Главные вкладки

    Рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме:
    Планирование 1 класс.

    Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chteniedokument_microsoft_office_word.docx39.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание рабочей программы::

    Пояснительная записка

    Содержание программы

    Учебно-тематический план

    Требование к уровню подготовки обучающихся

    Литература и средства обучения

    Календарно-тематический план

    Программа реализации НРК                                    Раздел 1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с

    приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889

    с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,  

    приказом министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

    постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;

    примерными программами  начального общего образования  (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г №22/5135«Об организации образовательного процесса в начальной школе  в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 году»

    учебным  планом  МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года

    программой четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А.                                        Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,

    А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

    Курс рассчитан на 42 часа  (4 часа в неделю).

    «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

    Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

    Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

    Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

    Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

    Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

    Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

    Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

    Программные требования 1-го класса определяются:

    необходимостью формирования потребности и мотива чтения;

    начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;

    логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

    актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.

    Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
    Раздел 2. Содержание тем

    Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

    Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

    Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

    Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

    Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

    Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

    Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.                                                  

                                                                         Раздел 3. Учебно-тематический план.

    Содержание

    Количество часов

    1

    Стихи и проза

    2

    Устное народное творчество и литература

    3

    Эмоциональный тон произведения

    4

    Средства художественной выразительности

    5

    Жанры литературы

    6

    Библиографическая культура

    7

    Навыки чтения

    Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся

    Должны иметь  общее представление:

    о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

    об отличии фольклорного текста от литературного;

    об отличии поэтического текста от прозаического;

    о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

    о том, что такое рифма.                                                           Знать: 

    наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

    содержание произведений, прочитанных в классе.              Уметь: 

    читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;

    понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

    находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

    отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

    самостоятельного чтения книг;

    высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

    самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

    работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

    Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

    Для реализации программного содержания используются:

    Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;

    Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. Хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;

    Малаховская, О. В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. -М.: Академкнига / Учебник, 2006;

    Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2006.

    Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

    № п/п

    Тема урока

    дата

    ТСО

    Элементы содержания

    Требования

    к уровню подготовки

    обучающихся

    Вид контроля

    Элементы

    дополнительного

    содержания

    план

    факт

    1

    Волшебные предметы и помощники (с. 3-5)

    Презент

    тест

    Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка

    Знать смысл слова «докучать».

    Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»

    Текущий

    Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, закличка

    2-3

    Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества.

    Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

    Знать законы построения

    докучной сказки.

    Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Первичные представления

    об олицетворении

    4

    Секреты считалок (с. 10-11)

    Презент

    тест

    Произведения устного

    народного творчества.

    Декламация произведений. Чтение наизусть

    Знать особенности построения считалок.

    Уметь рассказывать считалки; различать потешки и считалки

    Текущий.

    Чтение в парах

    Рифма

    5

    Секреты считалок (с. 10-11)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества.

    Декламация произведений. Чтение наизусть

    Знать особенности построения считалок.

    Уметь рассказывать считалки;

    Текущий.

    Чтение в парах

    Рифма

    6

    Древние считалки (с. 12-13)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

    произведения

    Уметь сравнивать между

    собой произведения одного фольклорного жанра; читать в парах

    Текущий.

    Чтение в парах

    Рифма

    7

    Тайны загадок (с. 14-17)

    Презент

    тест

    Произведения устного

    народного творчества. Понимание основного содержания текста

    Знать понятие «олицетворение».

    Уметь разгадывать загадки

    Текущий.

    Выразительное чтение

    Олицетворение

    8

    Как устроена загадка (с. 17-19)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества. Осознанное правильное

    чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

    Знать приёмы сравнения

    и олицетворения.

    Уметь сочинять загадки;

    ориентироваться в книге,

    находя нужное произведение

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Практическое

    освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка

    9

    Как устроена загадка (с. 17-19)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества. Осознанное правильное

    чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

    Знать приёмы сравнения

    и олицетворения.

    Уметь сочинять загадки;

    ориентироваться в книге,

    находя нужное произведение

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Практическое

    освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка

    10

    Заклички: обращение к природе

    (с. 20-21)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества.

    Передача впечатления

    от услышанного своими

    словами. Выразительное

    чтение

    Знать жанр «закличка», его особенности.

    Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Заклички

    11

    Заклички: обращение к природе

    (с. 20-21)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества.

    Передача впечатления

    от услышанного своими

    словами. Выразительное

    чтение

    Знать жанр «закличка», его особенности.

    Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Заклички

    12

    Трудности скороговорок

    (с. 22-23)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества.

    Участие в диалоге при

    обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение

    Знать жанр «скороговорка».

    Уметь различать малые жанры фольклора: загадку,

    считалку, скороговорку,

    закличку, небылицу

    Тематический.

    Выразительное

    Чтение в парах

    Скороговорки.

    Чистоговорки

    13

    Трудности скороговорок

    (с. 22-23)

    Презент

    тест

    Произведения устного

    народного творчества.

    Участие в диалоге при

    обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение

    Знать жанр «скороговорка».

    Уметь различать малые жанры фольклора: загадку,

    считалку, скороговорку,

    закличку, небылицу

    Тематический.

    Выразительное

    Чтение в парах

    Скороговорки.

    Чистоговорки

    14

    Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» (с. 24-25)

    презент

    Произведения современной отечественной литературы.

    Осознанное правильное

    чтение художественного

    текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

    Знать содержание произведения.

    Уметь определять приёмы

    выразительности в процессе анализа текстов.

    Иметь представление

    о стихотворном и прозаическом произведении

    Текущий.

    Пересказ

    знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить

    красоту и смысл

    в обыденном.

    15

    Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26-27)

    презент

    Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения. Чтение наизусть

    Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте

    Текущий.

    Чтение наизусть

    Рифма

    16-

    18

    Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31)

    презент

    Произведения современной отечественной литературы.

    Жанровое разнообразие

    предлагаемых к изучению произведении: литературная сказка, стихотворение

    Знать содержание произведения.

    Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

    Текущий.

    Ответы на вопросы

    Рифма

    19-

    21

    Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34)

    презент

    Произведения современной отечественной литературы

    Знать наизусть одно

    из стихотворений.

    Уметь рифмовать слова

    Тематический. Чтение наизусть

    Рифма

    22-

    23

    Сказка-цепочка.

    Русская народная сказка «Репка»

    (с. 36-38)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества. Восприятие на слух

    и понимание произведений разных жанров. От-

    веты на вопросы по со-

    держанию прослушанно-

    го, прочитанного.

    Знать композиционные

    особенности кумулятивной сказки.

    Уметь читать по цепочке

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Знакомство

    с жанром кумулятивной сказки.

    Разный смысл повторов

    24

    Звучащие стихи. Е.Благинина.

    А.Усачёв. Джеймс Ривз

    (с. 39-41)

    презент

    Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному

    Знать наизусть одно

    из стихотворений; средства выражения авторского

    отношения к изображаемому.

    Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений

    Текущий.

    Чтение наизусть

    Эмоциональная

    передача характера произведения при чтении вслух,

    наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений; несловесных

    средств - мимики,

    движений, жестов

    25-

    26

    Звукопись в поэзии и прозе.

    М.Горький «Воробьишко» (в сокращении) (с. 42-44)

    презент

    Жанровое разнообразие

    произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения

    Знать содержание прочитанных произведений.

    Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах

    Текущий.

    Пересказ

    Выразительность

    звукописи

    27

    Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47)

    презент

    Различение жанров произведений: малые

    фольклорные жанры,

    стихотворение.

    Декламация произведений

    Знать малые фольклорные

    жанры: считалка, скороговорка.

    Уметь различать малые

    жанры фольклора: считалку,

    Текущий.

    Чтение

    в парах

    Малые фольк-

    лорные жанры:

    считалка, скоро-

    говорка

    28-29

    Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер (с. 48-51)

    презент

    Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

    Уметь находить средства

    художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмор произведения

    Текущий.

    Выразительное

    чтение

    Определение

    серьёзного и шуточного (юмористического) характера произведения

    30

    Стихи про мальчиков и девочек.

    В.Лунин. Э.Успенский (с. 52-53)

    презент

    Выделение языковых средств художественной

    выразительности.

    Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

    Знать наизусть одно из стихотворений.

    Уметь читать по ролям;

    определять приёмы выразительности в процессе

    анализа текстов

    Текущий.

    Чтение наизусть

    Эмоциональная

    передача характера произведения при чтении вслух,

    наизусть:

    31

    Фантазия в литературе. Б.Заходер (с. 54-55)

    презент

    Произведения современной отечественной литературы. Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств

    Знать краткие сведения о биографии и творчестве

    Б.Заходера.

    Уметь читать по ролям стихотворные произведения

    Тематический.

    Выразительное чтение

    Фантазия в литературе

    32-33

    Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов (с. 56-59)

    презент

    Понимание содержания

    литературного произведения. Тема, главная

    мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов

    Знать наизусть одно из стихотворений.

    Уметь читать по ролям.

    Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях

    Текущий.

    Чтение

    наизусть

    Сравнительный

    анализ двух об-

    разов. Рифма

    -34-35

    Что видит и слышит поэт.

    С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64)

    презент

    Выделение языковых

    средств художественной

    выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

    Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

    Иметь представление

    о жанрах - рассказе, стихотворении

    Текущий.

    Отвечать на вопросы

    |

    Выражение соб-

    ственного отно-

    шения к каждому

    из героев

    36-37

    Прибаутка и небылица (с. 65-67)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры.

    Выразительное чтение

    Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы.

    Уметь соотносить текст с иллюстрацией

    Текущий.

    Чтение в парах

    Малые фольклорные жанры: прибаутка

    38-40

    Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-75)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества. Участие в диалоге при

    обсуждении произведения

    Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки.

    Уметь находить в тексте

    парную рифму

    Текущий.

    Чтение в парах

    Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы

    41

    Искусство иллюстрации.

    Что видит художник (с. 69-80)

    презент

    Произведения устного

    народного творчества.

    Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

    Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию

    Текущий.

    Выборочное чтение

    Выразительность

    рифмы

    42

    Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-80)

    презент

    Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям,

    Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

    Тематический.

    Выразительно

    читать

    Выразительность

    рифмы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наш класс - просто КЛАСС! 4-а класс ( 2009-2010год)

    Давайте познакомимся - это наш любимый класс !Класс наш в школе всех активнейИ при деле он всегда,Класс наш в школе самый дружный,Просто не разлей вода!Класс  наш в школе самый лучший,Потому что ...

    Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

    Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

    Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

    Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...