Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме:
    С.А. Есенин "Черёмуха" 2класс

    При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти.  На таких уроках  должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_s.a.esenin_cheremuha.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Изучение стихотворения С. А. Есенина  «Черемуха»

    2 класс

    Ход урока по изучению стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

    Организационный

    Учитель

    Ученик

    наличие конспекта

    портрет С.А. Есенина

    карточки «Чтение пейзажной лирики»

    карточки с дифференцированными заданиями

    оформление доски

    учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова II часть

    карандаши, ручка

    листок для иллюстраций

    карточка с дифференцированным заданием

    Цели: 

    познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;

    раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения;

    развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе.

    Учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный.

    При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти.

    Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.

    Актуализация опорных знаний

    Оборудование: Портрет С.А. Есенина, картина черемухи

    На уроке мы продолжаем знакомство с творчеством С.А. Есенина, со стихами которого вы познакомились в 1 классе.

    Я шла по улице, я всматривалась в лица.
    Хотела я о людях больше знать,
    Но люди шли, смотря себе под ноги,
    На улице был лед, боялись все упасть.
    Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
    А ведь внутри они совсем не те…
    Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
    Боимся людям тайны доверять,
    Но надо постараться жить открыто,
    В друзьях поддержку надо нам искать,
    Друг другу в жизни надо помогать.

    – Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

    III. Рассказ учителя о поэте.

    В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.

    Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.

    А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

    Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

    Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

    Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

    “Есенин – нежное имя,
    Соловьиный звон.
    Кудрями золотыми
    Звенел веселый клен.
    Из солнечного ливня
    Весеннее лицо
    Овеял ветер нивный
    Цветочною пыльцой”.

    Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

    Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?

    В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

    – А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.

    Низкий дом с голубыми ставнями,
    Не забыть мне тебя никогда, –
    Слишком были такими недавними
    Отзвучавшие в сумрак года.
    До сегодня еще мне снится
    Наше поле, луга и лес,
    Принакрытые сереньким ситцем
    Этих северных бедных небес.

    Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?

    Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.

    Чтение ст/я “О матери”.

    В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.

    Выставка рисунков.

    Мотивация: для чего?

          -Чтобы вы хотели узнать и чему научится?

    (научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова, узнать, почему С.А. Есенин написал это стихотворение)

    -Для чего вам это нужно?

    (нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)

    Погружение в урок

    Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое, голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.

    И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запас цветущей черемухи.

    Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

    Я прочитаю стих «Черемуха», а вы представьте себе картину, описанную автором в стихотворение.

    Чтение стихотворение.

    Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

    Обмен впечатлениями

    Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами.

    Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.

    Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль.

    Вывод: Лирические стихотворения отражают не событие, а душевное переживание поэта.

    Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения

    Вывод: Читая стих, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотые», и ручеек, почувствовать аромат цветов черемухи.

    Самостоятельное чтение стихотворение детьми.

    Карточка «Чтение пейзажной лирики».

    Правила выразительного чтения:

    Читайте медленно.

    Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

    После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

    Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

    Физкультминутка

    Отметьте непонятные слова вам (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею)

    Чтение стихотворения (1-2 ученика)

    Вывод: Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

    Работа по развитию речи: уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.

    (На доске написано:

    Роса медвяная - ароматная, с запахом меда

    Зелень пряная- с острым ароматным запахом

    Проталинка- место, где частично растаял снег, и оголилась земля

    Обдает- окатывает водой, обливает сразу со всех сторон

    Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки

    Вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно

    Под кручею - под обрывом, круча-обрыв)

    Анализ лирического стихотворения

    Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

    На доске выбор ответов:

    Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха

    Чтобы передать свою радость

    Чтобы привлечь читателя к красоте природы

    Чтобы вызвать сопереживание

    (ненужное стереть)

    Работа с эпитетами

    -При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?

    -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (эпитет)

    Вывод: Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

    -Какие эпитеты вы бы придумали к слову черемуха?

    Коллективное чтение стихотворения «Черемуха»

    Чтение выразительное, стараться передать настроение автора.

    Дифференцированное задание (1, 2, 3- уровни)

    У каждого ученика карточка с вопросами. Дается время на подготовку.

    Вопрос1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

    2-й уровень- природа

    Вопрос2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могло бы сопровождать чтение этого стихотворения?

    3-й уровень- лирическая песня

    Вопрос3. Прочитайте понравившееся строчки.

    1-й уровень

    Вопрос4. Что удивляет автора?

    3-й уровень- красота природы

    Вопрос5. С каким чувством вы прочтете это стихотворение

    2-й уровень- с чувством радости, восторга

    Вопрос6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?

    3-й уровень- темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую

    Вопрос7. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения

    3-й уровень

    Домашнее задание:

    Выучить стихотворение наизусть

    Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.

    Рефлексия.

    - Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?

    - Какие задания вам больше всего понравились?

    - Зачем нужна такая работа со стихотворением?

    Оценка работы

    Детям предлагается провести самооценку по критериям:

    «5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно

    «4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно

          ( · )- не очень понравилась моя работа: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал               не выразительно.

    Встаньте те, кто за свою работу не поставил оценку, теперь те, кто поставил «4», «5».

    Спасибо за работу!