Урок литературного чтения Н. Носов «На горке» 2 класс УМК "Перспектива"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Копцева Галина Михайловна

Предмет: литературное чтение

Название учебника:  Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.

Название раздела, темы в учебнике:    «Мы – друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.

Тема урока:   Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

Цели урока:

  • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
  • Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_v_sootvets._s_fgos.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов:     Копцева Галина Михайловна

Место работы:   МБОУ «Школа № 6» г. Курчатова

Класс:     2 класс (КРО VII вида).

Предмет: литературное чтение

Название учебника:  Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.

Название раздела, темы в учебнике:    «Мы – друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.

Тема урока:   Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

Цели урока:

  1. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
  2. Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Задачи урока:

образовательные:

  1. способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  2. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  3. создать условия для выразительного чтения;
  4. способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  1. формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  1. воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  2. воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Средства обучения:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.

Бойкина М. В. Уроки чтения, 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.            

http://www.uchportal.ru/_ld/155/15523_Nosov.rar

http://www.uchportal.ru/_ld/88/8889_literat_chtenie.rar

www.stoknig.ru/_ld/269/78047095,jpg

http://nigma.ru/index.php?startpos=140&t=img&s=%DO%BD%DO%B8%DO%BA%...

www.slideshare.net./lolita2703/ss-10793886#btnPrevious

№ п/п

Ход урока

          Формируемые УУД

Название этапа урока

Задачи этапа урока

          Деятельность учителя и обучающихся

коммуникативные

познавательные

регулятивные

личностные

1

Мотивация учебной деятельности

Создать эмоциональный настрой

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

обеспечение учащимся их учебной деятельности

2

Речевая разминка.

Формировать навыки владения дыханием,   развивать органы артикуляционного аппарата.

- Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

  1. Дыхательная гимнастика.

К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.

- Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.

  1. Отработка дикции.

Слайд 1.

Снежинки ловит Тая,

Они слетают тая.

- Прочитайте глазами.

-Прочитайте шепотом и медленно.

-Прочитайте громко и медленно.

- Прочитайте громко и быстро.

  1. Интонационная разминка.

        Слайд 2.

Целый день ребята строили снежную горку.

- Прочитайте предложение.

- Кто строил снежную горку?   (Ребята).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

- Что строили ребята?   (Горку).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

Какую горку строили ребята?   (Снежную).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

3.

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

-Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение?

- Кто автор рассказа «На горке»?

Слайд 3.

- Что вы знаете о Н.Н. Носове?

(Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).

- Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку.

(Дети ставят на полку прочитанные ими книги).

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

4.

5.

   

Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности (осмысление учащимися того, что они знают и того, что еще можно узнать для решения учебной задачи).

Организовать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организовать соотнесение с эталоном для самопроверки.

Организовать рефлексию деятельности по данному этапу.

Сегодня мы продолжим работу над рассказом «На горке», выясним, с какой целью автор написал это произведение.

- Назовите главного героя рассказа.

- Каким вы представляете Котьку Чижова? Почему вы так считаете? Можно ли подтвердить ваше мнение словами текста? Прочитайте.

( Хитрый – не  хотел строить горку, а когда ребята ушли, побежал кататься).

(Глупый – посыпал горку песком, не догадался, что коньки по песку не поедут).

(Трудолюбивый – так понравилось работать, что он еще и ступеньки сделал).

- Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Изменился ли Котька в конце рассказа?

- Кто помог мальчику измениться?

 (Его товарищи).

- Хотели бы вы иметь таких друзей? Почему?

- Какое задание вы выполняли дома?

(Читали по ролям диалог Котьки и ребят).

-Прочитаем его, но сначала подумаем, как вы будете произносить слова героев.

 

   Работа в группах.

                        Слайд 4.

-Прочитаем (хором).

1-я группа выберет слова, указывающие на интонацию ребят.

2- группа  выберет слова, указывающие на интонацию Котьки.

Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы).

                       Слайд 5.

     Чтение по ролям.

-Удалось ли вам передать чувства ребят? Как вы оцениваете свое чтение?

учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения

умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

анализ характеров и поступков героя

6.

Динамическая пауза.

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – ровно стать.

- Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.

- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.

формирование установки на здоровый образ жизни

7.

8.

9.

Закрепление во внешней речи.

Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.

Включение в систему знаний и повторение.

Проговаривание нового знания во внешней речи.

Организовать обсуждение домашнего задания разными группами обучающихся.

Организовать нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу. Посмотрите, к нашей первой картинке добавились другие. Что на них изображено?

(Отдельные эпизоды рассказа).       Слайд 6.

- Рассмотрите иллюстрации и попробуйте подобрать к ним заголовки.

(Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует).

- Каких рисунков не хватает?

(Котька пытается взобраться на скользкую горку).

- Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент.

(Хитрец на скользкой горке).

- Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить?

(Дружная работа). ( Котька трудится вместе с ребятами).

- У нас получился план рассказа. Прочитайте его.

    Слайд 7.

  1. Ребята строят горку.
  2. Хитрец на скользкой горке.
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята недовольны.
  5. Дружная работа.

-Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника.

- Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…                                Слайд 8.

-Может быть, кто-то попробует пересказать сейчас?

(Желающие пересказывают текст по частям, учитель направляет и корректирует высказывания детей).

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Дома подготовьте пересказ всего текста. Возьмите карточку с тем заданием, которое вы хотите выполнить.

- А теперь прочитайте следующие предложения. Что это?

 (Пословицы).         Слайд 9.

        Ум хорошо, а два лучше.

       Поспешишь – людей насмешишь.

       Умел ошибиться, умей и исправиться.

- В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу.

«Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь,  а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!»  (Ум хорошо, а два лучше.)

«Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

 - Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках».   (Поспешишь – людей насмешишь).

«Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться).

(Проверка выполнения задания, обоснование своего мнения).

- А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.

- Почему вы выбрали третью пословицу?

(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).

- Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.

- Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить?

- Нравится ли Котька автору, Николаю Носову? Почему вы так считаете?

(Автор не высмеивает героя, пишет о нем с доброй улыбкой).

- С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ.

              Слайд 10.

Развеселить читателя.

Помочь увидеть поступки.

Подшутить над кем-нибудь.

- Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).

учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

анализ и синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации

постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

сличение результата действия с эталоном, коррекция

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала

10.                                                                                          

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организовать самооценку деятельности на уроке.

- У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась!

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива ....

технологическая карта урока литературного чтения Н. Носов. На горке.

Урокам литературного чтения уделяю самое серьезное внимание. Ведь не для кого не секрет, что в последнее время у детей пропал интерес к чтению. Уроки провожу, учитвая все требования ФГОС второго покол...

Урок литературного чтения Н.Носов На горке

Урок литературного чтения Н.Носов На горке...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

карточка к уроку литературного чтения Н.Носов "На горке"

Карточка содержит задания, направленные на  формирование  предметных  и регулятивных УУД,  ученику важно понять и удерживать учебную задачу, анализировать и сравнивать. Задания рас...

Урок литературного чтения- Н.Носов "На горке"

Формировать у учащихся целостное представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива....