"Секреты слога"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Методический материал для проведения уроков обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_sloga.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты слога

/Работа на уроках обучения грамоте/

     На этапе обучения грамоте в первом классе учитель сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Не меньше их и у самих первоклассников. Много лет назад в своей статье  «Открываем секреты слога» автором А.А.Бондаренко предложены способы ознакомления и отработки с учениками понятия «слог». На современном этапе этот материал может быть также использован учителями начальных классов, т. к. зачастую учителю тема кажется несложной, но по мере дальнейшей работы приходится выделять на уроке достаточно много времени для того, чтобы научить детей делить слова на слоги, проводить анализ слов и т. д.

       Действительно, «сколько страданий доставляет им этот лингвистический термин «слог»! До школы дети и не знали о том, что есть такое слово слог, ни разу не слышали его, поэтому и само понятие слога.  И все грамматические формы слова слог (слоги, а не слога, из слогов, а не из слогов и др.) осваиваются с трудом. К тому же новое слово слог, уж очень похоже по своему звучанию на знакомое, привычное слово слово, и как непросто на первых уроках развести, отделить друг от друга данные термины.

       Сущность слога раскрывается первокласснику постепенно, как бы по крупицам. Самое первое определение слога, с которым сталкивается ребенок, такое: «Слог — это часть слова». Казалось бы, уж в этом определении нет никаких особых сложностей, все четко, ясно и просто. И действительно, трудность заключается не в самом определении слога (дети довольно быстро» усваивают его!), а в том, что стоит у первоклассника за словами данного определения. Хорошо известно, с каким большим трудом дети младшего школьного возраста разграничивают слово и предмет, называемый данным слоном. Эта особенность удачно подмечена поэтом М. Пляцковским в «стихотворении с ошибками» «Какие бывают слова?»:

 Есть сладкое  слово  —  ракета.

Есть  быстрое  слово  —   конфета,

Есть кислое слово — вагон.

Есть слово с окошком лимон.

   При первоначальном знакомстве со слогом возникает опасность неразличения части слова (слога) и части предмета, называемого словом. Можно с уверенностыо  предположить, что детский писатель Э. Успенский именно в I классе «подслушал» следующее рассуждение одной из героинь своей книги «Школа клоунов»:

—        Слово стул состоит из пяти частей.

Потому что в нем четыре ножки и одна спинка.

  Как убедить б—7-летнего ребенка в том, что слог (часть слова) и часть предмета — это не одно и то же? Прежде  всего надо наглядно показать ему эти явления в сравнении друг с другом. Например, учитель приносит в класс игрушечную грузовую машину:

Назовите этот предмет одним словом.

Машина.

В машине можно выделить три большие части. Это - кабина, колеса, кузов. Все эти части начинаются на букву к. Колеса - это часть машины. Что могут делать колеса?

   - Они могут вращаться,- крутиться, катиться, стоять, лежать...

- В машине-игрушке три части.

Теперь произнесем по частям (по слогам) слово
машина. Сколько слогов в слове машина?

—- Три слога,

Назовите первый, второй, третий слог.

Ма-ши-на.

Как «работают» слоги? Что можно сделать со слогом?

Слог можно произнести, пропеть, прочитать, напечатать, написать, увидеть и услышать. Из слогов можно составить целое слово. К слогу можно подобрать схему. (Все рассуждения подкрепляются конкретными действиями.)

Колесо — это часть слова машина или часть самой машины?

Часть самой машины.        

Слог ма— это часть игрушки-машины или часть слова машина?

Часть слова машина.

Подумайте и ответьте, правильно ли говорят: «В машине три слога»? Как надо сказать грамотно?

—        В слове машина три слога.
    Подобные наблюдения-действия и есть тот кирпичик в фундамент языкового чутья ребенка, который способна внести лишь школа.

  В определении слога как части слова не раскрыты существенные признаки понятия, поэтому данное определение и конкретизируется в последующей работе со слогами. Уточняется, во-первых,  характер произнесения слога, во-вторых, его состав.

Что значит уточнять характер произнесения слога? Это значит провести с детьми элементарные наблюдения над физиологией произнесения слова по частям, по слогам. Важно убедить ребенка в том, что «произносить слоги и слова — совершенно разные действия». Важно наглядно показать, как работает наш «говорильный аппарат» во время произнесения слова по слогам. Александр  Матвеевич  Пешковский так предлагал знакомить детей со слогом: «...воздух из нас выходит, когда мы говорим толчками, и каждый слог и есть такой толчок» (Пешковский А. М. Наш язык.— М.; Л„ 1925.— С. 107). В состоянии ли первоклассник ощутить (методом самонаблюдения!), что воздушная струя при произнесении слова выходит из него (изо рта, из носа) толчками, т. е. «порциями»? Да, но лишь в том случае, если его речевое дыхание отрегулировано, т. е. если ребенок произносит фразы, слова на выдохе, как все взрослые. Увы, речевое дыхание младшего школьника не отличается отлаженностью, оно все еще формируется, складывается. Учителя, конечно, замечали, что многие дети в классе произносят (и читают) слова в самые разные фазы речевого дыхания, часто на вдохе, а не на выдохе).

Если первоклассник произносит слово на вдохе, ему совершенно непонятно, как нужно считать «удары» теплого воздуха о ладонь, подставленную близко ко рту. Он усердно подставляет ладошку ко рту, произносит слово белка по частям как умеет, т. е. на вдохе, и недоумевает, почему это учитель чувствует два толчка выдыхаемого воздуха на своей ладони, а он сам — нет. Можно, конечно, приказать всему классу произнести слово именно на  выдохе, но вряд ли каждый малыш будет способен выполнить данный  «приказ». Не лучше ли самому учителю на собственном речевом аппарате показать, откуда берутся слоги? А. М. Пешковский советует для этого провести в классе эксперимент со свечой. Нужно зажечь свечу, свернуть в трубку лист плотной бумаги и произносить перед горящей свечой слова с разным количеством слогов (на выдохе после глубокого вдоха). Пламя свечи мигнет столько раз, сколько слогов содержится в слове: лось, дым — один раз; белка, рыба — два раза; синицы, карандаш— три раза. Можно не сомневаться, что опыт со свечой поможет создать у детей яркое, образное представление о том, как «получаются» слоги, и надолго останется в их памяти.

       Элементарному знакомству с физиологией  произнесения слова по слогам служит и широко известный в практике начального обучения  прием упора в подбородок: подставленной к подбородку ладонью дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове (сколько раз подбородок ударился о ладонь, столько в  произносимом слове и слогов).

Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Гласные, в отличие от согласных - ртораскрыватели (термин В.А.Богородицкого),причем, если звуки [а], {о], [э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и], [ы], [у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и], [ы], [у] -узкие, а для , [а] — широкий гласный звук). Заметим, что использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща, при делении же на  слоги слов типа  синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных, звуков.

Часто на уроке обучения грамоте данный прием используется в весьма искаженном, анекдотичном виде (что опять-таки талантливо подмечено Э. Успенским в его «Школе клоунов»), Например, на одном из уроков обучения грамоте учитель объясняет «бестолковому» ученику: «Сколько раз ты открыл рот, столько в слове  слогов!» А ребенок никак не может сосчитать, сколько же раз от «открыл» рот при произнесении слова лиса. \ Ему кажется, что один раз, но учителя такой ответ явно не устраивает. И невдомек учителю, что подобными «приемами» он лишь вызывает у детей неприязнь, а то и отвращение к наблюдениям над языком.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие «варианты» членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова.

Что значит уточнить структуру слога? Это значит познакомить младших школьников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

  Как на дольки апельсин.

(В.Берестев.)

         В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: «Без гласного звука слога не бывает». Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление, о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех.

Состав слога осознается детьми не только на уроках обучения грамоте, но и в дальнейшем на уроках русского языка. Дидактическим материалом для этого могут служить лингвистические задачи типа «Я задумал (а) слог (слово)»:

В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?

В слоге два звука. Какие это звуки?

В слоге три звука. Сколько в нем гласных? Сколько согласных?

В слоге четыре звука. Сколько в нем согласных? Почему?

В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие  слова.

6.        В слове три согласных и три гласных
звука. На сколько слогов можно разделить
слово? Приведите примеры таких слов.

7. В слове всего два звука. Сколько в слове, слогов?

Приведенная лингвистическая задача — «хитрая», так как имеет два решения. Первое: в задуманном слове один слог, который состоит из гласного и согласного звука, например: ум, ус, ах, ой, на, за и т. д. Второе: в задуманном слове два слога, слово состоит из двух гласных звуков, например: уа, ау, иа.

Запишите слова клён, клоун. В обоих словах по три согласных звука. Почему в слове клён один слог, а в слове клоун — два слога?        

Как звали печального ослика из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? Как звали крошку кенгуренка, сына мамы Кенги? Запишите имена обоих героев (Иа, Ру). В каждом имени по два звука. Объясните, почему в первом слове два слога, а  во втором — один.

10.        В слове кот три звука и в слове мяу
три звука. Одинаково ли число слогов в данных словах? Объясните, почему количество  слогов в словах разное.

    Развивающий потенциал задач, требующих развернутых рассуждений учащихся в поисках ответа иа вопрос «почему?», достаточно высок. Решая разнообразные лингвистические задачи, школьники убеждаются в том, что слог может состоять из одного звука (обязательно гласного) или же представлять собой содружество звуков, целую звуковую семью, главой которой является гласный звук. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки — это согласные звуки, а желтое «сердечко» — это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает.

        Но только ли гласные могут быть слоговыми, т. е. слогообразующими,  в русском языке? Оказывается, нет. Согласные звуки одни, без гласных, тоже способны образовывать слоги. В русском языке, как и во многих других, слоговыми чаще всего бывают сонорные согласные [м], [и], [р], [л]. Если скандировать (произносить отчетливо по слогам, напевно) строки забавного мини-стихотворения детского поэта  О. Григорьева: Я ударился об угол,       Значит, мир не очень кругл, то можно легко обнаружить, что последнее слово кругл произносятся не в один, а в два слога. Почему? Ведь гласный звук в слове один! Потому, что второй слог в слове образуется сонорным согласным [л]: кру-гл  (значком о- под буквой  обозначается  в транскрипции слоговость звука).

Кому из учителей начальных классов не доводилось слышать от детей слова мысль, рубль, произносимые, в два слога, бинокль и театр — в три? Кто не видел в тетрадях младших школьников написаний «жизень», «декаборь», «октяборьская»?! Названные ошибки и есть, свидетельство того, что наши    ученики прекрасно чувствуют слоговость сонорных согласных звуков в русском языке и — более того — отражают ее в написании и произношении.

  Нужно ли обрушивать на учащихся начальных классов новые сведения о том, что слог могут  образовать в русском языке не только гласные, но и согласные звуки? Конечно, нет. Однако данная информация важна для учителя, ведь она помогает понять причины орфоэпических и орфографических ошибок детей, а значит, грамотно предупредить их. Младшему, школьнику же важно научиться определять количество слогов в слове по числу гласных звуков. На начальном этапе обучения достаточно познакомить детей с этим типичным способом слогообразования в русском языке.

    И в заключение несколько - слов о «родственниках» слога. Сам термин «слог» становится более понятным школьникам, если раскрыть перед ними этимологию данного слова, показать родственные связи с другими словами в языке. Вот понятные ученику слова – родственники: складывать и сложить. Когда – то вместо термина «слог» употреблялось слово «склад». Читать по складам означало читать по слогам, т. е. уметь соединять отдельные буквы в слитные слоги. Поэтому на уроках необходимо выполнять упражнения на складывание слогов в слова и раскладывание слов на слоги, это объясняется самой сущностью слога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему "Слог. Деление слов на слоги".

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Слог.Деление слов на слоги". УМК "Школа России", Автор курса- Т.Г.Рамзаева....

Слово и слог. Деление слов на слоги.

Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....