2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Вдовина Ольга Николаевна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 2 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2010)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель:  формирование    образовательных    компетенций              (информационных,    коммуникативных,      креативных,          рефлексивных ) учащихся 2 «б» класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Я и мои друзья».

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога,  умения работать в статичных  группах в режиме интерактивного обучения.

3)развитие способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) Формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

4) Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер, нетбуки;

4)листы А-3,  фломастеры.

 5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп,  листы  самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

Эмоциональное начало урока.

(ИКТ - приложение1)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Слайд 1

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

Учащиеся  встают в круг и произносят слова  приветствия :

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися  

а) прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг»

б) диалог, основанный на предположениях детей

в) игра «Найди друга»(установи соответствие)  

Учитель предлагает прослушать куплет песни

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить. о чём будем говорить на уроке?

- Что мы знаем о дружбе и друзьях7

Учитель в качестве фасилитатора проводит игру в парах сменного состава «Найди друга» .

- Возьмите на столе карточку и найдите друга – установите соответствие.

-Какие карточки остались? Почему?

       В.Осеева      «Хорошее»

  Ю. Ермолаев     «Я и Вовка»

    В. Лунин          «Почему»

   Н. Булгаков»     «За игрой»

В. Берестов     «Анна, не грусти!»

                        «Два пирожных»

                 «Волшебное слово»

К.И.Чуковский «Мой секрет»

А.Л.Барто «Затейники»

Какая же тема нашего урока?

(слайд 2)

-Какие учебные задачи предстоит решить?

Учащиеся прослушивают первый куплет песни

Учащиеся высказывают свои предположения,  строят ассоциации на основе прослушивания  музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава  - устанавливают соответствие автора и название произведения

Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

  формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме    « Я и мои друзья»

а)работа в парах (использование ИКТ)

б) «Узнай произведение» -работа с иллюстрациями (ИКТ), подбор пословиц к текстам.

 

в) Игра  «Дешифровщик»

г) Игра «Суета».

д) Работа в статичных группах.

-Постановка проблемы

-Планирование деятельности.

-Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

-Презентация модели пирамиды

Учитель предлагает  учащимся упражнение «Да, нет»

- Отметьте верные утверждения.
1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях.
6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.
-Проверьте по образцу. (Слайд 3)

Учитель предлагает учащимся  ответить на вопросы:

- Посмотрите  на экран.

Слайд 4

 -К какому произведению иллюстрация?

-Прочитайте наизусть

-А почему дружба не кончается?

Что помогло героям быть вместе?

-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого     стихотворения и докажите.

Слайд 5

- Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя ….. ( иллюстрация к стихотворению)

- Причитайте наизусть.

- Найдите пословицу к этому стихотворению.

Слайд 6

Какой ещё произведение помогает найти  способ избавления от обиды?

Прочитаем стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

Слайд 7

Герой какого произведения старался не помнить обиды?

Стр. 74, прочитаем стихотворение.

 Какая пословица выражает главную мысль?

Слайд 8

Героиня какого произведения поступает иначе?

-Подберите пословицу

Слайд 9

«Делу время, а потехе – час» - к какому рассказу подойдёт?

Слайд 10.

Учитель предлагает  с помощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

- Расшифруйте запись.

Учитель предлагает взять  на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал  начала игры.

- Продолжим  работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.

-Сегодня у нас будут работать 3 группы:

1 группа – рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

3 группа – рассказ В.А.Осеевой «Почему»

-Каждая группа смоделирует  свою пирамиду критики, используя текст произведения.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

( приложение 2)

-Для выполнения  исследовательской работы пользуйтесь  инструкционной картой. ( приложение 3)

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Учащиеся взаимодействуют в парах на нетбуках, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Учащиеся рассматривают  иллюстрации, называют автора и название произведения,   участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения , подбирают подходящую пословицу.

- Берестов «За игрой»

Читают наизусть.

- Детей связывает игра.

- Дружба

«Дружбу помни, а зло забывай»

Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».

Читают наизусть.

 -«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

-стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Читают наизусть

Учащиеся высказывают свои предположения.

В.Лунин «Я и Вовка»

Читают стих.

- «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

«Дружба заботой да подмогой крепка»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»,

Взаимодействуя в парах. учащиеся на карточке определяют автора.

3,1,13,6,15,20,10,15,1

1,13,6,12,19,1,15,5,20,16,3,15,1

16,19,6,3,1

Валентина

Александровна

Осеева

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава.

Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе

Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом.  осуществляют  исследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.

Учащиеся предоставляют пирамиду критика,  осуществляют защиту своей исследовательской работы. (приложение 4)

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

-коллективного обсуждения;

-самоанализа.

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  Умение  работать с нетбуком.

Коммуникативные:

 Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

Развитие навыка  чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в  парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Личностные :

Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Познавательные: 

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать),  моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

4.

Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

беседа

синквейн

Лист самооценки

( приложение 5)

Круг «Дружбы»

Спрогнозированный результат:

моделированные  пирамиды критика, освоение темы: «Я и мои друзья»

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

-Встаньте, пожалуйста, в круг»дружбы», передавая  друг другу игрушку – солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

Учащиеся составляют синквейн:

1.Дружба.

2.Верная, крепкая.

3.Доверять, помогать, не  предавать.

4.Не оставлять друга в беде.

5.Верность..

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Дети  встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они  “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности,  готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .

познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.

Познавательные:

- Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу  «Я и мои друзья»              Цели урока:  Обобщи...

Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА По предмету "Литературное чтение"На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».Разработчик:Учитель начальных классовКольцова Ли...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Технологическая карта урока «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Класс:4       УМК «Школа России»Предмет: «Литературное чтение»Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»Тип урока: Урок р...

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...