Мир волшебных красок и звуков в поэзии Сергея Есенина
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Михайлова Наталья Евгеньевна

Раскрыть  своеобразие  личности поэта, его творчества,  обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет - основная цель урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Мир волшебных красок и звуков в поэзии Есенина»"

Цель урока: раскрыть  своеобразие  личности поэта, его творчества, в ходе совместной деятельности – подготовке урока – пробудить интерес к произведениям русского поэта, познакомить с музыкальными произведениями, написанными на стихи С.Есенина, прививать любовь к поэзии; развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет, воспитывать любовь к природе, Родине

Оборудование:

  1. презентация к уроку;
  2. раздаточный материал «Отрывки из стихов Сергея Есенина»;
  3. ромашка.

              Ход урока:

  1. Организация класса
  2. Объявление целей и задач урока

- Сегодня наш урок посвящен творчеству известного вам русского поэта – Сергея Есенина.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - " Сергей Есенин "
Всей России встают черты:

И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Красногривого жеребёнка

Неуклюжий, смешной галоп…

  1.  Изучение нового материала

1.  Биография Сергея Есенина.

 Рассказ учителя, подготовленные сообщения детей.

Ученик читает стихотворение С.Есенина «Белая берёза»

- Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Поэт считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь», поэтому специально написанных детских стихов у него мало. Сегодня мы увидим мир глазами поэта, услышим звуки, наполняющие его, почувствуем радость от общения с прекрасным.

- Родился будущий поэт в селе Константиново Рязанской губернии в 1895 году. Константиново расположено на холмистом берегу реки Оки.

 (Звучат звуки природы) 

- «Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна многоводная причудливо извилистая красавица Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте, в синей дымке, темнеют знаменитые Мещерские леса.» Так описывает родные места сестра Александра.

- Здесь, на этих просторах, и прошло детство Есенина. Посреди села проходила широкая, утопающая в зелени улица; на ней – главное украшение села - церковь. Её белоснежный купол виден был издалека. С этой церковью и с колокольным звоном была связана вся жизнь села.

- С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все его детство. Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку. А как его учили плавать? Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Среди других мальчишек Сережа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах. Так протекало его детство.

- Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах.

Ученик читает стихотворение Сергея Есенина

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

2. Беседа «Родина – что это значит?» Звучит песня “С чего начинается Родина”

-  Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?

- “Родина”, “мама”, “семья”, “дом”, “природа”, “река”, “любовь”, “забота”, “Отчество”, “Россия”).

- “Чувство Родины основное в моем творчестве”, - писал Сергей Есенин. Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин?

3. Чтение стихов Сергея Есенина

Работа по учебнику с. 58-61

А. Отрывок «Я покинул родимый дом…»

- Первичное слушание (Чтение стихотворения автором в записи)

- Повторное чтение «вполголоса»

- Работа с текстом стихотворения:

а. Выполнение задания в тетради с. 37 № 3

- Сколько строф в стихотворении С.Есенина. Как называется такая строфа?

б.  Моделирование обложки.

Обложка моделируется на доске и в читательских дневниках.

в. Работа с текстом стихотворения

- В каких словах слышится гордость поэта, его грусть? Прочитайте, передавая чувства поэта.

- В каких строфах есть сравнения? Прочитайте.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

- Найдите олицетворения в тексте. Прочитайте строфы, в которых есть олицетворения.

В три звезды березняк под прудом

Теплит матери старой грусть…

****

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

***

Долго петь и звенеть пурге…

***

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

Б. «Нивы сжаты, рощи голы…»

- Первичное слушание (Чтение стихотворения подготовленным уч-ся)

- Повторное чтение по строфам

- Работа с текстом стихотворения:

а. Моделирование обложки.

  Обложка моделируется на доске и в читательских дневниках.

б. Работа с текстом стихотворения

- Какое чувство вызывает стихотворение?

- Какие картины рисует поэт? Прочитайте.

- Прочитайте вторую строфу. Есть ли в ней олицетворение? Укажите

Работа в тетради с .38 № 2

- С чем сравнивает месяц поэт? Подчеркните сравнение.

Работа в тетради с. 38 № 3

4 . Исследовательская  работа учащихся

На каждой парте лежат лист со стихотворениями  Сергея Есенина.

Ромашка.

- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся еще раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.

-Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.

- Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета

Белый цвет…

БЕРЕЗА 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Голубой цвет…

                   Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Синий…

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Вззвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

       Край ты мой родной.

Зеленый…

С добрым утром.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Красный, малиновый…

Лебёдушка 

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Желтый, золотой…

Черёмуха

      Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов С.Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.

(Учитель собирает ромашки и вывешивает их на зеленое поле)

5. Слушание романса на стихи Сергея Есенина

-Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения С. Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, легко заучиваются, лиричны?
-Мы можем сказать, что близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню; грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное – чувствовал ее. Самой большой радостью было упросить мать Татьяну Федоровну спеть народную песню.
Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”. Давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.

Звучит романс на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»

6.   Творческая мастерская.
- Мы сегодня работали со стихами Сергея Есенина. Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила         Есенина на создание прекрасных стихотворений. Нам тоже надо учиться чувствовать, замечать всё прекрасное.

Чтение стихотворений собственного сочинения о Родине

  1. Итог урока. Рефлексия

- В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)

- Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

-  В заключении мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.

  1. Домашнее задание

Выучить любое стихотворение Сергея Есенина наизусть.

Список использованной литературы


1.  Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/автор составитель: Л.А.Ефросинова, М.И. Оморокова-М.: Вентана – Граф, 2008..

2.  Шестипалова К.П. Изучение поэтического произведения в начальных классах. Москва, 2004.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.lit-studia.ru/articles/25.html
  2. http://rus.1september.ru/2005/20/3.htm
  3. http://www.4stupeni.ru/lirika/8807-eseninskaya-osen.html
  4. http://wiki.saripkro.ru/index.php/

В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - " Сергей Есенин "
Всей России встают черты:

И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Красногривого жеребёнка

Неуклюжий, смешной галоп…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Приложение № 1

БЕРЕЗА 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

***

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

***

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Вззвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

***

С добрым утром.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

***

ЛЕБЕДУШКА 

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

***

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного  урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Мир волшебных красок и звуков в поэзии С.Есенина

Урок посвящен творчеству известного русского поэта – Сергея Есенина. У великих людей одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Из далёких 20-х годов 19 века шагнул в наши дни и да...

жизнь и творчество Сергея Есенина

презентация для учащихся начальных классов о жизни и творчестве Сергея Есенина...

Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина

Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина для начальных классов...

Методическая разработка урока «В гостях у поэта Сергея Есенина»

Данный материал является конспектом урока литературного чтения 4 класса по теме "В гостях у поэта Сергея Есенина" и знакомит учащихся с краткой биографией поэта, показывает народность творчества Есени...

Презентация по чтению на тему "В гостях у поэта Сергея Есенина"

Эта презентация отражает основные моменты биографии Сергея Есенина. Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения в 3-4 классах....