С.А. Есенин "Черёмуха" 2класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Цыганкова Елена Николаевна

При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти.  На таких уроках  должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s.a.esenin_cheremuha.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изучение стихотворения С. А. Есенина  «Черемуха»

2 класс

Ход урока по изучению стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

Организационный

Учитель

Ученик

наличие конспекта

портрет С.А. Есенина

карточки «Чтение пейзажной лирики»

карточки с дифференцированными заданиями

оформление доски

учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова II часть

карандаши, ручка

листок для иллюстраций

карточка с дифференцированным заданием

Цели: 

познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;

раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения;

развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе.

Учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный.

При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти.

Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.

Актуализация опорных знаний

Оборудование: Портрет С.А. Есенина, картина черемухи

На уроке мы продолжаем знакомство с творчеством С.А. Есенина, со стихами которого вы познакомились в 1 классе.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

III. Рассказ учителя о поэте.

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.

Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

“Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой”.

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?

В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?

Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.

Чтение ст/я “О матери”.

В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.

Выставка рисунков.

Мотивация: для чего?

      -Чтобы вы хотели узнать и чему научится?

(научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова, узнать, почему С.А. Есенин написал это стихотворение)

-Для чего вам это нужно?

(нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)

Погружение в урок

Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое, голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запас цветущей черемухи.

Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

Я прочитаю стих «Черемуха», а вы представьте себе картину, описанную автором в стихотворение.

Чтение стихотворение.

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

Обмен впечатлениями

Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами.

Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль.

Вывод: Лирические стихотворения отражают не событие, а душевное переживание поэта.

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения

Вывод: Читая стих, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотые», и ручеек, почувствовать аромат цветов черемухи.

Самостоятельное чтение стихотворение детьми.

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

Читайте медленно.

Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Физкультминутка

Отметьте непонятные слова вам (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею)

Чтение стихотворения (1-2 ученика)

Вывод: Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

Работа по развитию речи: уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.

(На доске написано:

Роса медвяная - ароматная, с запахом меда

Зелень пряная- с острым ароматным запахом

Проталинка- место, где частично растаял снег, и оголилась земля

Обдает- окатывает водой, обливает сразу со всех сторон

Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки

Вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно

Под кручею - под обрывом, круча-обрыв)

Анализ лирического стихотворения

Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске выбор ответов:

Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха

Чтобы передать свою радость

Чтобы привлечь читателя к красоте природы

Чтобы вызвать сопереживание

(ненужное стереть)

Работа с эпитетами

-При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?

-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (эпитет)

Вывод: Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

-Какие эпитеты вы бы придумали к слову черемуха?

Коллективное чтение стихотворения «Черемуха»

Чтение выразительное, стараться передать настроение автора.

Дифференцированное задание (1, 2, 3- уровни)

У каждого ученика карточка с вопросами. Дается время на подготовку.

Вопрос1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

2-й уровень- природа

Вопрос2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могло бы сопровождать чтение этого стихотворения?

3-й уровень- лирическая песня

Вопрос3. Прочитайте понравившееся строчки.

1-й уровень

Вопрос4. Что удивляет автора?

3-й уровень- красота природы

Вопрос5. С каким чувством вы прочтете это стихотворение

2-й уровень- с чувством радости, восторга

Вопрос6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?

3-й уровень- темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую

Вопрос7. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения

3-й уровень

Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть

Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.

Рефлексия.

- Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Зачем нужна такая работа со стихотворением?

Оценка работы

Детям предлагается провести самооценку по критериям:

«5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно

«4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно

      ( · )- не очень понравилась моя работа: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал               не выразительно.

Встаньте те, кто за свою работу не поставил оценку, теперь те, кто поставил «4», «5».

Спасибо за работу!