Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Берлюта Ольга Александровна

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "Басни"166 КБ

Предварительный просмотр:

     

Раздел: Басни.

 Тема: Басни с бродячим (сходным) сюжетом.

И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей»

И. Хемницер «Стрекоза»

Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Цель:

Познакомить с творчеством известных баснописцев, учить понимать иносказательную форму данного жанра через сравнительный анализ(форма, содержание, сюжет, мораль),     формировать навыки выразительного чтения как средства глубокого  понимания текста

Развивать познавательные способности через искусство  слова, композиционные особенности жанра.

Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беззаботности и беспечности,  черствости и эгоизму. Воспитывать чувство толерантности, милосердия.

Оборудование:

Выставка книг, портрет писателя, интерактивная доска, выставка книг, учебник литературного чтения Л.А. Ефросининой, рабочая тетрадь на печатной основе Л.А. Ефросининой.

1. Разминка.

Собери пословицу. (см. интерактивную доску)

В темпе надо прочитать слова по таблице, выбрать те слова,  из которых можно составить пословицу.

сова

труд

комары

малый

кормит

летит

травушка

работает

портит

соседи

покос

просит

человека

крепкий

беда

а лень

кусает

звери

безделье

драка


спор

угонишься

ловит

рысь

красен

драка

платежом

рубит

месть

лето

растет

солнышко

косили

долг

ласково

хвосты

горюшко

бродят

сор

дрожь


ступа

крайность

показ

за

порода

слуга

резвый

наказали

зебра

добром

барин

добро

сильный

забор

бродит

усадьба

бодрый

стабильность

забрал

плати

2. Введение в тему.

Часто животные ассоциируются у людей с определенными качествами.

Соотнесите животных и человеческие черты характера.

Лиса

Медведь

Слон

Ягненок

Волк

Хитрость

Слабость

Жадность

Глупость

Лень

Невежество

Скупость

Медлительность

хвастовство

В каких случаях в животных мы узнаем определенных людей?

Какому жанру соответствуют следующие признаки:

мораль, стихотворная форма, краткость, иносказание (аллегория), ирония.

Какова тема нашего урока?

Попробуйте дать определение: что такое басня?

Чем отличается басня от сказки?

Каких баснописцев вы знаете?

Какие басни уже читали?

 (сравним определение в учебнике с тем, которое мы дали)


3. Постановка проблемы.

Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей»

Почему по-разному прочитала?

(у героев разные характеры, разное к ним отношение)

Какими качествами могут обладать эти животные?

 (разные мнения)

Мы прочтем три басни со сходным сюжетом, и каждый автор по-своему показывает этих животных

Какие качества осуждает автор?


4. Чтение  басни И. А. Крылова.

Чтение басни.

Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос?

Что произошло со стрекозой? Почему?

Как повел  себя муравей? Во всем ли он прав?

Восстановим цепочку событий.

   




Можем ли выделить вступление?

Есть ли мораль?

Какая?

Как автор относится к свой героини? Что он говорит о ней?

( попрыгунья ползет, пропела, не успела)

Какими словами рисует картину жизни?

(помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет)

Радужная или мрачная картина? Почему?

( автор осуждает стрекозу, он зол на нее, переживает за нее)

За что злится на стрекозу автор?

( за беспечность, легкомыслие)

Перечитайте диалог стрекозы и муравья.

Как автор их называет?

(кумушка, голубчик)

Какими словами рисует картину?

(без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило)

К каким словам относится с иронией?

Почему у автора меняется настроение?

(жалеет стрекозу, дает ей надежду)

А муравей?

Ответ на проблемный вопрос.

Запись морали в тетради с. 23 №1

Физминутка.

Не будьте черствыми друг к другу. «Запустите муравьев» на спину. (пальцами делают точечный массаж соседу по парте)


5. Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа в тетрадях на печатной основе.

С. 23 № 2, 3, 1

С. 24 № 2, 1

Проверка заданий.

Сравним басни со схожим сюжетом, но другого автора и вновь ответим на проблемный вопрос.

6. Чтение басни И.И.Химницера.

Чем отличается поведение стрекозы?

Муравья?

С. 36 № 1

Какими словами автор рисует картину жизни

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки)

Т. С. 24 №3 – заполнение таблицы

Мораль басни?

7. Чтение басни Л. Толстого

Чем похожа басня на предыдущие?

Чем отличается?

Ответ на проблемный вопрос.

8. Обобщение.

Найди строчку из басни, соотнеси с басней одной из трех:

Неожиданно наступила зима.

Зима катит в глаза.

Теперь иди, голодай и пропадай.

Поди ж теперь свищи

Недосуг было:

Было некогда.

В мягких муравах

В мягкой траве

9. Итог.

Какие качества осуждают баснописцы?

Ответили мы на проблемный вопрос?

Каким образом?


Задание на интер. доске.





Труд человека кормит, а лень портит.






Долг платежом красен.







За добро плати добром.








Задание на интер. доске.


Переместить слова к соответствующим животным.




В сказках, в баснях.


Задание на интер. доске.

Собрать определение


С. 34 теоретический материал.




У. использует прием разночтения (осуждение и любования).


Индив.

д/з

Подготовлена выставка книг.

Пр. ?




Нет, надо понаблюдать за персонажами.










Уч-к С. 34 №1















Ирония ( с. 32)



Индив. д/з

Сведения об авторе



























Задание на интер. доске.

Передвинуть нужное предложение к соответствующей фамилии автора.




10. Д/з

Выучить одну из басен по выбору наизусть.

Басни.

И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей»

И. Хемницер «Стрекоза»

Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Учебник Л.А Ефросининой «Литературное чтение»,

рабочая тетрадь Л.А Ефросининой часть №1

издательский центр

«Вентана-ГрафФ»

2008

Урок литературного чтения в 4 классе

 «Начальная школа ХХI века»

Г. Комсомольск-на-Амуре

 МОУ СОШ №32

Учитель: Берлюта

Ольга Александровна

Стрекоза летом

Зима, голод

Встреча с муравьем

Наказание стрекозы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....

АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тема урока:  Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:·       урок, обучающий читательской деятельности,·...

И. Крылов !Стрекоза и муравей"

Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...

Стрекоза и Муравей на новогоднем утреннике (по басне И. Крылова « Стрекоза и Муравей

Данная методическая разработка будет полезна  учителей начальных классов. Игровая программа  ориентирована на младших школьников, рекомендуется использовать данный сценарий для участия в нов...

Басня. И. А. Крылов. "Стрекоза и Муравей".

Урок литературного чтения....

Басня. И. А. Крылов. "Стрекоза и Муравей".

Урок литературного чтения...


 

Комментарии

Колосова Людмила Сергеевна

спасибо за хороший урок