«Счастливый случай» Литературная игра для 3 – 4 классов.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Материал для проведения внеклассного мероприятия в рамках недели "Литературного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_schastlivyy_sluchay.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Счастливый  случай»  Литературная игра  для  3 – 4 классов.

В  игре  принимают  участие  2 – 3 команды  по  7 человек.

Каждая  команда  имеет  своё  название. Например: «Почемучки», «Эрудиты», «Знайки»

Каждая  команда  готовит  свой  девиз  и  домашнее  задание (сочинить  «Сказку  про  …», используя  заготовку)

ХОД  ИГРЫ:

Ведущий:  Добрый  день. Уважаемые гости  и  ребята! Мы  с  вами  находимся  на  игре «Счастливый  случай». Именно  счастливый  случай  свёл  нас сегодня  вместе, чтобы  ещё  раз  подумать, поразмышлять  о  таком  важном  вопросе, как общение  художественными  произведениями. Этой  теме  мы  и  посвящаем  нашу  игру. Главными  действующими  лицами  будут  три  команды: команда  3 – А «Почемучки»; команда  3 – Б  «Читайка»; команда  3 – В  «Книголюбы»! И  хочется  представить  наше  жюри.

-  Команды, попрошу  представиться! (представление  каждой  команды: название  и  девиз)

Помните, в  русских  сказках  герои  добивались  успеха, ответив  правильно  на  сложные  вопросы? Так  и  у  нас. Когда  их  разгадаете, то  дальше  в  путь  пойдёте.

Вот  вам  первая  загадка: «Оставил  без  пищи  стариков. Трое  пытались  поймать  его, но  он  трижды  уходил  от  них. А  четвёртый  преследователь, прикинувшись  глухим, поймал  его  …  Кого? (КОЛОБКА)

А  вот  и  вторая  загадка: «Сообразительное  пушистое  домашнее  животное  выводит  в  люди  своего  хозяина – простака. Какую  обувь  предпочитал  носить  этот  зверь? (САПОГИ)  А   зверя  узнали? (КОТ)

И  третья  загадка: «Муж  обожает  свою  прекрасную  жену, но  решает  сжечь  однажды  её  необычный  наряд. Тогда  прекрасную  девушку  похищает  …  он! Кто  же  это? (КОЩЕЙ  БЕССМЕРТНЫЙ»

Молодцы! Можно  двигаться  дальше.

ГЕЙМ  1.  «Бегущая  минутка»                                                                                                                                                   Каждая  команда  должна  ответить на  на  10 – 12  вопросов. За  каждый  правильный  ответ – 1 балл.

Вопросы  команде  3 – А:

1)  Бедный  поп  подставил  свой  лоб. Кому? (Балде)

2)  Жилище  Бабы  Яги. (Избушка  на  курьих  ножках)

3)  Второе  название  скатерти, которая  всех  накормит. (Самобранка)

4)  Кто  из  обитателей  болот  стал  женой  Ивана – царевича? (Царевна – лягушка)

5)  Что  потеряла  Золушка? (Хрустальную  туфельку)

6)  Музыкант  из  Цветочного  города. (Гусля)

7)  Что  попало  Каю  в  глаз? (Осколок  зеркала)

8)  Какие  цветы  собирала  падчерица  зимой  по  приказу  девочки – королевы? (Подснежники)

9)  Кукла  с  голубыми  волосами  из  театра  Карабаса – Карабаса (Мальвина)

10)  Медведь, обучающий  Маугли   Законам  Джунглей. (Балу)

11)  Весёлый  человечек – луковка  из  Италии. ( Чиполлино)

12)  Мальчик, у  которого  самый  лучший  друг  с  моторчиком. (Малыш)

Вопросы  команде  3 – Б:

1)  Аппарат, на  котором  Баба  Яга  совершала  свой  полёт. (Ступа  с  метлой)

2)  Художник  из  цветочного  города (Тюбик)

3)  Лиса – спутница  кота  Базилио. (Алиса)

4)  Прозвище  дяди  Стёпы. (Каланча)

5)  Герой   русской  народной  сказки, путешествующий  на  печи. (Емеля)

6)  Содержимое  Страшилы. (Солома)

7)  Крокодил –  друг  Чебурашки. (Гена)

8)  Кто  такой  дядя  Фёдор? (Мальчик)

9)  Царь  из  сказки  А. С. Пушкина. (Салтан  или  Додон)

10)  Великий  и  ужасный …  (Гудвин)

11)  Кем  стал  гадкий  утёнок? (Прекрасным  лебедем)

12)  Пантера – друг  Маугли. (Багира)

Вопросы  команде  3 – В:

1)  Шарманщик, смастеривший  Буратино. (Папа  Карло)

2)  Крыса  старухи  Шапокляк. (Лариска)

3)  Оружие  железного  дровосека. (Топор)

4)  Доктор  из  Цветочного  города. (Пилюлькин)

5)  Волшебное  средство  у  Алладина. (Лампа  с  джином)

6)  Питон – друг  Маугли. (Каа)

7)  Девочка, которая  попала  в  Зазеркалье. (Алиса)

8)  Почтальон  деревни  Простоквашино. (Печкин)

9)  Сказочный  ковёр  для  передвижения  по воздуху. (Самолёт)

10)  Кто  исполнял  все  желания  Емели?  (Щука)

11)  Девочка, спасшая  своего  друга  Кая. (Герда)

12)  Собака – помощник  Мальвины. (Пудель  Артемон)

ГЕЙМ  2.  «Из  каких  произведений  взяты  строки?»                                                                                                 (Участник  каждой  команды  берёт  по  одному  бочонку  с  номером (в  нём  вопрос  для  команды). Вопрос  с  командой  обсуждается (1 минута)  и  даётся  ответ. Каждая  команда  берёт  по  очереди  три  бочонка. Сколько  правильных  ответов – столько  и  баллов)

1.  «И  к  нам  вошёл  какой – то  дяденька. Я  как  на  него  взглянул, так  сразу  понял, что  в  Кремль  с  мамой  я  не  пойду. На  голове  у  этого  дяденьки  была  шляпа. А  на  этой  шляпе  - наша  каша»  (В. Драгунский  «Тайное  всегда  становится  явным»)

2.  «Вдруг  шляпа  поползла  прямо  к  Вадику. Он  как  закричит: «Ай!» - и  прыг  на  диван»

(Н, Носов «Живая  шляпа»

3.  «В  одном  густом  тропическом  лесу  жил  да  был  один  забавный  зверёк. Он  был  маленького  роста  с  огромными  ушами.  И  звали  его  …»  (Э. Успенский «Чебурашка»)

4.  «В  доме  восемь, дробь  один.

        У  заставы  Ильича  жил  высокий  гражданин –

        По  прозванью – каланча»  (С. Михалков «Дядя  Стёпа»)

5.  «А  землянки  нет  уж  и следа;

        Перед  ним  изба  со  светёлкой,

        С  кирпичною, белёною  трубою,

        С  дубовыми, тесовыми  воротами» (А. С. Пушкин  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»)

6.  «Попрыгунья  Стрекоза  лето  красное  пропела;

        Оглянуться  не  успела, как  зима  катит  в  глаза»  (И. А. Крылов «Стрекоза  и  Муравей»)

7.  «Как  хорошо  уметь  читать!

        Не  надо  к  маме  приставать,

        Не  надо  бабушку  трясти:

        «Прочти, пожалуйста, прочти!»

        Не  надо  ждать, не  надо  звать,

        А  можно  взять  и  почитать!»   (В. Берестов «Как  хорошо  уметь  читать!»)

8.    «Хочу  вам  рассказать  о  девочке  Оле, которая  вдруг  увидела  себя  со  стороны. Увидела  так, как  можно  видеть  не  себя, а  совсем  другую  девочку -  скажем, сестру  или  подругу»

( В. Губарев «Королевство  Кривых  зеркал» )

9)   «Ну  вот, перед  вами  медвежонок. Зовут  его  …  Как  видите, он  спускается  по  лестнице  вслед  за  своим  другом   Кристофером  Робином, головой  вниз, пересчитывая  ступеньки собственным  затылком: бум – бум – бум»  (А. Милн «Винни – Пух  и  все – все – все»)

ГЕЙМ 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ  СОСТЯЗАНИЕ  «Авторы и их  герои»

(каждая команда  получает  карточку, в которой  нужно  соединить автора  с  героем  его  произведения; за  каждый  правильный  ответ – по 1 баллу)

Денис  Кораблёв

К. Булычёв

Алиса  Селезнёва

П. Бажов

Старик  Хоттабыч

В. Драгунский

Человек  рассеянный

Л. Лагин

Серебряное  копытце

А. Пушкин

Вовка – добрая  душа

С. Маршак

Муха – цокотуха

А. Барто

Балда

К. Чуковский

 

Пока  ребята  в  командах  выполняют  задание, можно  провести  игру  со  зрителями.

«Игра  со  зрителями» (Помогите  Незнайке  отгадать  авторов  этих  объявлений)

1.  ОБЪЯВЛЕНИЯ

-  ПРОДАЮ  ЗОЛОТЫЕ  ЯЙЦА. ДОРОГО.

-  КУПЛЮ  ФУТБОЛКУ  ОГНЕУПОРНУЮ, ТРЁХВОРОТНИКОВУЮ,  ПОСЛЕДНЕГО  РАЗМЕРА.

-  ПРОПАЛ  ПИРОЖОК  КРУГЛОЙ  ФОРМЫ. НАШЕДШЕГО  ПРОСИМ  НЕ  ЕСТЬ, А  ВЕРНУТЬ  ЗА  ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.

2.  РЕКЛАМА

-  НОВЫЕ  ТРАНСПОРТНЫЕ  УСЛУГИ  ПРЕДЛАГАЕТ  ФИРМА  «МАЛЫШ  И  К». ВСЕГДА  С  ВАМИ. НЕ  ТРЕБУЕТСЯ  МЕСТА  ДЛЯ  ПАРКОВКИ! ОПЛАТА – БАНКА  ВАРЕНЬЯ!

3.  КНИЖНЫЕ  НОВОСТИ

-  ВЫШЛО  В  СВЕТ  НЕПОЛНОЕ  СОБРАНИЕ  СОЧИНЕНИЙ:  ТОМ  1 «ПЫХТЕЛКИ»; ТОМ  2  «СОПЕЛКИ»;  ТОМ  3  «КРИЧАЛКИ»;  ТОМ  4  «ВОРЧАЛКИ»;  ТОМ  5  «ШУМЕЛКИ». СПРАШИВАЙТЕ  КИГИ  В  МАГАЗИНАХ  ЛУКОМОРЬЯ!

 ГЕЙМ  4. «ТЁМНАЯ  ЛОШАДКА»

1.  Отгадайте, к  какому  произведению  эта  иллюстрация? (каждой  команде своя; за  правильный  ответ: назвать  автора  произведения, название – 3 балла)

2.  Кому  принадлежат  эти  волшебные  вещи:

А)  золотое  яичко, зеркальце, цветик – семицветик;

Б)  золотой  ключик, хрустальная  туфелька, денежка;

В)  разбитое  корыто, красная  шапочка, дудочка и кувшинчик.

ГЕЙМ  5. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ  «Сказки  знаем  и  сами  сочиняем»

(каждая  команда  дома  сочиняет  сказку  по  шаблону – помощнику; оценивается  до  5 баллов)

Шаблон  - помощник:

   Жил – был  _________________ . Раз  пошёл  ________________ . Вдруг  видит ________________ . Испугался  ________________ , хотел  было  _____________________ , как  вдруг  ________________  из – за  _________________  и  давай  __________________ . Глянул  на  него  __________________  и  _____________________  . Поблагодарил  _______________  умного  _________________  и  он  отправился  ____________________ . Вот  и  сказке  конец,  _________________________  !

(здесь – в  классе  можно  дополнительно  провести  конкурс   «Лучший  сказочник», т. к. ребята  сочиняли  сказки  дома, а  выбрали  на  игру  только  одну!)

Ведущий:  Вот  и  вы  стали  сказочниками! Подошло  к  концу  наше  весёлое  и  интересное  путешествие.

Пусть  герои  сказок  дарят  нам  тепло,

Пусть  добро  навеки  побеждает  зло!

ГЕЙМ  6. «ГОНКА  ЗА  ЛИДЕРОМ» (музыкальный  конкурс: узнать  и  спеть  куплет  песни  из  мультфильма; за  каждый  правильный «напев» - по 1 баллу)

 

ГЕЙМ  7.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  «Волшебные  предметы»

(я  называю предмет, а вы  добавляете  к  нему  сказочное  свойство, которым  этот  предмет  обладает)

Цветик -  семицветик,  ковёр – самолёт, меч – кладенец, сапоги – скороходы, шапка – невидимка, палочка – выручалочка, гусли – самогуды, скатерть – самобранка. 

Подведение  итогов. Награждение  победителей.

Дополнительный  материал:  «Знатоки  нечистой  силы»

1)  Пожилая  колдунья, которая  передвигается  по  воздуху  в  необычном  летательном  аппарате. (БАБА  ЯГА)

2)  Сказочный  житель  леса, помощник  Бабы  Яги. (ЛЕШИЙ)

3)  Носатая  тётка,  к  имени  которой  добавляют  слово  «болотная» (КИКИМОРА)

4)  Рогатое  существо  с  длинным  хвостом, которое  только  и  думает: как  бы  навредить  людям. (чёрт)

5)  Тощий  старик, который  прятал  секрет  своего  бессмертия  в  сундуке. (КОЩЕЙ  БЕССМЕРТНЫЙ)

6)  Девушка  необыкновенной  красоты, но  с  хвостом  как  у  рыбы. (РУСАЛКА)

7)  Огромный  зверь – ящер  со  множеством  голов. (ЗМЕЙ  ГОРЫНЫЧ)

8)  Живёт  в  подводном  царстве, и  ему  там  все  подчиняются. (ВОДЯНОЙ)

9)  Милый  старичок, который  живёт  в  каждом доме  и охраняет  его. (ДОМОВОЙ)

Шаблон  - помощник:

   Жил – был  ______________ . Раз  пошёл  ________________ . Вдруг  видит ________________ . Испугался  ____________ , хотел  было  _____________ , как  вдруг  _____________  из – за  _____________  и  давай  ____________ . Глянул  на  него  __________________  и  _____________________  . Поблагодарил  _______________  умного  _________________  и  он  отправился  ______________ . Вот  и  сказке  конец,  __________________ !

Шаблон  - помощник:

   Жил – был  ______________ . Раз  пошёл  ________________ . Вдруг  видит ________________ . Испугался  ____________ , хотел  было  _____________ , как  вдруг  _____________  из – за  _____________  и  давай  ____________ . Глянул  на  него  __________________  и  _____________________  . Поблагодарил  _______________  умного  _________________  и  он  отправился  ______________ . Вот  и  сказке  конец,  __________________ !

Шаблон  - помощник:

   Жил – был  ______________ . Раз  пошёл  ________________ . Вдруг  видит ________________ . Испугался  ____________ , хотел  было  _____________ , как  вдруг  _____________  из – за  _____________  и  давай  ____________ . Глянул  на  него  __________________  и  _____________________  . Поблагодарил  _______________  умного  _________________  и  он  отправился  ______________ . Вот  и  сказке  конец,  __________________ !

Шаблон  - помощник:

   Жил – был  ______________ . Раз  пошёл  ________________ . Вдруг  видит ________________ . Испугался  ____________ , хотел  было  _____________ , как  вдруг  _____________  из – за  _____________  и  давай  ____________ . Глянул  на  него  __________________  и  _____________________  . Поблагодарил  _______________  умного  _________________  и  он  отправился  ______________ . Вот  и  сказке  конец,  __________________ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...