Создание условий индивидуального развития и учета достижений учащихся, стимулирование их творческой активности.
статья (чтение) на тему

Варзина Татьяна Геннадьевна

           Педагогические  мастерские.  Развитие  творческих  способностей  у  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  условий  индивидуального  развития  и  учета  достижений  учащихся, стимулирование  их  творческой  активности.

        «…с  тех  пор,  как  берутся  воспитывать  детей,  не  придумали  еще  другого  способа  руководить  ими,  кроме  соревнования,  зависти,  тщеславия,  всех  страстей,  наиболее  опасных,  наиболее  способных  волновать  и  портить  душу…»

                                                                                               Ж.- Ж.  Руссо.

           Педагогические  мастерские.  Развитие  творческих  способностей  у  детей.

Адольф Ферьер, швейцарский педагог, излагает притчу о том, как люди создали школу по наущению дьявола.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему велел молчать. Он стремиться понять, ему велел учить наизусть.

… И тогда дети научились тому, чему  они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.»

Мастерская -  это  иная  форма   организации  учебного  процесса.  От  урока  мастерская   отличается  и  по  конструкции    и  по  расстановке  образовательных  и  воспитывающих  акцентов.  Учитель,  составляющий  мастерские,  придерживается  более  гуманных  установок.

Педагогические  мастерские  возникли  во  Франции.  В  20-х  годах  появилась  Французская  Группа  Нового  Образования -  ЖФЭН.  У  истоков  движения  стояли  известные  психологи  Поль  Ланжевен,  Анри  Валлон,  Жан  Пиаже  и  другие.  Многие  идеи  работы  в  мастерских  родом  из  России -  это  работы  Л.С.Выготского,  Л.Н.Толстого  (опыт  работы  в  школе  в  Ясной  поляне),  С.А.Рачинского  (опыт  работы  в  школе  села  Татаево)  и  другие.

Педагогическая  мастерская – это  технология, которая  позволяет  самому  добывать  знания, основываясь  на  личном  опыте, проживать  их.  

Мастерская  реализует  принципы  проблемного  обучения:

Равенство  всех  участников,  включая  мастера.  Все  способны  к  творчеству,  саморазвитию,  к  исследованию.

-   Ненасильственное  привлечение  к  процессу  деятельности,  создание  личностной   мотивации.

Отсутствие  оценки,  соревнования,  соперничества.  Замена  этих  стимулов  самооценкой,  самокоррекцией,  самовоспитанием.  «Похвала  и  порицание растят  рабство».

Чередование  индивидуальной  и  коллективной  работы,  что  создаёт  атмосферу  сотрудничества,  взаимопонимания,  повышения  уровня  коммуникативной  культуры.  

Важность  не  только  и  не  столько результата  творческого  поиска,  сколько  самого  его процесса.

Работа  мастерской  основывается  как  на  природном  материале,  так  и  на  результатах  духовной  деятельности  человечества,  прежде  всего  на  языке.

-  Один  из  главных  принципов   работы  в  мастерской -    принцип  выбора    материала,  вида  деятельности,  способа  предъявления  материала  и  т.д.  Без  выбора  нет  свободы.

Нравственная  ответственность  каждого  за  свой  выбор,  процесс  и  результат  деятельности.  Без  ответственности  рождается  своеволие.

Не  произвол,  а  диагностика,  прогнозирование,  взаимодействие  с  наукой  -   необходимая  основа  педагогических  мастерских.

Результаты  мастерской:

Творческий  продукт.

-Творческий  процесс  (исследование,  самокоррекция).

-    Рост   коммуникативной  культуры  (способность  понять  собеседника,  другую    точку  зрения).

Нравственное  самосовершенствование.

   Существует  несколько  типов  мастерских.  Есть  мастерские  творческого  письма  и пластики,  построения  новых  знаний,  психолого-педагогические,   разрушения  педагогических   стереотипов,  мастерские  построения  мастерских.

При  всём  разнообразии  мастерских  есть  некий  общий  алгоритм  процесса.  

Сначала  -  «индуктор»,  начало,  мотивирующее  творческую  деятельность  каждого.  Выводит  из  состояния  покоя,  идёт  от  бессознательного.  Это  может  быть  задание  вокруг  слова,       предмета,  рисунка,  воспоминания -  чаще  всего  неожиданное  для  учеников,  в  чём – то  загадочное  и  обязательно  личностное.

 Второй  этап – работа  с  материалом:  с  текстом,  звуками,  схемами,  природным  материалом  и  т.д.   Это - «деконструкция»,  превращение  материала  в  «хаос».  А  затем  последует  «реконструкция»  -  создание  своего  мира,  текста,  рисунка,  закона.  Изобретение  велосипеда.

Следующий  этап  (вернее,  не  этап,  а  то,  что  пронизывает  всю  работу) – соотнесение  своей  деятельности  с  деятельностью  остальных.  Это  работа  в  малой  группе, диалоге,  представление    какого-то  результата  своего  труда.  Это  «социализация»  или  «афиша».

«Разрыв» – это  понимание  недостатка  знаний,    «информационный  голод».  Происходит  на  любом  этапе.

Обязательный последний  этап -  «рефлексия».  Это  самоанализ,  не  оценочные  суждения,  а  анализ  движения  собственной  мысли,  чувства,  знания…

Алгоритм  мастерской  зависит  от  её  типа,  целей,  поставленных  мастером.

На  одном  из  семинаров  французские  коллеги  рассказали такую притчу:

Однажды  маленький  мальчик  отправился  в  школу.

Это  был  совсем  ешё  маленький  мальчик,

А  школа  была  очень  большая.

Утром,  когда  мальчик  пробыл  в  школе  уже  некоторое  время,

Учительница  сказала:  «Сегодня  мы  будем  рисовать».

Он  любил  рисовать.  Он  умел  делать  различные  рисунки.

И  он  взял  свою  коробку  карандашей  и  начал  рисовать.

Но  учительница  сказала:  «Подождите,  я  вам  покажу,  как  нужно  делать».

И  она  нарисовала  красный  цветок  на  зелёной  ножке.

«Вот, - сказала  учительница, - теперь  вы  можете  начинать».

Мальчик посмотрел  на  свои  цветы.

Ему  больше  нравились  свои  цветы.

Но  он  этого  не  сказал.

Он  просто  перевернул  листок  и   нарисовал  красный  цветок  с  зелёным  стебельком.

В  следующий  раз  учительница  сказала:  «Сегодня  мы  будем  заниматься  лепкой».

«Хорошо!» – подумал  мальчик,  он  любил  лепку.

Он  умел  делать  различные  штучки  из  глины.

И  он  начал  разминать  свой  кусочек  глины.

Но  учительница  сказала:  «Подождите,  ещё  не  время  начинать!»

И  она  ждала  до  тех  пор,  пока  все  не  приготовились.

«Теперь  мы  будем  делать  блюдо»,-  сказала  учительница.

И  она  всем  показала,  как  сделать  большое  глубокое  блюдо.

«Вот, -произнесла  учительница, -теперь  можете  начинать.»

И  маленький  мальчик  сделал  такое  же  блюдо.

Но  родители  мальчика  переехали,  и  ему  пришлось  поменять  школу.

В  первый  день  учительница  сказала:  « Сегодня  мы  будем  рисовать».

Он  начал  ждать,  когда  учительница  скажет,  как  делать.

Но  она  ничего  не  сказала.

Когда  она  подошла  к  мальчику,  она  сказала:

«Ты  не  хочешь  рисовать?»

«Хочу, - ответил  мальчик, - А  что  нужно  рисовать?»

«Я  не  знаю,  пока  ты  не  нарисуешь»,-  сказала  учительница.

«И  не  важно,  каким  цветом?»-  спросил  мальчик.

«Не  важно,  каким  цветом»,-  ответила  учительница.

И  он  начал  рисовать  красный  цветок  на  зелёном  стебле

«Вопрос  не  в  том,  чтобы  преподать  ему  науки:  нужно  лишь  зародить  в  нём  вкус,  чтобы  он  полюбил  их,  и  дать  ему  методы,  чтобы  он  мог  изучить,  когда  вкус  этот  лучше  разовьётся».

                                                                                                   Ж.-  Ж.  Руссо.