27 слайд

IV конкурс

28 слайд

«Золотой сундучок». 29 слайд Каждой команде в конверте задание на листочке.  Угадай, что за предмет спрятан в золотом сундучке, и из какой он сказки.

Зеркало. У этого предмета героиня сказки выясняла особенности своей внешности.

Яблоко. С помощью этого предмета был нанесен ущерб здоровью главной героини сказки.

Мешок. Из этого предмета мудрый человек достал предвестника войны.

Веревка. Этим предметом главный герой сказки перебаламутил воду в море.

V конкурс

30 слайд

Конкурс капитанов. «Верю – не верю». Команда может помочь капитану.

  1. Верите ли вы, что у мудреца Звездочета к царю Дадону было 3 просьбы? (нет, 1 просьба)
  2. Верите ли вы, что старика-рыбака золотая рыбка наказала за трусость безволие? (Да) И правильно делаете.
  3. Верите ли вы, что старуха была царицей 3 дня? (нет. 2 недели)
  4. Верите ли вы, что Балда работал за четверых? (нет, за семерых)
  5. Верите ли вы в то, что шмель укусил сватью бабу Бабариху в лоб? (нет, в нос)
  6. Верите ли вы, что для своей белки князь Гвидон выстроил золотое дупло? (нет, хрустальный дом)
  7. Верите ли вы, что у Царевны Лебедь под косой блестит месяц? (да)
  8. Верите ли вы, что из ветки березы сделал себе лук князь Гвидон? (нет, из дуба)


VI конкурс

31 слайд

32 слайд

33 слайд

Кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

По горизонтали:

4. И жених сыскался ей … Елисей

6. Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть … вам уж будет.

7. Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора.

В ней глубокая … .

8. …песенки поет

Да орешки все грызет.

9. Сказка ложь, да в ней …,

Добрым молодцам урок.

10. Ах, ты мерзкое …,

Это врешь ты мне назло!

13. Глядь: опять перед ним землянка,

А перед нею разбитое … .

14. Ей в приданое дано

Было … одно.

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти

Мне … до самой смерти.

2. А … над морем опять шумит

Да чертям веревкой грозит.

3. Раз он в море закинул невод …,

Пришел … с одною тиной.

4. Ветер по морю гуляет

И … подгоняет.

5. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька … .

11. И соседи присмирели,

Воевать уже не смели,

Таковой им царь Дадон

Дал … со всех сторон.

12. И послушалась …,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько.

13. Пристают к заставе гости,

… Гвидон зовет их в гости.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 4. Королевич 6. Изба 7. Нора 8. Белка 9. Намек 10. Стекло 13. Корыто 14. Зеркальце

По вертикали:1. Оброк 2. Балда 3. Невод 4. Кораблик 5. Черномор 11. Отпор 12. Волна 13. Князь

Учитель: Вот и подошла к концу наша игра. Наверное, мы не только вспомнили сказки А.С. Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова – алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Все быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Жюри подводит итоги. Ребята собирают пазлы (в конвертах разрезанные иллюстрации).

Объявление итогов.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

«ГЕРОИ СКАЗОК А. С. ПУШКИНА» (викторина)

Отрывки из произведений А.С.Пушкина помогут дать правильный ответ на вопрос....

В чём прелесть сказок А.С. Пушкина?

Разработка урока литературного чтения "В чём прелесть сказок А.С. Пушкина". 4 класс. Дети вспоминают сказки А.С. Пушкина, выясняют в чём их прелесть, разбириаются, чем авторская сказка отличается от р...

Игровая итоговая викторина «Знатоки сказок А.С. Пушкина»

Закрепить и уточнить полученные ранее знания детей о сказках А.С.  Пушкина, формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить работать в команде,  выстраивать события в...

По дорогам сказок А.С.Пушкина

Данная работа представляет собой урок внеклассного чтения по теме " Сказки Пушкина", который проводится в форме викторины.........

Внеклассное чтение в 3 классе. "Что за прелесть эти сказки!" или путешествие по страницам сказок А.С.Пушкина

Содержится углубленный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Содержится анализ прочитанных сказок....

"По дорогам сказок А.С.Пушкина"

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина....