КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Байбулдина Валерия Владиславовна

 

                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

                          ВО 2 КЛАССЕ.

Тема. С.А.Есенин «Берёза».

         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

           (Проведён 18.12.07Г.)

Цели.

1.     Познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина.

2.     Дать понятие метафоры, совершенствовать умение читать стихотворное произведение, рассказывать о своих впечатлениях.

3.     Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

4.     Развивать умение видеть красоту русской природы.

5.     Развивать  внимание учащихся, обогащать их словарный запас.

6.     Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

7.     Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской природе.

Оборудование. Репродукция картины И.Э.Грабаря »Февральская лазурь», П.И.Чайковский «Февраль», мультимедийный проектор, учебник «Родная речь» 2 класс, часть1.

                                              ХОД  УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  1 мин.

- Общая готовность рабочих мест.

- Тихо сели, начинаем урок литературного чтения.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 5 мин.

-С творчеством, какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке?

-С творчеством С.А.Есенина.

                                                         -1-            

-Что вы запомнили из того, что я рассказывала вам о его жизни?          

-С.А.Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Оки. Но очень любил свою родину и много стихотворений посвятил ей.

-Сейчас мы послушаем, как вы научились выразительно читать его стихотворение «Поёт зима – аукает…»

-Слушаем…

(заслушиваем чтение 4 учащихся, даётся анализ чтения, выставляются отметки)

                                                                                                                                   

III. ПОДГОТОВКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. 3мин.

1.     Сообщение темы урока.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением этого поэта.

2.     Рассказ учителя.

-О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.-

так писал С.А.Есенин в одном из своих стихотворений.

   Его детство прошло среди полей и степей.(1 кадр презентации) На берегу большой и красивой русской реки Оки.(2 кадр презентации) С детства он любовался родной природой, очень любил цветы, они для него были, как живые друзья. (3 кадр презентации)

 Всю свою жизнь он окружал себя их красотой.(4 кадр презентации)

 

 

 

                                                      -2-

  Стихи Есенин начал писать очень рано, по его собственному признанию, лет в восемь. Эти стихи в своём большинстве не дошли до нас. А первое стихотворение, которое появилось в печати, было написано им в восемнадцать лет. И уже в нём слышался голос большого поэта, по-своему воспринимавшего мир. Послушайте это стихотворение.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. 1 мин.

(чтение учителем наизусть, на фоне звучащей музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года», «Февраль», дети слушают с закрытыми учебниками)

V.  ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. 1 мин.

-Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Мне очень понравилось, потому что автор подобрал очень красивые слова.

- А мне потому, что он очень ласково рассказал о берёзе. Я тоже люблю это дерево.

-А что за музыка звучала?

- Это произведение П.И.Чайковского из его музыкального альбома «Времена года», а называется «Февраль».

-Откройте учебники на 196 странице. Перечитайте это стихотворение самостоятельно, подготовьтесь читать вслух, отметьте непонятные, по значению, слова.

VI.  ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.20 мин.

            1. Анализ стихотворения.

- Какие непонятные слова вам встретились?

- «Каймой» и «бахромой».

- А кто знает, что такое кайма и бахрома?

- Кайма – это узор по краю ткани, а бахрома – это кисти на концах, например, у скатерти.

- А откуда ты это знаешь?

                                                    -3-     

- Слышала от мамы, когда мы стелили скатерть на стол, я у неё спросила.

- В словаре Ожегова такое объяснение этих слов. Читай Григорьев Александр (4 кадр презентации)

БАХРОМА - Тесьма для обшивки чего-нибудь, ряд свободно свисающих нитей.

КАЙМА - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

-Запомните значение этих слов. А теперь прочитаем вслух первое четверостишие. Читай Румянцева Арина.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,/

Точно серебром.//

-  О чём здесь говориться? 

- Здесь говориться о берёзе под окном, о том, что она покрыта снегом. 

-С чем автор сравнивает снег? Почему?

- С серебром. Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.

-Как вы понимаете слово «принакрылась»?

- Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.

-Расставьте паузы, логические ударения карандашом.

(дети самостоятельно выполняют это задание, а учитель, проходя, проверяет работу каждого)

-Прочитаем второе четверостишие. Читай Обухова Алина.

На пушистых ветках

Снежною каймой

                                                          -4-

Распустились кисти

Белой бахромой.//

- С чем и почему сравнивает поэт ветви берёзы?

-С платком, у которого есть кисти.

- Да и такой платок называется шаль. Есенин говорит, что берёза принакрылась снегом, как будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, концы веток выглядят как кисти бахромы. А кто украшал себя шалью?

-Девушки.

- Значит, Есенин сравнивает берёзу с девушкой.

-Какой литературный приём использует автор?

- Метафору.

А что такое метафора?

- Это употребление слов в переносном смысле.

-А откуда ты это знаешь?

- Запомнил с прошлого урока?

А какие ещё литературные приёмы вы помните?

- Олицетворение – это, когда неживым предметам приписывают признаки и свойства живых.

 А здесь используется этот приём?

- Да. В третьем и в  четвёртом четверостишии.

- Давай прочтём их. Читай Лейтан Алиса.

И стоит берёза

В сонной тишине,/

И горят снежинки

В золотом огне.//

 

 

-5-

А заря,/ лениво

Обходя кругом,/

Обсыпает ветки

Новым серебром.//

- Где здесь олицетворение?

- Сонная тишина, лениво обходя кругом, обсыпает.

- А метафора?

- Да, «горят снежинки в золотом огне».

- «Новым серебром».

- Есть ли в стихотворении Есенина строки, в которых прямо говориться о его отношении к берёзе?

- Нет, дано только описание берёзы.

- Вы правы, но понимает ли читатель, какие чувства испытывает поэт?

-Да. Берёзой он любуется, восхищается.

-Подготовьте для выразительного чтения всё стихотворение.

- Проверьте, так ли у вас.

 (разобранное стихотворение высвечивается на доске, 5 кадр презентации)

                              ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 мин.

-Встали. Подняли ручки вверх – ваши руки, словно веточки у берёз, покачали ими из стороны в сторону, а теперь снизу вверх. Молодцы! Тихо сели.

2. Выразительное чтение.

-Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую берёзу.

(слушаем чтение троих учащихся, обсуждаем, у кого чтение более выразительное; чтение у ребят «получилось» и они получили отметку «пять»)         -6-

- А теперь прочитаем хором медленно, чётко проговаривая все слова.

- Молодцы!

V.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  МАТЕРИАЛА. 5 мин.

(5 кадр презентации репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и высказывания художника)

- Какая красивая берёза получилась у С.А.Есенина. При помощи чего он сумел передать её красоту?

- При помощи слов.

- А как ещё можно показать красоту?

- Можно нарисовать.

- Сегодня вы учились замечать метафоры и олицетворение в стихотворении.

- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины. Художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой  эмалью неба».

- Что значит «лазурь»?

- Это светло-синий цвет.

- Я закрою нижнюю часть картины, что вам напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне?

- Очень похоже на паутинку или на кружево.

- Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

                                                           -7-

- Какие образные выражения услышали?

- Жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени.

- Как называется этот приём?

- Метафора.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1 мин.

- Дома вы выучите наизусть это стихотворение и нарисуете берёзу на  альбомном листе.

VI. ИТОГ УРОКА. 3 мин.

-Со стихотворением, какого поэта мы сегодня познакомились?

- Со стихотворением С.А.Есенина «Берёза».

-Что такое метафора? Олицетворение?

-С дневником подойдут ко мне дети, которые получили отметки за урок.

- Урок окончен.

 

 

 

 

         

 

-

 

 

 

 

-

                                                        -8-

 

                                         САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Урок литературного чтения дан во втором классе. Условно класс можно разделить на три группы по уровню развития речи. Сильная группа - 8 человек, группа со средним уровнем - 11 человек и группа с низким уровнем развития - 6 человек.

Второй год работаем по программе  «Школа России», используя в своей работе учебник «Родная речь» и тетрадь «Чтение».

Тема урока  Стихотворение С.А.Есенина «Берёза».

Это четвёртый урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».

 На уроке ребята познакомились со стихотворением С.А.Есенина «Берёза».

         Во время работы над этим стихотворением дети учились находить литературные приёмы (метафору, олицетворение), рассказывать о своих впечатлениях от прочитанного произведения.     Созданная правильная эмоциональная атмосфера на уроке помогла ребятам «прочувствовать» стихотворение, они работали заинтересовано, всем хотелось прочитать вслух.

На уроке совершенствовались навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Подробно разбиралось каждое четверостишие самостоятельно детьми с последующей проверкой, затем читали вслух ; расширялся словарный запас детей при знакомстве с новыми словами (кайма, бахрома).

 При работе по картине дети сделали вывод, что о красоте можно не только рассказать словами, но и при помощи красок, рисунка.

                                            -9-

Дети были просто очарованы картиной И.Э.Грабаря. А чуть позже мы вернулись к ней, для написания сочинения и было очень приятно, что дети запомнили авторские слова – описания, и использовали их в своих сочинениях.

Домашнее задание носило творческий характер.

Это стихотворение ребята выучили наизусть и получили отметки:

«5» - 10 учащихся

«4» - 11 учащихся

«3» - 4 учащихся

А так же все дети принесли свои рисунки берёзы.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Я считаю, что поставленные цели урока были выполнены полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  -10-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.1.     Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела. 2.     Совершенствовать навыки чтения: ...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе на тему: "Люблю природу русскую. Зима. С.А. Есенин "Береза"

Цель  урока:   ознакомление учащихся со стихотворением С.А. Есенина «Берёза» и создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе раз...

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс УМК "Школа России"...

Урок -обобщение по теме "Люблю природу русскую. Зима".

Урок проводится в конце изученного раздела. Кроме повторения и систематизации полученных знаний, урок позволяет детям развивать речь, память....