Урок литературного чтения: М.С. Пляцковский « Урок дружбы»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

 

Задачи:

 -создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью знакомства с новым произведением М .С .Пляцковского « Урок дружбы».

-формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения;

-содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;

-создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;

-способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;

-воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

 

Оборудование: учебник Л .А.Ефросинина «Литературное чтение»1 класс, рабочая тетрадь « Литературное чтение» 1класс, карточки с частью пословиц о дружбе, запись песни «Настоящий друг».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Урок литературного чтения

                             (Программа «Наальная школа 21 века)

Тема урока: М.С. Пляцковский « Урок дружбы»

Тип урока :комбинированный

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

Задачи:

 -создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью знакомства с новым произведением М .С .Пляцковского « Урок дружбы».

-формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения;

-содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;

-создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;

-способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;

-воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

Оборудование: учебник Л .А.Ефросинина «Литературное чтение»1 класс, рабочая тетрадь « Литературное чтение» 1класс, карточки с частью пословиц о дружбе, запись песни «Настоящий друг».

                                                    Ход урока

Организационный этап

Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке

-Сегодня на уроке у нас гости.Мы их поприветствуем и будем работать активно,дружно. А в конце урока вы должны будете постараться ответить на вопрос, чему вы научились на примере героев произведения.

Актуализация субъектного опыта учащихся

Цель: обеспечить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

-Свой урок мы как обычно,начнем с разминки.

Упражнение «Звук заблудился»

    Сидит на грядке крепко

    Желтенькая кепка (репка)

    У печки( речки) с удочкой сижу,

    От рыбы глаз не отвожу(дети находят ошибки и читают правильный вариант)

Упражнение « Наведи порядок»

     Им всегда хорошо вместе.

     Слава дал другу почитать книгу.

     Сема и Слава - товарищи.

     Сема учит Славу играть в шашки (ученики правят деформированный текст и читают верный вариант)

Упражнение «Учимся говорить четко и правильно»

       Три скороговорки прокатились с горки.

(дети хором призносят скороговорку сначала тихо и медленно, затем постепенно наращивая темп и громкость, 6-7 раз)

-Ребята,сейчас мы с вами вспомним некоторые произведения, которые изучали раньше, по их отрывкам. Вы вспомните название произведения и его автора. Помогут мне в этом наши ребята ( подготовленные дети читают наизусть отрывки).

Ученик 1:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала (дети называют произведение и автора) В.Осеева « Просто старушка»

Ученик 2:

За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде, чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки

(Эдуард Шим «Глухарь»)

Ученик 3:

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

(Евгений Чарушин «Томкины сны»)

Ученик 4:

- Я умею кукарекать лучше всех! – расхвастался петух.

- А я вот могу по потолку ходить, - гордо прожужжала муха.

- А я каждый шорох слышу, - похвасталась кошка.

- А я все ночью вижу, ухнула сова.

- А я… ничего… не умею…- захныкал цыпленок, и крупные слезы скатились с его коричневых глаз

(Михаил Пляцковский «Добрая лошадь»)

Учитель:

Молодцы, вы хорошо помните изученные произведения и авторов.

III. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Цель: создать содержательные и организационные условия по изучению нового произведения.

1. Предложение о названии произведения и его содержании.

Учитель:

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением М.Пляцковского. Но его название вы попробуете расшифровать. Она состоит из двух слов. Первое слово трактуется в словаре так:

Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия-…Ваши предположения.

Ученики:

Урок ( на доске прикрепляется слово урок)

Учитель:

Верно. Значение второго слово таково:

Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов - …

Ученики:

Дружба.

Учитель:

Правильно. А теперь соедините название этих двух слов и получите название произведения.

Ученики:

Урок дружбы (прикрепляется слово дружба)

(презентация выключается)

Учитель:

Но прежде, чем мы начнем изучать произведение, попробуем предположить, о чем оно?

Ученики:

Об уроках, о дружбе, о школе и т.д.

2. Чтение сказки с заданием (читают отдельные учащиеся)

Учитель: А сейчас вы послушаете произведение и потом расскажете о своем впечатлении (читают отдельные учащиеся)

IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО

Цель: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.

Учитель:

Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?

Так к какому жанру относится произведение? (сказка)

Докажите это (животные разговаривают)

Кто главные герои произведения? ( воробьи Чик и Чирик)

Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)

Физминутка «Как живешь?»

Учитель:

А сейчас открываем учебники на странице 82 и читаем по цепочке и постараемся ответить на вопрос «В чем заключается Урок дружбы»

Повторное чтение произведения учащимися по цепочке

Учитель:

Так в чем заключается «Урок дружбы» (ответы детей)

Учитель:

Кого можно считать настоящим другом и почему?

Ученики: Чирика. Он поделился с другом.

Учитель: Чему учит эта сказка?

Ученики: Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.

УЧИТЕЛЬ:

Понял ли Чик свою ошибку?

Ученики:

Да, понял

Учитель:

Найдите в сказке слова, доказывающие это.

Ученики: (читают отрывок из текста) Взял  Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!

Учитель:

А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)

Учитель: За что вы называете другом (ответы детей)

Учитель: Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)

V. ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний на уровне их применения при выполнении заданий в тетради.

Учитель: Откройте тетрадь на странице 49

Выполните задание 1. Подчеркните слова из сказки. Какое слово лишнее?

Учитель:

Рассмотрите рисунок в задании 2. Можно ли догадаться, кто из героев нарисован?

Ученики:

Да.

Учитель:

По каким признакам вы догадались?

Ученики:

По внешнему виду воробьев.

Учитель:

Раскрасите этот рисунок дома. А сейчас прочитайте пословицу на доске.

Дружба дороже денег. Объясните ее смысл.

Ученики высказывают свои предложения

Учитель: Подходит ли она к сказке? Докажите (дети доказывают свое мнение).

Учитель: А знаете ли вы еще пословицы о дружбе? (дети приводят примеры пословиц)

Учитель: А сейчас задание, которое вы будете выполнять в парах. У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение ( вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение)

Сам погибай,    …а товарища выручай

Старый друг лучше … новых двух.

Не имей сто рублей,  …а имей сто друзей.

Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.

Один за всех, …все за одного.

Друзья познаются …в беде.

Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.

Один в поле …не воин.

Новых друзей наживай, …а старых не теряй!

На друга надейся, … а сам не плошай.

Легко друзей найти, …да трудно сохранить.

Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.

Учитель: Вы просто молодцы. А какую бы из этих пословиц вы подобрали к сказке? (дети называют пословицы)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Учитель:

Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать. С каким произведением познакомились?

Ученики:

«Урок дружбы» Михаила Пляцковского

Учитель:

Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Цель: создать условия для самооценки учащимися эмоционального состояния.

Учитель:

Вам понравился урок?

Ученики:

Да

Учитель:

Тогда давайте его закончим, спев песню «Верный друг», слова которой написал тоже Михаил Спартакович Пляцковский. Песня очень известная, поем все дружно, и гости нам тоже подпевают (исполнение песни)

Учитель: Всем спасибо за отличный урок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Урок литературного чтения. Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу».

Цель: ознакомление с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу».Задачи:Обучающие:- познакомить с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог ...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...